Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация налогов. Налоги можно классифицировать по различным признакам (схе­ма 1.1).






 

Налоги можно классифицировать по различным признакам (схе­ма 1.1).

Издавна по методу установления налогов их начали подраз­делять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов — потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену то­варов (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на по­требление.

Критерий переложения налога на потребителя для признания его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, по­скольку при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через механизм роста цен, а бремя косвенных налогов, напротив, не всегда полностью перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается достаточно эластичным и объем реализации уменьшает­ся при повышении цены. Поэтому для разделения налогов на прямые и косвенные перестали использовать критерий переложения.

В настоящее время все подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарения, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление — к кос­венным.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно для платель­щиков; их размер зависит от масштабов объекта налогообложения.

Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бре­мени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большин­ство экономистов считают справедливым. В промышленно развитых странах доля прямых налогов достаточно высокая: в 1987 г. она со­ставила в США 91, 1 %, в Японии — 71, 2, в Великобритании — 54, 3, в ФРГ — 44, 1 % [28]. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому невзирая на справедливость прямых налогов налоговая система не может ог­раничиться только ими.

Поскольку косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток, за который они постоянно подвер­гаются критике, — регрессивный характер, или обратно пропорцио­нальная зависимость от платежеспособности потребителей. Вслед­ствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массово­го потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на при­обретение продуктов питания и других товаров первой необходи­мости.

В связи с тем что структура потребления у различных слоев насе­ления значительно различается, принцип справедливого налогообло­жения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установ­ление более высоких налогов только на товары не первой необходи­мости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и со­кращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невы­сокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Несмотря на критику со стороны многих экономистов, косвенные налоги довольно широко используются во всем мире, так как при от­носительно простом механизме взимания (от них трудно уклониться) они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой за­висимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они вос­принимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и осознанием этого (табл. 1).

Классификация налогов осуществляется и по другим признакам. Так, по степени учета финансового положения налогоплательщи­ка прямые налоги подразделяют на личные и реальные. Механизм ис­числения и уплаты личных налогов учитывает платежеспособность и семейное положение физического лица, так как они уплачивают­ся в зависимости от величины дохода (прибыли), полученного пла­тельщиком. Примером личного налога является подоходный налог с граждан. Реальными налогами (на дома, торгово-промышленные здания, землю и др.) облагается имущество как физических, так и

Таблица 1. Особенности косвенных и прямых налогов

Показатель Косвенные налоги Прямые налоги
Сложность определения налоговых обязательств Относительно простые расчеты Относительно сложные расчеты
   
Реакция налогоплательщиков на обложение налогом Устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов Относительно неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятии и граждан
Характер Относительно Относительно прогрес-
налогообложения регрессивное сивное
Возможность Большая Меньшая
переложения налогов    

юридических лиц независимо от индивидуальных финансовых обсто­ятельств налогоплательщика. Например, налог на недвижимое имуще­ство граждан может составлять некоторую сумму, определяемую его стоимостью, независимо от того, какие доходы получает его владелец.

В зависимости от способов установления налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и рав­ные. К пропорциональным относят налоги, предполагающие уплату одинаковой суммы с каждой единицы обложения.

Ставки прогрессивных налогов возрастают с увеличением едини­цы обложения. Равный налог берется в одинаковой сумме со всех плательщиков. Единственное его преимущество — простота взима­ния. В настоящее время применяются в основном пропорциональные и прогрессивные формы налогообложения; равные налоги (например, подушный) широко применялись в средние века, сейчас же считаются устаревшей формой.

В зависимости от того, какому уровню государственной влас­ти предоставлено право установления, взимания и распределения налогов, они делятся на общегосударственные (в федеративном госу­дарстве — федеральные), региональные и местные.

В зависимости от установленного порядка использования на­логи подразделяются также на общие и специальные. Общие налоги не имеют особого предназначения и могут быть использованы для покрытия любых видов расходов государственного и местного бюд­жетов, специальные налоги взимают для целевого финансирования некоторых заранее определенных затрат.

По экономическому содержанию объекта налогообложения выде­ляют пять групп налогов: на имущество; на использование различных ресурсов, (земли, воды, полезных ископаемых и т. д.); на доход или прибыль; на различные действия — юридические и хозяйственные акты, финансовые операции, реализацию продукции и т. д.; прочие (например, на потребление: НДС, акцизный сбор, таможенные пошли­ны; местные: на рекламу, гостиничный сбор, курортный сбор и др.).

По субъектам налогообложения различают налоги:

• взимаемые с юридических лиц;

• взимаемые с физических лиц;

• смешанные (и с юридических, и с физических лиц).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.