Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Программа тренинга как групповая форма работы для лиц, переживающих измену супруга.






2.1.Преимущества групповой формы психологической работы

· групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем: человек избегает непродуктивного избегания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

· группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм: по сути дела, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и себя, не очевидные в житейских ситуациях;

· возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами: в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти тоже самое: возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

· в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров: если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

· В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то: возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

· взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого: этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе: создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов: задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

· группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания: иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны: открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе;

· групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренингоавя работа гораздо более эффективна).

 

Литература:

Андреева О. Диалекты любви, Мн, 1998

Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001.

Васильева О. С., Хмарук И. Н. Супружеская измена как предмет социально-психологического исследования -Прикладная психология, №3 1999

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997

Витакер К. Полномочные размышления семейного терапевта.-М:»Класс», 1998

Витек К. Проблемы супружеского благополучия.-М.: Прогресс, 1998

Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности. Вопросы психологии. -№2, 1989

Гаспарян Ю. А. Семья на пороге 21века-СПб, 1999

Кратохвилл С.Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний, Медицина, 1991

Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1993

Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. -СПб.: Речь, 2001.

Пергаменщик Л. А. Список Робинзона_Мн., 1996

Психогимнастика в тренинге. Под. Ред. Н. Ю. Хрящевой.- СПб.: «Ювента», 1999

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.М., 1999

Рудестам К. Групповая психотерапия, СПб, 2000.

Рейнуотер Дж.Это в ваших силах.-М.: Прогресс, 1993

Сатир В. Психотерапия семьи. -«Ювента», СПб., 1999.

Стопс В. Супружеская верность? Это реально! -Апатиты, 1992

Сысенко В, А. Супружеские конфликты-М, 1989

Фопель К Психологические группы. -М.: Генезис, 1999

Франк Р. Супружеская неверность.-Мн.: Полымя, 1999.

 

Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга, М, 1986

Эйдемиллер Э. Г.., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. СПб., 1994.

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии.-СПб.:» Питер», 2000

 

 

Заключение

На анализе изученного материала можно сделать заключение, что в ситуации супружеской неверности, для «обманутого» партнера, целесообразно занятия в тренинговых группах, как форме психологической помощи. В этих группах наиболее эффективны занятия на повышение самоуважения. Здесь наиболее ярко открываются возможности заявить о своих проблемах и быть понятыми другими. Важными моментами работы в группе являются эмоциональная поддержка, эмпатия, самораскрытие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.