Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных видов налогов






 

Косвенные налоги (налоги на потребление) в современных нало­говых системах представлены универсальными, индивидуальными (специфическими) акцизами и таможенными пошлинами.

Универсальными акцизами называются налоги с оборота, которы­ми облагается любой оборот товаров (продажи, поставки, покупки), а также налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложе­ния с оборота является валовой оборот торгового или промышлен­ного предприятия. При обложении валового оборота на всех этапах движения товара возникает кумулятивный эффект. В налогообла­гаемый товарооборот попадают суммы налогов, уплаченные при по­купке товаров производственного назначения. Таким образом, налог взимается не только с оборота товаров, но и с налогов, ранее упла­ченных по счетам-фактурам.

Налог на добавленную стоимость также взимается на всех этапах движения товаров, но благодаря тому, что объектом налогообложе­ния является добавленная стоимость (т. е. вновь созданная данным хозяйствующим субъектом), кумулятивный эффект в данном случае отсутствует.

Показатель добавленной стоимости можно вычислить как раз­ность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ма­териальными издержками на ее производство, т. е. необходимо от стоимости продаж отнять стоимость закупок. Можно рассчитать

добавленную стоимость и как сумму ее составляющих: заработной платы, прибыли, амортизационных отчислений, процентов за кредит, платы за землю и других налогов, которые включаются в затраты на производство. Но метод взимания НДС, используемый в практике на­логообложения, позволяет вычислять налог без предварительного расчета добавленной стоимости:

Выручка х Ставка НДС — Затраты х Ставка НДС.

Налог на добавленную стоимость используют более чем в 40 стра­нах; особенно он распространен в Европе. Этот налог взимается на каждом этапе производства и обращения товара на основе вновь со­зданной стоимости. Полностью сумма НДС входит в цену товара у ко­нечного потребителя.

Налог на добавленную стоимость может взиматься либо по еди­ной ставке, либо по нескольким: пониженной — для товаров и услуг первой необходимости, стандартной — для большинства товаров и повышенной — для предметов роскоши, табачных и алкогольных из­делий.

В разных странах используется различная дифференциация ста­вок НДС. Например, в рамках Европейского Союза (ЕС) применяют две ставки: нормальную — 18, 6 % и сниженную — 5, 5 %. От НДС осво­бождаются услуги образования и медицины, общественная и благо­творительная деятельность [17].

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом специфичес­ких (индивидуальных) акцизов, используемых для обложения, как правило, высокорентабельных, монопольных товаров, отдельных пред­метов длительного пользования, предметов роскоши. Иногда в спис­ки подакцизных товаров попадают и товары повседневного пользо­вания (сахар, спички, пиво, минеральная вода и т. п.).

Таможенные пошлины как разновидность налогов на потребле­ние сегодня устанавливаются чаще всего не с целью пополнить до­ходы бюджета (хотя иногда и это имеет место), а защитить внутрен­ний рынок, национальную промышленность и сельское хозяйство. Таможенные пошлины — это инструмент государственной эконо­мической политики во внешнеторговых отношениях. Они должны способствовать рационализации товарной структуры ввоза товаров, поддержанию соответствующего соотношения ввоза и вывоза това­ров, валютных доходов и расходов, а также созданию условий для

прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защите страны от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

Различают следующие виды таможенных пошлин:

• статистические — для учета экспорта и импорта товаров в условиях свободной торговли; они отличаются низкими став­ками;

• фискальные — для пополнения доходов бюджета; они име­ют высокие ставки. В современных условиях использование фискальных пошлин ограничивается, так как они препятствуют развитию международной торговли;

• специальные (протекционистские) — для защиты внутренне­го рынка от конкуренции со стороны некоторых иностранных товаров, аналоги которых выпускаются отечественными произ­водителями;

• преференциальные — устанавливаются по соглашению между торгующими странами при ввозе товаров, для производства ко­торых прямо или косвенно использовались субсидии; применя­ются для уравновешивания цен на иностранные и отечествен­ные товары с целью исключения конкуренции между ними;

• антидемпинговые — особые виды пошлин, которые вводятся в случае ввоза товаров по ценам ниже, чем их нормальная цена в стране вывоза, для защиты производства подобных отече­ственных товаров;

• сезонные — позволяют оперативно реагировать на ввоз и вы­воз сезонных товаров; устанавливаются, как правило, на срок не более шести месяцев.

Ставки таможенных пошлин либо устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров, либо начисляются в определенном размере за единицу измерения облагаемого товара. Иногда исполь­зуются комбинированные ставки, сочетающие оба подхода.

В доходах бюджетов экономически развитых стран таможенные пошлины составляют незначительную долю. Ее снижению способству­ет расширение масштабов использования режима свободной торгов­ли между странами.

Устаревшей формой косвенного налогообложения являются фискальные монополии, взимавшиеся при реализации товаров, ус­тановление цен на которые было монополией государства (на алкоголь, соль, табак и пр.). Государство, устанавливая фиксированную розничную цену на определенный товар, получало налог в виде раз­ницы между этой ценой и ценой производства.

К основным прямым налогам, которые применяются во всех стра­нах, относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль пред­приятий, имущественные налоги.

Индивидуальный (личный) подоходный налог является основным для налоговых систем многих стран. Объект налогообложения — совокупный личный доход плательщиков, включающий в себя зара­ботную плату, доход от индивидуальной предпринимательской дея­тельности и ценных бумаг, прочие доходы. Для взимания этого на­лога используется прогрессивная шкала налогообложения и учиты­вается налогонеоблагаемый минимум доходов. Количество ставок подоходного налога, уровень минимальной, максимальной, промежу­точных ставок и налогонеоблагаемого минимума, состав налоговых льгот определяются законодательством конкретной страны. Но для всех стран характерно взимание личного подоходного налога по прогрессивной шкале, включающей в себя несколько ставок, а также наличие налогонеоблагаемого минимума доходов и ряда других налоговых льгот.

Налог на прибыль предприятий существует во всех странах. Для исчисления налогооблагаемой прибыли из дохода предприятия обыч­но вычитаются НДС, акцизы, другие налоги и расходы, относимые на себестоимость. Таким образом, налог на прибыль оказывается за­вершающим с точки зрения последовательности начисления налогов с предприятий. Мировая практика показывает, что по этому налогу используется большое количество льгот в различных формах, на­пример ускоренная амортизация, льгота на инвестиции и научно-ис­следовательские работы, налоговые скидки для поддержки отдельных отраслей, стимулирования развития новых технологий, использова­ния альтернативных видов энергии (солнечной и ветровой энергии в США). Как правило, основой для расчета этого налога служит годо­вая прибыль предприятия, которая указывается в декларации, пред­ставляемой в налоговые органы до окончания годовых расчетов. В течение года предусматриваются авансовые платежи.

К имущественным налогам относят налоги на движимое и недви­жимое имущество предприятий и граждан. Объектами налогообложе­ния могут быть земля, дома, гаражи, транспортные средства, ценные

бумаги, другое имущество. Имущественные налоги взимаются в раз­личных формах: как определенная плата от рыночной (инвентариза­ционной) стоимости имущества, налог на прирост капитала (прибыль, полученную при продаже имущества в результате роста его рыноч­ной стоимости), плата за переход права собственности на имущество (налог на наследство, дарение, куплю-продажу ценных бумаг).

Имущественные налоги называют налогами на богатство. С целью перенесения тяжести их уплаты на обеспеченные слои населения по ним обычно (так же, как по подоходным налогам с граждан) устанав­ливается довольно высокий налогонеоблагаемый минимум, поэтому плательщиками являются в основном крупные частные владельцы и предприятия. В том или ином виде имущественные налоги исполь­зуются во всех странах с рыночной экономикой, хотя они издавна критикуются многими учеными, очень непопулярны среди населения, болезненно воспринимаются собственниками.

Отчисления на социальное страхование относятся к группе специальных поступлений в государственную финансовую систему для целевого финансирования различных видов обязательного госу­дарственного социального страхования, в том числе пенсионного. В большинстве стран с рыночной экономикой наблюдается рост доли отчислений на социальное страхование в общей сумме налого­вых доходов государства. Как правило, эти отчисления взимаются и с работодателей, и с заработной платы наемных работников. Пропор­ции между взносами работодателей и наемных работников различны; в основном выше доля платежей наемных работников, хотя наблюда­ется тенденция роста удельного веса отчислений на социальное стра­хование с работодателей. Например, в Швеции и Финляндии всю сум­му платят работодатели, в США, Нидерландах, Греции и Швейцарии по­ровну платят наемные работники и работодатели [36]. В Украине основную долю вносят работодатели.

Для работодателей отчисления на социальное страхование носят характер косвенных налогов, так как рассчитываются в зависимос­ти от фонда заработной платы или от числа наемных работников и включаются в издержки производства. Для наемных работников эти отчисления рассчитываются от их личного дохода в виде заработной платы, поэтому, как и подоходный налог, относятся к прямым налогам. К местным налогам относятся налоги и своры, установление и взимание которых является прерогативой местных органов власти.

Местные налоги служат источником доходов местных бюджетов, т. е. выполняют прежде всего фискальную функцию. Но они могут быть также инструментом проведения местными властями определенной политики и регулируют те или иные хозяйственные процессы в регио­не. В большинстве стран существует разветвленная сеть местных на­логов. Особенно большое их количество в странах, где установление местных налогов не регламентируется на государственном уровне и местные органы власти имеют право вводить любые налоги на под­ведомственной им территории.

Местные налоги придают гибкость налоговой системе, так как дают возможность органам местного самоуправления оперативно мобили­зовать средства на финансирование общественных нужд конкретно­го региона. Однако большое количество местных налогов может слишком усложнить налоговую систему, вызвать дополнительные рас­ходы по учету и контролю за их начислением, не обеспечивая суще­ственного пополнения бюджета. Поэтому в ряде стран все налоги (в том числе местные) устанавливаются на государственном уровне, а местные органы самоуправления не могут вводить дополнительные налоги без внесения изменений в общегосударственное законода­тельство. Такой порядок в настоящее время действует и в Украине.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.