Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест Пол Вашего мозга

Г. Москва

Год

 

Департамента здравоохранения г. Москвы

Содержание:

1) Отличия

2) Зарождение отличий

3) Половая принадлежность мозга

4) Колыбель отличий

5) Возраст и мозг

6) Разница в способностях

7) Сердца и умы

8) Смешанные умы

9) Брак умов

10) Почему матери – не отцы

11) Отношение к работе

12) Предубеждения и работа

 

Энн Мойр и Дэвид Джессл
«Пол мозга. Истинные отличия мужчин от женщин»
(выборочный перевод)

Источник: Anne Moir, David Jessel " Brain sex: the difference between men and woman"

Предисловие переводчика

Если ты не знаешь, кто твой враг, как можешь выиграть войну? Ещё хуже, когда не знаешь, кто ты сам, тогда поражение тебе гарантировано на все 100%.

«Пол мозга» расставляет точки над «и» в вопросе о равенстве полов, и даёт прекрасный толчок к дальнейшему изучению проблемы. Книга по своей сути революционна, так как с научной точки зрения подтверждает несостоятельность современного подхода к воспитанию детей и образовательной системы вообще. Не говоря уже о тех преобразованиях социального характера, которые необходимо сделать, чтобы оздоровить институт семьи, а значит и само государство.

Книга никоим образом не является сборником анекдотов о глупых блондинках, наоборот, ставит на место недоразвитых индивидов, их тиражирующих. В высшей степени рекомендуется для обязательного изучения в старших классах школ и ВУЗах страны. Страна станет от этого лучше и чище.

Предлагаемые здесь выдержки передают основные выводы и ход размышлений авторов. Сама книга предоставляет гораздо больший набор фактологического материала и будет безусловно полезна любому, заинтересовавшемуся проблемой. Её можно выписать на сайте американской организации Национальный Альянс.

М. Скороходов, Москва, 2007.

Глава первая
«Отличия»

Последнее время отмечено двумя противоречивыми процессами: развитием научных исследований в области различий полов и пропагандой политкорректного утверждения, что таких различий нет вовсе. Нам известны случаи, когда ученым либо было отказано в финансировании их работы, если они работали в этой области, либо они сами прекращали её из-за «политического давления». А те, кто всё-таки продолжают работать, отмечают практически полное игнорирование результатов их исследований, которые противоречат доминирующей идее всеобщего и абсолютного равенства и одинаковости людей.

Первые эксперименты были проведены еще в XIX веке. Отсутствие технической и теоретической базы позволяло делать только весьма общие заключения о том, например, что мужчины обладают большей мускульной силой и менее подвержены влиянию раздражителей во время работы, чем женщины. В свою очередь женщины показали себя менее чувствительными к боли и обладательницами более тонкого слуха. Но только в 1960-х ученые начали изучать различия в структуре и организации мозга у мужчин и женщин. Парадоксально, но по времени это соотносилось с наиболее агрессивным отрицанием даже мысли о таких различиях со стороны политиков.

Парадоксально и то, что интерес к теме половых различий человеческого мозга вырос из попытки ученых доказать, что таковых нет вовсе. Предполагалось, что тесты IQ, будучи лишенными пристрастий и предрассудков, покажут насколько мы все равны и одинаковы. Поэтому первые результаты тестирования, показывающие постоянное превосходство одного пола над другим в различных областях, рассматривались, как несостоятельность методики. В 1950-х д-р Вэслер, американский ученый, разработавший тест IQ, наиболее широко применяемый сегодня, обнаружил, что более тридцати разработанных тестов «отдавали предпочтение» либо мужчинам, либо женщинам.

Вэслер, с коллегами, взялся решить эту проблему, отсекая все те тесты, результаты которых явно показывали превосходство одного пола над другим, а когда составить «нейтральный» тест все-таки не получилось, они осознанно добавили предпочтительные для мужчин, либо предпочтительные для женщин вопросы, чтобы в результате получить примерно одинаковые для обоих полов результаты. Однако отличия между мужчинами и женщинами в способностях решать те или иные задачи упрямо проявляли себя вновь и вновь, так что даже и сам Вэслер в конце концов написал: «Наши исследования подтверждают то, что часто замечают поэты и писатели, и во что верят обыватели, а именно: что мужчины не только ведут себя, но и думают не так, как это делают женщины».

Тогда пришла очередь социологов. Они активно выступили с теорией о том, что дети рождаются «нейтральными» по своей половой принадлежности, а затем родители, учителя, начальники, политики и все остальные «злые волшебники» нашего общества «лепят» по своему усмотрению невинный детский мозг. Как думают социологи, во всем виновно общество. Но так ли это на самом деле?

По устоявшемуся мнению людей, далеких от науки, как и по результатам исследований, наиболее ярко проявляется различие полов в способности ориентироваться в пространстве. Способность представлять вещи, их форму, положение, соотношение к сторонам света и пропорции. Факт превосходства мужчин в этой области доказан сотнями различных научных исследований. Начиная со школьной скамьи, мальчики в основном превосходят девочек в областях математики, основанных на абстрактных представлениях пространства, соотношений и теоретики. Американская психолог доктор Камилла Бенбоу (Dr Camilla Benbow) вела пожалуй самые развернутые и длительные исследования наиболее одаренных молодых математиков страны. Одним из результатов этих исследований стало такое наблюдение: на одну математически одаренную девочку приходится тринадцать мальчиков. «После 15 лет, в течение которых я безрезультатно пыталась найти социальное объяснение этому феномену, я сдаюсь», - говорит Камилла Бенбоу.

В то время, как мужской мозг позволяет с легкостью оперировать формами и теоремами, женский – лучше оснащен для восприятия информации, они видят, чувствуют и слышат больше, чем мужчины, а также с большей легкостью принимают и обрабатывают сигналы внешнего мира. Мужчин занимают вещи, женщин – отношения между людьми. Эти различия видны уже в первые часы после рождения ребенка. Девочки больше интересуются людьми и лицами, в то время как мальчики не видят большой разницы между ними и подвешенной перед ним игрушкой.

Девочки быстрее учатся говорить и лучше успевают в младших классах школы. Они также быстрее начинают читать, им легче дается правописание и пунктуация. Позднее женщины с большей охотой учат иностранные языки, они также лучше и легче говорят; заикание, и другие дефекты речи в основном встречаются среди мальчиков. Женское ухо более восприимчиво, чем мужское, поэтому капающий кран скорее поднимет с кровати женщину, чем разбудит мужчину. Женщины видят больше оттенков красного, и легче различают предметы в темноте, их зрительная память лучше, чем мужская. Мужчины видят лучше при ярком свете, их зрение менее периферийно, но они видят дальше, чем женщины, чье глазное дно принимает более широкую картину окружающего мира.

Есть и другие отличия. По сравнению с мужчинами, женщины реагируют быстрее на болевые раздражители любой части тела, хотя способны дольше переносить дискомфорт. Чем моложе девушка, тем большей чувствительностью к физическому воздействию она обладает. Наши чувства вкуса также различны: женщины быстрее распознают горечь и предпочитают большую концентрированность сладкого. Мужчины быстрее распознают солёное. Однако общие результаты показывают, что женщины способны распознавать больше вкусовых оттенков. Наука не подкрепляет устоявшееся мнение о том, что лучшие повара – мужчины.

Женское обоняние также превосходит мужское. Это превосходство в способности принимать и анализировать информацию об окружающем мире, которое теперь измеримо в лабораторных условиях, объясняет так называемую загадочную «женскую интуицию». Женщины просто-напросто лучше оснащены, чтобы видеть и слышать то, к чему мужчины глухи и слепы. Это позволяет им легче улавливать тональность голосов и многозначительность взглядов и жестов.

Различия были отмечены и в способности полов к запоминанию. Женщины помнят больше, даже когда речь идет о разнородных, не связанных между собой вещах. Мужчины способны запоминать только организованные, либо имеющие непосредственное к ним отношение блоки информации.

Чем объясняются эта зависимость способностей от половой принадлежности человека? Любители околонаучного чтива чаще всего объясняют это таинственным влиянием гормонов. И это наполовину верно. Как мы увидим в дальнейшем, гормоны определяют особенности организации мужского и женского мозга во время его формирования внутри материнской утробы. Мозг мужчины и женщины одинаков только в течение первых нескольких недель своего развития. Затем, на протяжении детства, юности и взрослой жизни, то, как мозг был сформирован и под воздействием гормонов, будет напрямую влиять на отношения, поведение, эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека. Как это сформулировал американский невролог доктор Ричард Ресток: «Кажется более невероятным дальнейшее отрицание различий между мужским и женским мозгом. Так же, как есть видимые глазу физические отличия между мужчиной и женщиной, существуют и различия в мозговой деятельности».

Глава вторая
«Зарождение отличий»

Ребенок определяется с выбором пола только на шестую-седьмую неделю после зачатия, именно тогда наблюдается начало организации мозга по мужскому или женскому лекалу. То, что происходит на этом важнейшем этапе развития будущей личности, определит самую её суть.

Часть этой таинственной и прекрасной истории была известна достаточно давно. Мы знаем, что так называемые гены, несущие в себе набор наших уникальных черт, делают нас либо мужчиной, либо женщиной. Этот набор состоит из 46 хромосом, половина из которых предоставляется отцом, а другая – матерью ребенка. Сорок четыре из них разбиваются по парам и определяют физические черты будущего индивида, такие как цвет волос и глаз, длину носа и т.д. Но последняя пара от них отличается.

По материнской линии ребенку достается Х-хромосом («Х» определяет неровную его поверхность). Если отец, со своей стороны, также предоставит Х-хромосом, то, при нормальном течении дел, родится девочка, если же это будет Y-хромосом, то, опять же при нормальном стечении обстоятельств, будет рожден мальчик.

Но дело в том, что гены сами по себе не гарантируют пол будущего человека. Каков бы ни был генетический набор эмбриона, ребенок будет мальчиком только в присутствии мужских гормонов, и девочкой – только если мужские гормоны будут отсутствовать. Доказательства этому были найдены при обследовании людей с врожденными отклонениями. Было доказано, что если женский зародыш, тип «ХХ», подвергается воздействию мужских гормонов, ребёнок родится в теле нормального мальчика. И наоборот, если мужской зародыш, тип «XY», лишен такого воздействия, новорожденный будет выглядеть обычной девочкой.

Присутствие гормонов, помимо других факторов, и в основном, зависит от развития половых органов человека. В возрасте около шести недель, если все идет нормально, гены, в зависимости от своего типа, способствуют развитию либо мужской, либо женской репродуктивной системы, которые в свою очередь, производят (мужской тип), либо не производят (женский тип) мужские гормоны, наиболее значимый из которых – тестостерон.

В этом же возрасте происходит и формирование мозговой структуры человека. Если эмбрион принадлежит к генетически женскому типу, глобальной перестройки этой структуры не последует. Иными словами – естественная организация мозга является женской. Совсем по-другому дела обстоят в случае с мальчиками. Также как развитие мужских половых органов зависит от присутствия мужских гормонов, так и их массированное вторжение необходимо, чтобы перекроить естественно женский мозг зародыша на мужской лад. Как раз для обеспечения этого массированного вторжения природа и дает мужские половые органы в столь раннем возрасте: именно они производят необходимое количество мужских гормонов, уровень которых в четыре раза выше такового во время детства и отрочества. Такое увеличение притока гормонов мужчины испытывают дважды на протяжении своей жизни: как уже было сказано на шестой недели своей внутриутробной жизни и во время полового созревания.

Однако, как и в случае с другими органами, процесс развития может пойти с отклонениями. Может быть достаточно мужских гормонов для того, чтобы спровоцировать развитие мужских половых органов, но они, в свою очередь, могут быть не способны произвести достаточное количество гормонов для развития мужской организации мозга. Соответственно мозг новорожденного останется женским, в то время как тело будет мужским. Аналогичным образом если девочка подвержена внутри утробы воздействию ненормально высокого уровня мужских гормонов, она окажется в женском теле, но с мужским мозгом. Ученые относительно недавно, в течение последних двадцати лет, подтвердили эту теорию практическими знаниями, черпая их из анализа развития детей, которые по той или иной причине пострадали от ненормальной дозы гормонов в утробе, а также из экспериментов над животными. Крысы в этом отношении являются самым удобным материалом благодаря особенности развития мозга, который окончательно формируется только после рождения этих животных.

Выводом из этих наблюдений стало не только то, что есть прочная связь между уровнем мужских гормонов во время развития мозга и последующей мужественностью или женственностью человека, но и то, что на нормально и окончательно сформированном женском мозге никак не отражается введенные впоследствии дозы мужских гормонов. Так же, как и мужчина с нормально развитым мозгом не изменит свои поведенческие реакции, даже если его мозг «замочить» в женских гормонах.

Были также обнаружены отличия структуры мозга у мужских и женских особей крыс. Прежде всего в гипоталамусе – центре головного мозга, контролирующем сексуальное поведение. Нервные клетки в мозге формируют «дорожки», по которым химические «гонцы» несут информацию в различные части мозга. Направление и толщина этих «дорожек» зависят от половой принадлежности их владельца. В коре головного мозга (cerebral cortex) – где расположены центры, контролирующие достаточно сложный комплекс поведенческих реакций – также наблюдаются отличается по структуре в зависимости от пола. У мужских особей толще его правая часть, у женских – левая.

Насколько значимы такие, различимые даже глазом, вооруженным микроскопом, особенности строения мозга, может показать такой пример. В некоторых видах певчих птиц вокальным даром обладают только мужские особи. Однако если женской особи сделать инъекцию тестостерона, она тоже начинает петь. В мозге самочки отсутствуют нейроны, соединяющие определенные клетки, которые дают ей вокальные возможности. Однако введение мужского гормона кардинально меняет ситуацию.

Инъекции мужского гормона беременным обезьянам предопределяют и корректируют поведение их потомства. Женские особи будут более агрессивными и самоуверенными в своих действиях. Особое внимание ученых привлекло то, что гормональное воздействие на плод на различных стадиях беременности приводило к различным поведенческим схемам новорожденной обезьяны. Например они могут взбираться на своих сверстниц, либо быть более агрессивными в своем поведении. Иными словами формирование мужского поведения происходит постепенно, гормоны формируют структуру различных отделов мозга шаг за шагом, функцию за функцией.

В мире людей ненормальное развитие почек, так называемая гиперплазия надпочечников (adrenogenital syndrome), у не рожденной ещё девочки выражается в повышенном содержании в крови похожего на мужской гормона. Это может вылиться в то, что будучи генетически женщиной (тип «ХХ»), ребенок может родиться с мужскими половыми органами одновременно при наличии женских. Хирургическим путем можно удалить ненужные части, но нельзя повернуть вспять изменения, которые произошли в мозге.

Как показывают исследования, чем выше уровень мужских гормонов, воздействующих на зародыш, тем более мужественно поведение рожденного. Чем он меньше, тем более он или она будет женственной. В 1950-60-х годах гормоны, как мужские, так и женские, активно использовались в медицине при различных проблемах протекания беременности. Женщины, больные диабетом, часто страдают от выкидышей. Было известно, что происходит это в результате низкого уровня женского гормона, что является побочным эффектом этой болезни. Таким женщинам прописывали синтетический гормон – диэтилстильбэстрол (diethylstilbestrol - синтетический нестероидный эстроген). Это решало проблему выкидышей, но, как выяснилось с течением времени, приносило другие осложнения. Они проявлялись у мальчиков, рожденных у таких матерей. Дополнительно введенный женский гормон не позволял их мозгу развиться согласно мужской схеме. В результате мальчики вырастали нерешительными, физически слабыми, неспособными защитить себя, незаинтересованными в обычных мальчишеских забавах.

Мужской гормон давали беременным женщинам, страдающим от заражения крови (toxaemia). Как и в предыдущем случае, эта попытка обмануть Природу лечила одно, а калечила другое. Если от этих матерей рождались девочки, их поведение мало отличалось от женщин с дефектом надпочечной железы, при котором вырабатывается избыточное количество мужского гормона. Их не занимают обычные женские дела и увлечения.

Возвращаясь к теории о том, что это не биология, а воспитание и культура определяют половую принадлежность человека, можно заявить, что последним гвоздем в ее гроб были результаты исследования случаев, когда из-за сбоев химических процессов в организме, были рождены мальчики с женскими половыми органами и которые соответственно были воспитаны как девочки. Большинство из этих случаев наблюдались в Новой Гвинее и в Доминиканской Республике. Их особенностью было то, что недоразвитые мужские половые органы присутствовали скрытыми внутри тела и окончательное их формирование и проявление приходилось на подростковый период. Некоторые из этих мальчиков были рождены в деревнях с традиционно строгим разделением занятий и обязанностей по половому признаку, но не смотря на воспитание и «предрассудки» примерно к двенадцати годам у них формировалась неуверенность по поводу половой принадлежности. Далее, с приливом мужских гормоном, характерным для мальчиков подростков, их голос грубел и происходило завершение формирование половых органов. Они просто «не чувствовали» себя девушками. В том, что их окружало не было и намека на то, каково это «чувствовать себя мальчиком» и строгие социальные табу удерживали их внутри приписанной им половой принадлежности, однако, они знали и чувствовали – они не принадлежали к женскому полу.

И они были правы. Теперь мы знаем, что существуют различные мужские гормоны, ответственные за различные аспекты «маскулинизации» в утробе. Гормон, который ответственен за проявление половых органов, присутствовал, но уровень его был слишком низок, и поэтому их проявление пришлось на подростковый период. С другой стороны гормоны, ответственные за формирование мужского мозга, сделали свою работу полностью, поэтому поведение и сексуальные приоритеты были мужскими на протяжении всей их жизни.

Глава третья
«Половая принадлежность мозга»

Кто мы, как мы ведем себя, что мы думаем и чувствуем, диктуется не сердцем, но мозгом. Мозг, в свою очередь, формируется и работает в зависимости от присутствия определенных гормонов. Раз присутствующие гормоны и структура мозга мужчин и женщин различна, то можем ли мы удивляться, что по-разному ведем себя в одинаковых ситуациях?

Различные части мозга контролируют определенные виды деятельности человека. Устоялось мнение, что левая часть мозга в основном имеет дело с вербальными способностями и детальной системной обработкой информации. Когда люди пишут, читают, разговаривают, используется левое полушарие. Оно также контролирует последовательное, логическое мышление. Правое полушарие обрабатывает визуальную информацию, определяет соотношение предметов в пространстве, их размер и форму, и также ответственно за абстрактное мышление и некоторые из наших эмоциональных реакций.

Однако не все так просто. Дело в том, что первые знания о функциях мозга были получены в стенах полевых госпиталей: различные мозговые травмы давали знать, за что ответственна та или иная часть мозга. Слабое звено таких знаний – подавляющее преобладание мужчин в качестве опытного материала.

Только около тридцати лет назад психолог Герберт Лэндсел (Herbert Landsell) в исследовательском центре в Мэриленде (США) открыл, что у мужчин и женщин с травмами одних и тех же частей мозга наблюдались различные симптомы. Выводом Лэндсела, теперь уже ставшим общепринятым, было заключение, что речевые и пространственные навыки женщин контролируются центрами обоих полушарий мозга, в то время как у мужчин все более строго определено: правое полушарие – для анализа пространства, левое – для вербальной деятельности.

Дальнейшие исследования показали, что чем более женским является мозг, тем менее четко разграничены функции мозговых центров. Это выяснилось после наблюдений над женщинами с синдромом Тёрнера (чрезмерно высокий уровень женских гормонов). Также и у мужчин, испытавших пониженный гормональный уровень во время формирования мозга, был замечен более женский рисунок в распределении определенных функций за конкретными мозговыми центрами.

Канадский психолог Дорин Кимура (Doreen Kimura) также обнаружил, что центры мозга, контролирующие речевые и грамматические навыки, различно организованы у мужчин и женщин. У мужчин они расположены в передней и задней частях левого полушария, а у женщин сконцентрированы в передней.

То, каким образом различия в структуре мозга влияют на поведение и способности, остается предметом дискуссий, но рабочая версия среди специалистов такова: чем более закреплено выполнение какой-то задачи за определенной частью мозга, тем более эффективно эта задача выполняется и тем труднее отвлечь человека от ее выполнения. И у мужчин и у женщин есть центры мозга, отвечающие только за одну определенную задачу, и набор таких задач определяется половой принадлежностью. Это означает, что и мужской и женский мозг имеют свои преимущества и недостатки и, по большому счету, взаимодополняют друг друга.

Человеку также легче делать несколько вещей в одно время, если выполняемые действия контролируются разными мозговыми центрами: они просто не мешают друг другу. Так, например, говорить и одновременно разглядывать карту легче мужчинам, у которых за каждой из задач закреплено определенное мозговое полушарие. У женщин эти задачи требуют подключения сразу обоих полушарий.

Эта же причина объясняет превосходство женщин в вербальных навыках, определяющих способности к грамматике и правописанию, которые контролируются более компактно расположенными центрами в левой части головного мозга женщин. В решении абстрактных математических задач женщины также опираются на свои вербальные способности, как более развитые. Этот подход не настолько эффективен, как мужской, когда сильная половина человечества использует правую сторону своего мозга, отвечающую за визуальную информацию

Интересно также, что женщины воспринимают эмоциональную составляющую изображений, в случае ее попадания как в левое (через правый глаз), так и в правое (через левый) полушарие. Мужчины способны на эмоциональную реакцию только если информация пришла им в правое полушарие.

Очень важным стало открытие различий в организации corpus callosum – пучка нервных волокон, связывающих правое и левое полушария мозга. Этот «пучок нервов» является связующим мостом для обмена информацией между двумя половинами мозга. Corpus callosum у женщин толще и больше в процентном соотношении к общему объёму мозга, чем у мужчин, и соответственно имеет большее количество соединительных волокон. Это значит, что женские мозговые полушария гораздо активнее обмениваются информацией, чем мужские. Исследования также показали, что чем большее количество волокон содержит corpus callosum, тем большей членораздельностью и свободой выражения своих мыслей пользуется его обладатель.

Таким образом, женщины обладают огромным арсеналом природных способностей, позволяющим им не только легче и лучше определять эмоциональные оттенки голоса, жестов и выражений лица, но и великолепно анализировать эту информацию.

Различия структуры мозга и вытекающие из этого различия способностей мужчин и женщин определяют их подход к решению возникающих задач. Естественно и те и другие используют свои наиболее сильные и развитые способности. Среди архитекторов, ученых и математиков больше мужчин, потому что ощущение пространства женщин слабее, они предпочитают использовать другие, более сильные свои стороны. Это также объясняет, почему существует гораздо более женщин среди музыкантов, чем среди композиторов, потому что женский мозг легко контролирует легчайшие изменения в голосе и движения рук. Работа композитора требует способности различать рисунок ритма, абстрактных, математических способностей, основной функции правого полушария мозга мужчины..

Тест Пол Вашего мозга

Существуют возможности проверить насколько мужской или женский мозг у человека. Здесь предлагается один из наиболее простых тестов.

1. Вы услышали негромкое «мяу», не оглядываясь по сторонам, насколько верно Вы сможете определить местонахождение кота?
А) Если немного подумать, то смогу указать, где он.
Б) Смогу указать, где он сразу же.
В) Не уверены, что сможете указать, где кот.

2. Насколько легко Вы можете вспомнить слова только что услышанной песни?
А) Для Вас это легко, Вы даже можете напеть часть ее.
Б) Вы можете сделать это только если это простая и ритмичная песня.
В) Это трудно.

3. Вам звонит человек, которого Вы встречали несколько раз. Насколько легко узнать его голос за те несколько секунд, пока он сам не представился?
А) Достаточно легко.
Б) Узнал бы по крайней мере в 50 случаев из 100.
В) Узнал бы меньше, чем в 50 случаев из 100.

4. Вы проводите время с группой женатых людей. У двоих из них секретный роман. Сможете ли Вы заметить это?
А) Почти всегда.
Б) В половине случаев.
В) Редко.

5. Во время вечеринки Вас представили нескольким людям. Насколько легко Вы вспомните их лица, если на следующий день назовут их имена?
А) Вы вспомните почти всех.
Б) Вспомните немногих.
В) Редко вспомните хоть одного.

6. Насколько легко давалось Вам правописание и сочинения в школе?
А) Легко и то и другое.
Б) Одно было легким.
В) Трудно давалось и то и другое.

7. Вы заметили свободное место для парковки, но должны будете включить заднюю скорость, а места для маневра очень мало, Вы:
А) ищете другое место.
Б) осторожно выполняете маневр.
В) особо не раздумывая занимаете это место.

8. Вы провели три дня в незнакомой деревне и кто-то спрашивает, в каком направлении север.
А) Вы скорее всего не сможете сказать.
Б) Не уверены, но если подумать, то сообразите.
В) Вы указываете север.

9. Вы ждете в приемной у дантиста с несколькими незнакомыми людьми своего пола. Насколько близко Вы можете сесть рядом с соседом не чувствуя себя неловко?
А) Меньше, чем 15 см.
Б) От 15 до 60см.
В) 60см и более.

10. Вы знакомитесь с новым соседом. В комнате тихо, только слышно, как капает кран
А) Вы сразу же заметите звук и попытаетесь не замечать его.
Б) Если Вы заметите, то скорее всего скажете об этом.
В) Звук совсем не привлекает Вашего внимания.

Подсчет очков:

Мужчины: (А) – 10 очков, (Б) – 5 очков, (В) – (-5) очков.
Женщины: (А) – 15 очков, (Б) – 5 очков, (В) – (-5) очков.
Неотвеченные вопросы – 5 очков.

Большинство мужчин наберет от 0 до 60 очков. Большинство женщин – от 50 до 100. Мужчины, набравшие менее 0 очков и женщины – более 100 мыслят пожалуй слишком отлично от противоположного пола. Хотя, противоположности притягиваются…

Мужчины, набравшие более 60 очков скорее всего обладают женской структурой мозга. Женщины, набравшие менее 50 – мужской.

Глава четвёртая
«Колыбель отличий»

Итак, мы приходим на свет уже с мозгом, сформированным в соответствии с нашей половой принадлежностью. Эти особенности мозговой деятельности усиливаются в процессе взаимодействия с окружающим миром так же, как физические упражнения укрепляют мускулы. С рождения до трёх лет в мозге формируются и развиваются новые клеточные структуры. Чтобы стимулировать этот процесс, растущему ребенку необходимо общение.

Известен случай, когда ребенка держали в полной изоляции до 12 лет. Девочку звали Джейн и жила она в Лос-Анжелесе. Она сидела запертой в одной комнате всё своё детство, пока ее не освободили. В течение 12 лет с ней никто не разговаривал, поэтому и она говорить не умела. Даже после нескольких лет специальных занятий она так и не смогла научиться говорить. В важный период развития мозга, без необходимой его стимуляции, механизмы речи не смогли правильно развиться. (Из книги Д. Макгинес «Когда дети не учатся» (McGuiness, D., When children don’t learn, Basic Books, New York, 1985)).

Некоторые отличия восприятия у противоположных полов наблюдаются уже в первые часы после рождения. Девочки более чувствительны к прикосновениям настолько, что наиболее «тонкокожие» мальчики чувствуют меньше, чем самые «толстокожие» девочки. Представительницы прекрасного пола быстрее проявляют раздражение и беспокойство по поводу шума, но их легче успокоить ласковым словом и пением. Даже до того, как они понимают смысл слов, девочки легче распознают эмоциональную составляющую речи. Интерес мальчиков ко взрослому не зависит от того, говорят с ними или нет. Девочки смотрят на взрослого в два раза дольше, чем мальчики, когда тот молчит, и ещё дольше, когда он говорит. С колыбели девочки любят общаться.

Склонность к общению проявляется и в других способностях. Будучи в возрасте четырех месяцев от рождения, большинство девочек могут отличить фотографии знакомых людей от изображений незнакомцев. Мальчики чаще всего на это не способны. А в возрасте одной недели девочка способна заметить приглушенный плач ребенка на фоне других звуков такой же громкости. Мальчики опять же не могут этого.

К трем годам 99% речи девочек звучит правильно и понятно. У мальчиков это наблюдается только к четырем годам. По прошествии месяцев, когда дети начинают ходить, мальчики проявляют больший, чем девочки, интерес к освоению новых территорий и реже подходят к своей матери за помощью и поддержкой. Дети изучают мир, опираясь на свои наиболее сильные способности. Мальчики играют, как мальчики, а девочки, как девочки, но это не стереотипы, заложенные в них обществом. Они слушают самих себя, свой внутренний мир и делают то, что важно для развития их мозга. Мальчики охотнее вовлекаются в игры, развивающие их пространственные навыки, а девочки – их межличностные способности.

В детском саду мальчики занимают большее пространство, чем девочки, их увлекают предметы, которые служат для чего-то от дверных ручек до выключателей, они строят высокие конструкции из кубиков. Девочки склонны к менее подвижным играм и если сооружают что-то из кубиков, то это будут длинные и низкие сооружения.

Новичок на площадке для игр будет встречен с дружелюбием и заинтересованностью девочками и с безразличием мальчиками. Возникнет раздражение, если новичок следует за мальчиками, девочки примут его в свою группу.

К четырехлетнему возрасту дети сами разделяются по половому признаку и не играют вместе. Мальчики принимают в свою группу, если новичок полезен. Девочки исключают из своей - потому что «она плохая». Девочки общаются с более младшими, мальчики обычно стараются влиться в группу более старших детей. Девочки знают и помнят имена своих товарищей, мальчики – нет.

Многие мальчики разбирают игрушки, девочки этим не занимаются. И дело тут не в тяге к разрушению. Мальчики в два раза быстрее девочек собирают составные картинки-ребусы и делают при этом в два раза меньше ошибок. Им интересно, как вещи устроены.

Даже в израильских кибуцах, где были приложены усилия к тому, чтобы стереть все половые различия, и была провозглашена взаимозаменяемость мужчин и женщин, во всех возрастных группах девочки упрямо сотрудничали, делились и выражали привязанность друг к другу, а мальчики чаще вовлекались в конфликтные ситуации, проявляли непослушание, физическую или вербальную агрессию. Для мальчика мир – это то, что нужно изучить, чему бросить вызов и испытать. Институт школы глубоко неестественен для мужского ума.

Девочки быстрее учатся читать, что в течение многих лет воспринималось как факт, подмывающий утверждение о больших зрительных способностях мужчин. Однако последние исследования подтвердили, что процесс чтения управляется левым мозговым полушарием, где женщины имеют преимущество. Как пишет доктор Мак Гиннес в своей книге «О дискриминации мальчиков в школе» (McGuiness, D., “How schools discriminate against boys”, Human Nature, (February 1979)), «исследования о различиях полов указывают на то, что женщины лучше экипированы природой, чтобы развить аудитивные и моторные навыки, необходимые при обучении чтению». Четверо из пяти детей, страдающих дислексией, неспособностью к чтению, - мальчики. Традиционное объяснение отставания мальчиков в освоении чтения леностью, либо глупостью, опровергается научными данными. Дело в том, что если девочки используют «подходящими» аудитивными способностями для того, чтобы читать, то мальчики пользуются «неправильными» - зрительными способностями. До тех пор, пока образование будет опираться на принцип – «я говорю – ты слушаешь», оно будет больше подходить особенностям восприятия информации женским мозгом. Но только до определенного возраста.

Более 95% детей, диагностируемых как «гиперактивные» - также мальчики. С теперешними нашими знаниями о специфике мужского мозга, такая статистика также не вызывает удивления. Доктор Диана Макгинесс по этому поводу пишет: «Сокрытие знаний о половых различиях в способностях к обучению сделало гораздо больше вреда, чем пользы (…) это привело к страданиям многих мальчиков, которые естественным образом медленнее развивают способность читать в сравнении с девочками. Еще ужаснее видеть мальчиков, принимающих медикаменты от «болезни» (гиперактивность), которой не существует».

Со временем мальчики навёрстывают упущенное в развитии речевых способностей, хотя и никогда не сравняются в этой области с девочками. Однако теперь эти способности сочетаются с полностью развитыми визуальными и пространственными навыками, с этого времени представители сильного пола могут пользоваться данным им природой преимуществом в восприятии абстрактных идей и их взаимосвязями.

А что же к этому времени происходит с девочками? Никто не подталкивал их к развитию визуально-пространственных навыков, они им просто были «не нужны». Когда математика начинает ставить перед ними задачи более сложные, чем деление и умножение и требует понимания абстрактных теоретических расчетов, они вынуждены искать помощи у врожденных способностей мальчиков, ранее безбожно списывавших у них диктанты. Подобно запертому в темноте котенку, представительницы слабого пола чаще всего обнаруживают атрофию своих концептуальных способностей.
Таким образом, система образования, ранее подавляющая природные способности мальчиков, на более позднем этапе школьного обучения переносит свое отрицательное воздействие на девочек. Выигравших здесь нет, способности обоих полов коверкаются в равной степени и единственным выходом может быть только раздельное образование, учитывающее все особенности развития людей обоих полов. Наши предки были умнее и счастливее чем мы, потому что не спорили с законами природы, а жили в соответствии с ними.

Глава пятая
«Возраст и мозг»

С наступлением подросткового периода гормоны приступают ко второму этапу формирования мозга. Они заряжают, усиливают, воздействуют на реакции нашего мозга и, соответственно, на наше поведение.

До наступления этого важнейшего этапа становления личности, и у мальчиков и у девочек ни уровень, ни виды гормонов не отличаются. Однако впоследствии изменения велики и буквально видны невооруженным глазом. Повышение уровня женских гормонов начинается у девочек восьми лет. Мальчики переживают начало глобальной перестройки своего организма на два года позже, около десяти лет от роду.

Наиболее важные женские гормоны в это время – эстроген и прогестерон. У мальчиков – тестостерон. Гормоны активно воздействуют на мозг человека и с его помощью изменяют и «лепят» тело. Тестостерон – стероид с его помощью наращивается мышечная масса и увеличивается запас кальция в организме. В теле мальчика процентное содержание протеина и жира составляют соответственно 40 и 15%. Эстроген и прогестерон наоборот, расщепляют протеин, поэтому у девочек мы видим 23% протеина и 25% жировых клеток. Тестостерон есть и у девочек, но его уровень в двадцать раз ниже, чем у мальчиков.

Гормональный уровень контролируется гипоталамусом – отделом мозга, который первым был отмечен учеными как различный по своей структуре у мужчин и женщин. Выражаясь примитивно, он заставляет гипофиз открывать или закрывать гормональные шлюзы. У мужчин его работа – держать тестостерон на заданном уровне. У женщин все по-другому, связка гипоталамус-гипофиз иногда работает на колоссальное повышение гормонального уровня, а затем занижает его. Эти гормональные колебания часто совпадают с колебаниями в настроении. Эти колебания цикличны и имеют фазу приблизительно в 28 дней.

Исторически сложилась практика закрывать глаза на то, что гормоны влияют на настроение женщин. В старые добрые времена мужчины не понимали, что происходило в организме женщины, хотя традиционно отношение к женщине было как к существу эмоциональному. Затем феминизм в своем стремлении сделать из женщин мужчин всячески пропагандировал отсутствие каких бы то ни было половых различий. Однако происходящие во время менструационного цикла женщины процессы, приводящие в движение волны влияющих на мозг химических элементов, настолько значимы, что было бы абсурдом не принимать их в расчет.

В начале цикла первую скрипку играет эстроген, ответственный за рост яйцеклетки, но во второй половине цикла на смену ему приходит прогестерон. Он создаёт условия для здоровой беременности. Затем уровень обоих гормонов равномерно увеличивается, достигая еще одного пика, чтобы «рухнуть» на закате цикла.

На психологическом уровне эстроген призван активизировать деятельность мозговых клеток. Когда повышается его концентрация в крови, мозг становится более восприимчивым к восприятию информации. Усиливается чувствительность будь то звук, прикосновение, вкус или запах. Поэтому в первую половину месячного цикла женщина чувствует себя активной и здоровой, она полна чувства собственного достоинства и энтузиазма.

Что касается прогестерона, он имеет тормозящий эффект. Как показывают эксперименты, он вызывает сильное снижение церебрального тока крови и понижает усвоение кислорода и глюкозы. По этим признакам его действие можно сравнить с барбитуратовой анестезией. Мозг становится более вялым, а тревожность в сочетании с ощущением усталости могут привести к депрессии. Но в тоже время прогестерон оказывает и успокаивающее воздействие, упорядочивающее эмоции. Все это – приметы второй половины цикла, когда правит прогестерон.

А затем за четыре-пять дней до окончания цикла уровень обоих гормонов резко снижается, что в некоторых случаях вызывает достаточно заметную реакцию. В это время, когда нет достаточно прогестерона, чтобы успокоить чувства, и эстрогена, чтобы придать женщине чувство благополучия, её поведение может колебаться от раздражительности до агрессивности и глубокой депрессии.
Психические проблемы женщин, возникающие вследствие гормональных колебаний – исторически достаточно новая проблема. Ранее женщины обладали более коротким репродуктивным периодом и проводили больше времени в вынашивании и кормлении своих чад, поэтому на их век приходилось что-то около десяти менструационных циклов. Современная женщина переживает их от трех до четырех сотен. Было бы наивно полагать, что подобное положение дел благоприятно сказывается как на психике современных женщин, так и на здоровье народов вообще.

Симптомы тяжёлой пременструальной напряженности (ТПН), были впервые описаны ещё Гиппократом, но полностью документированы и приняты современной наукой только в 1960-х. В Англии и Франции наличие ТПН у обвиняемой в преступлении рассматривается, как смягчающее вину обстоятельство. Статистика помогает понять размеры проблемы. Около 50% страдающих острыми психическими расстройствами доходят до госпитализации в пременструальный и менструальный период. Также половина заключенных женщин совершили преступления в этот же период.

Возвращаясь к менее экстремальным случаям. Наиболее видимое отличие в поведении мальчиков и девочек – мужская агрессивность. Это также объясняется не социальными, а биологическими причинами. Также, как девочки учатся владеть собой во время взлётов и падений их гормонального уровня, мальчики испытывают перемены настроения, которые напрямую связаны с работой их эндокринной системы.

Проявления мужских поведенческих реакций у женщин вызывают множество споров среди ученых. Однако существуют результаты клинических испытаний, которые позволяют наметить возможное объяснение этому феномену. Исследования эти проводились с женщинами, подвергшимися воздействию ненормально высокого уровня мужских гормонов во время внутриутробного развития, в критических период развития мозга. Это может быть вызвано, например, тем, что мать девочки страдает от выкидышей, в этом случае врачи предписывают синтетические прогестины, по своему воздействию подобные мужским гормонам. Если в этих случаях рождаются девочки, то им свойственна склонность к мальчишеским играм и компании, пристрастие к мужской одежде, большая агрессивность, большая самоуверенность, амбициозность и склонность к лидерству.

Ситуация может быть и с точностью до наоборот. Когда матери, больной диабетом, прописывают во время беременности синтетический женский гормон. Если в итоге рождается мальчик, то он будет более мягким, менее склонным к соревновательности и активным играм, а также более податливым во всех отношениях. В американском институте Кинси провели исследование, показавшее, что мальчики, «выполосканные» в дополнительных мужских гормонах, будучи внутри утробы, были вдвое более агрессивны, чем их родные братья, которых миновала сия чаша.

Существуют неопровержимые свидетельства того, что мужской мозг структурирован и настроен на потенциальную агрессию и что воздействие мужских гормонов на предрасположенный мозг мужчины – это корень агрессивности. Также как женщин гормоны делают менее агрессивным полом. Эстроген, например, нейтрализует тестостерон, гормон агрессии. Однако и в том и в другом случае гормоны должны воздействовать на уже подготовленную для них организацию мозга, чтобы вызывать нужные реакции.

Склонность к агрессии проявляется довольно рано, еще до усиленного выброса гормонов в кровь подростков. Психологи давно знают, что истории, придуманные девочками, заканчиваются тем, что в конце концов все зажили прекрасно и счастливо, в то время как мальчишечьи страшилки полны бесконечных трудностей и достаточно жестоки. Было также замечено, что во время просмотра телевизионных программ лицо мальчиков всегда оживляется при сценах насилия. Мальчики также более детально запоминают подобные эпизоды, чем девочки. Тематика книг для мальчиков и для девочек должна быть различной, чтобы и те и другие с удовольствием воспринимали чтение. Одно из исследований психологии молодых британцев показало, что 69% юношей склонны к решению конфликтов с помощью физической или вербальной агрессии, а те же 69% девочек предпочитают либо избежать вовлечения в конфликтную ситуацию, либо справиться с ней неагрессивным путём.

Но агрессия – это только одно из проявления влияния тестостерона. Есть другие – доминирование, уверенность, энергичность, все они – залог социального успеха. Иерархия напрямую связана с этими особенностями мужского ума, и «прирожденные лидеры» всегда обладают более высоким уровнем тестостерона в крови. Девочки формируют свои группы по другому принципу. У них отсутствует видимый лидер – одна может считаться лучшим организатором, другая – уважаться за способность разрешения споров и т. д. Правильно было бы назвать женский коллектив – содружеством индивидуальностей, в котором отсутствует стремление к власти.

Ближе к старости мужчины и женщины все более походят друг на друга в своих реакциях на окружающее. Это также связано с гормональными изменениями. Мужская склонность к доминированию блекнет и мы часто слышим, что «он помягчел с возрастом». Процесс этот медленный и связан со снижением уровня мужских гормонов с возраста примерно пятидесяти лет.

Женские гормоны ведут себя более решительно и резко прекращают вырабатываться примерно к 45-50 годам. Большинство женщин в это время испытывают дискомфорт, но достаточно кратковременный. Женские гормоны защищают от сердечных болезней, поэтому теперь женщины становятся более уязвимы. Они становятся раздражительными и беспокойными, испытывают головные боли, усиленное сердцебиение и головокружение. Их кости становятся более хрупкими и кожа теряет свою эластичность. Поэтому многие из них начинают принимать синтетические гормоны, что помогает сдерживать наступление старости и избегать угрозы сердечного приступа. Однако практика гормональной терапии вызывает споры, многие считают, что она является причиной возникновения рака шейки матки.

Интересный поведенческий эффект, вызванный отсутствием женских гормонов, ранее подавляющих малые количества тестостерона в женском организме, наблюдается в этом возрасте. Теперь эти небольшие дозы мужского гормона делают женщину более уверенной и агрессивной, а также приводят к росту волос.

Глава шестая
«Разница в способностях»

Как высказывался ведущий датский психолог Г. Ниборг (Nyborg, H) ещё в 1983 году – воздействуя на мозг и центральную нервную систему, «в конечном итоге именно гормоны ответственны за специфические для каждого пола отличия интересов, предпочтений познавательных методов, а также за распределение половых ролей. Все эти характерные половые черты в своем развитии и становлении зависят от присутствия гормонов в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве».

Но гормоны не только определяют наше поведение, они дают полам преимущества в выполнении определённых задач, либо наоборот, делают их менее способными в других областях. Так, например, не смотря на то, что девочки учатся считать раньше мальчиков, на более позднем этапе они никак не могут конкурировать с юношами.

Бостонский университет Джона Хопкинса начиная с 1972 года проводит отбор математически наиболее одарённых детей в возрасте от 11 до 13 лет. На основе тестирования появились такие статистические результаты: на уровне 420 до 500 очков из 800 возможных количество мальчиков превышает число девочек 1, 5 к 1. От 500 до 600 очков – соотношение уже 2 к 1. От 600 до 700 очков – 4 к 1. И наконец на высочайшем уровне 700 очков и выше соотношение – 13 мальчиков к одной девочке. Мужские гормоны усиливают визуальные и пространственные навыки, женские – подавляют их.

Последующие исследования показали, что различия в способностях проявляются у учеников до того, как происходит специализация и девочки традиционно, «под влиянием общественного мнения», предпочитают гуманитарные классы. Учёные пришли к выводу, что большинство мальчиков решают математические задачи таким образом, как этого не делает большинство девочек. Они обладают способностью думать и воспринимать концепции и закономерности, находить взаимосвязь между различными отраслями знаний. Девочки в свою очередь склонны к изучению отдельно взятой области знаний, её освоению, а затем - переходу к другой изолированной задаче.

Существуют также данные о том, что девочки с повышенным содержанием мужских гормонов более успешны в академических дисциплинах. Синие чулки особенно хорошо справляются с пространственными задачами, где пальма первенства традиционно принадлежит мужчинам. Девочки-подростки, чьи матери принимали препараты с мужскими гормонами во время беременности обладают более высоким IQ, чем их сверстницы.

Для большинства из нас математические способности не особенно важны. Большинство из нас не математики, не физики, не архитекторы и не молекулярные биологи. Но не надо забывать, что мир математики и пространственного воображения не ограничивается академическими коридорами. Он напрямую влияет на нашу повседневную жизнь. Раз мужчинам интересна структура вещей, то это не значит, что им только и нужны – равнобедренные треугольники. Нет, им также нравятся новые машины. А раз в их природе интерес к изучению пространства, то, скорее всего, именно они будут подозревать, что сосед «залез» на их участок, когда ставил новый забор.

Тестостерон дает мужчинам ещё одно клинически подтверждённое преимущество. Он позволяет мозгу быть менее восприимчивым к усталости, лучше концентрироваться на решаемой задаче. У женщин эта способность зависит от ежемесячного колебания гормонального уровня. Поэтому девочки в возрасте от 11 до 15 лет, когда этот уровень повышен, теряют её, а у мальчиков – наоборот, она возрастает.

Высокий уровень эстрогена у женщин, ставящий женщин в неблагоприятные условия с одной стороны, даёт им определённые преимущества с другой. Он улучшает координацию. С раннего возраста девочки лучше справляются с задачами, требующими быстрого, искусного и точного движения. А также усиливает их превосходство в артикуляции и способности вербального выражения.

Мальчики играют с предметами, девочки разговаривают с людьми. Мужчины ходят достичь высот, женщины склонны к сглаживанию углов. Но не в результате жестокого подавления их индивидуальности, а потому что доминирование не в их природе. Мужчин занимают вещи, теории и власть. Женщины более сконцентрированы на людях, морали и отношениях. Столь различные приоритеты несут в себе неизбежный конфликт. И это делает взаимоотношения между полами столь удивительными и, в то же время, полными разочарований.

Глава седьмая
«Сердца и умы»

Имны, амны мужчины полигамны,
Амны, грот, а женщины – наоборот.

(Написано философом, учёным Вильямом Джеймсом
под экспериментальным воздействием закиси азота).

Физически и мужчины и женщины считают привлекательным то, что в них различно. Спросите любого мужчину, принадлежащего любой культуре, что он считает красивым в женщине, ответом будет округлость у женщины, где его фигура плоска, мягкость, где он жесток и полнота, где он узок. То же с точностью до наоборот вы услышите и от женщин. Мужчина должен быть широк в плечах и узок в бёдрах.

Однако мы ожидаем, что во всём остальном противоположные полы должны нравиться друг другу благодаря своей похожести. Любое брачное агентство пытается знакомить людей, как можно более сходных друг с другом своими склонностями и увлечениями. И вот компьютер сделал идеальный выбор: они оба любят рестораны, оперу, ненавидят курильщиков и. д., но спустя какое-то время «неожиданно» обнаруживается, что они… совершенно разные люди.

Но они никогда и не были одинаковыми.

Как мы успели заметить, сильная и слабая половины человечества появляются на свет с мозгом, различно организованным в соответствии с половой принадлежностью. Мы по-разному думаем, имеем склонности и способности к различным вещам и используем непохожие стратегии в одинаковых ситуациях. Эти различия организации мозга усиливаются и усложняются на протяжении жизни, в особенности во время гормонального бума полового созревания.
Женщина более чувствительна, чем мужчина. Она более внимательна к касанию, запаху и звуку. Её мозг таким образом направляет её, что наибольшее внимание она уделяет личностному и межличностному аспектам в жизни. Начиная со своего первого взгляда в глаза человека, будучи ещё в колыбели, её наиболее интересуют люди. Она прекрасно умеет пользоваться языком жестов и различать психологическую и социальную его подноготную. Она чаще, чем мужчины, улыбается, когда недовольна, и чаще, чем они, ласкова с людьми, которые ей не нравятся. Она поддерживает более близкие и длительные взаимоотношения со своими друзьями, с которыми охотнее делится своими надеждами и страхами. Она легче запоминает лица и характеры. Она лучше, чем мужчина, понимает, что мужчина или женщина имеет ввиду, даже когда он или она говорит что-то малозначимое.

И всё это потому, что сам её мозг направлен на работу именно с такой информацией. Как мы писали в третьей главе, её правое мозговое полушарие, контролирующее эмоции, лучше, чем у мужчин, обменивается информацией с левым, которое отвечает за вербальную связь с окружающим миром. Если угодно, интуиция – следствие коммуникативных навыков. Не удивительно, что большую часть своей жизни она провела в компании с людьми с таким же складом ума, то есть с женщинами.

Мужчина идёт другой дорогой. В большинстве случаев он слышит и чувствует меньше. Он более уверен и решителен, потому что его мозг более четко разбит на отдельные зоны. Его труднее отвлечь. С самого рождения его мир – это мир вещей: какие они, как они работают и какое пространство занимают.

Его мозг подходит к решению задач опираясь на стратегию, основанную на практичности, получении конкретного результата, в котором мужчина заинтересован. Пригласите его на две вечеринки в один день и он начнёт сравнивать, куда пойти более выгодно, или будет продумывать возможности посетить оба места. Женщина, скорее всего останется верна приглашению, которое последовало первым, или выберет вариант, который будет наиболее приятным для неё и окружающих.

Как и женщина, мужчина большую часть времени проводит с людьми, способными его понять, то есть с мужчинами. И вот, неожиданно, эти противоположенные существа сталкивает друг с другом биология. Не удивительно, что это часто приводит к недопониманию. Тысячи браков разбиваются об острый риф, на котором начертан только один вопрос: «Ну почему он/она реагирует на всё так «неправильно»»? И уж явно не жаждой просветительства и желанием помочь руководствуются раздатчики подростковых пособий, в которых объясняется, как правильно «подключить» гениталии, но ни словом не упоминается о непохожих, но дополняющих друг друга, аппаратах взаимопонимания мужчин и женщин. В вопросах возникновения и мотивации сексуального аппетита между различными полами также существуют нюансы, характерные для каждого пола.

Гормон агрессии и доминирования – тестостерон – также ответственен за наше сексуальное поведение. Это справедливо и для мужчин и для женщин. Однако, существуют два важных отличия. Во-первых, мужской мозг более восприимчив к воздействию тестостерона, потому что это именно тестостерон сформировал его ещё в материнской утробе. Во-вторых, после наступления половой зрелости в организме мужчины находится в двадцать раз больше этой субстанции, чем у женщин. Естественно, что эти два фактора формируют у мужчин поведенческие стереотипы, совершенно несхожие с таковыми у женщин.

В циклических изменениях женщин повышение уровня тестостерона совпадает со временем наибольшей возможности зарождения плода. Природа заботится о выживании своих детей.

У мужчин также существуют циклические изменения уровня тестостерона – своего пика его уровень достигает шесть-семь раз в день, будучи утром на 25% выше, чем вечером. Существуют также годовые колебания гормонального уровня, с наивысшим показателем ранней осенью и наинизшим весной.

Интерес к сексу возникает у мальчиков раньше и становится для них более значимым и важным, чем для девочек. Явление эротических снов характерно в подавляюще большей степени для мальчиков. Девочки, видящие эротические сны обладают мужской структурой мозга. Интересно также, что тестостерон способствует физическому развитию и формированию более грубого голоса, поэтому у басов всегда более высокий уровень тестостерона, чем у теноров.

Тестостерон «сгорает» во время активных физических тренировок. Совет учителей старых английских школ хорошенько побегать, чтобы избавиться от нечестивых мыслей, таким образом, нашел своё научное объяснение. Тут необходимо отметить, что упражнения должны быть специфическими. Резкие взрывные движения приводят, напротив, к увеличению уровня тестостерона. Возвращаясь к примеру бега, это должна быть не стометровка, а длительный, равномерный бег.

Матери всегда «нудят» своим дочерям, что мужчинам нужно только одно… И они правы. Опросы общественного мнения среди подростков и молодёжи показывают, что большинство представителей сильного пола положительно отзываются о возможности случайной сексуальной связи, «верят, что удовольствия нужно брать, когда только есть возможность», и что «особого труда возбудить меня сексуально не составляет». Большинство девушек, с другой стороны, считают, что сама идея повального секса отвратительна, что голое тело не привлекательно и что секс без любви не может принести радости.
Мужчины, испытывающие вынужденный целибат становятся замкнутыми и раздражительными. Женщины редко испытывают подобное. В таких случаях женщины скучают по отношениям. Мужчины – по сексуальным удовольствиям, которые эти отношения приносят.

Не смотря на больший тестостеронный заряд мужчины не находятся в состоянии постоянной сексуальной возбуждённости. То, каким образом будет использована энергия тестостерона, напрямую зависит от их восприятия. А так как структура их мозга делает зрение наиболее важным и удобным для них средством восприятия, то их действия напрямую зависят от того, что они видят. В спальнях мужчины предпочитают оставлять больше света, женщины всегда его гасят. Порнография – индустрия, придуманная мужчинами для мужчин. Если женщин и привлекают фотографии голых любовников, то только в том случае, если там существует явный романтический контекст, намёк на нежные и добрые чувства и отношения.

Два американских женских журнала “Playgirl” и “Viva” провели интересный эксперимент: начали публиковать плакаты обнаженных красавцев. Оба обнаружили, что увеличения интереса к журналам со стороны женщин это не дало. “Viva” прекратила выпускать такие приложения, “Playgirl” продолжает их делать, потому что достаточно большую часть их читателей составляют педерасты, которым нововведение пришлось по душе.

В отличие от мужчин, основные чувства женщин в интимных отношениях – осязание, обоняние, вкус и слух. Визуальный ряд только мешает им. Помните, что женщины слышат лучше и больше мужчин? Тогда должны лучше понять изречение, что путь к сердцу женщины лежит через её уши. Доверительная беседа и нежные прикосновения – вот что способно покорить её.

Мужчинам нужен секс, женщинам - отношения. Мужчины гонятся за плотью, женщины ищут любви. Так же, как мальчишки бегали за мячами, игрушками и карбюраторами, девочки всегда предавали большее значение контакту, общению и дружбе.

Но сегодняшние глянцевые журналы уверяют нас, что всё это кануло в лету. Это век «новой женщины», которая как и любой мужчина способна и готова к безличностным удовольствиям тогда и там, где она их найдёт. В это же время, «новый мужчина» припадает к алтарю чувствительности, где приносит в жертву свою животную распущенность. Он покорён логическими рассуждениями сухой и курящей эмансипэ, совершенно не обращая внимания на прекрасные фигуры её подружек.

Ни «новый век», ни «новый мужчина» долго не протянут.

Сексуальная революция построена на политических и социальных идеях и предпосылках, которые не вечны и шатки, будучи не подкрепленными биологией, химией, историей и самой жизнью. Исследования, проведённые среди американских студентов, предложили по пятибалльной шкале оценить удовлетворение, полученное от сексуального контакта с различными партнерами. Среди мужчин секс с малознакомыми людьми набрал 4, 2 балла, с подругами – 4, 4 балла и 4, 9 набрали возлюбленные. Среди женщин также наибольший балл набрали сексуальные отношения с любимыми, чуть меньше – с друзьями, но малознакомые люди удостоились только одного балла. Либерализация, конечно, увеличила число женщин, ищущих случайных связей, но это не значит, что теперь это приносит им такое же удовольствие, как и мужчинам, если таковое вообще присутствует для них в этих случаях. Женщины просто по-другому устроены.

Его мозг, будучи более структурированным, и сексуальное поведение держит в отдельном «кабинете». Женский мозг включает секс в гораздо большую эмоциональную картину, которая выписана на фоне гигантской горы под названием «отношения». Для женщин, разделить ложе с мужчиной, - это не еще один охотничий трофей, а проявление интимной привязанности, которая не может быть внезапно отрезана.

Но не смотря на это, женщины гораздо чаще рвут романтические отношения, чем мужчины. Но и это вписывается в наше знание о женском мозге. Ведь отношения – это то, что женщина знает, и поэтому может оценить, лучше всего. Мужчины с разбитым сердцем говорят: «Она нужна мне, я хочу, чтобы она вернулась». Но женщины знают, что «нужна» и «хочу» - это не лучшие термины для строительства серьёзных отношений. Центры эмоциональности и рассуждения лучше связаны в женском мозге, чем в мужском. Женщины лучше анализируют и определяют свои эмоции. Молодые мужчины чаще и легче влюбляются, потому что их сердца мало связаны с мозгами, или, что ближе к истине, потому что отделы их мозга более изолированы, чем у женщин.

Мужчинам труднее понять, почему женщины прерывают романтические отношения, потому что сами отношения для них – загадка. Когда они пытаются быть романтичными, то делают это с помощью понятного им языка – языка вещей. Шоколадки, цветы и открывание перед женщиной дверей не просто так зовётся «языком любви», - просто объясниться словами он не способен. Как анекдот звучит история, рассказанная семейному психологу: когда пара переживала свой кризис взаимоотношений, муж подумал и решил в знак примирения вымыть машину жены. Проявить привязанность и любовь к кому-либо, для мужчины значит сделать что-либо вместе, либо сделать что-либо для этого человека. Для женщины выстроить дружеские отношения – значит доверить своё сокровенное. А как мы это делаем? Посредством слов. Так и выходит: она хочет, чтобы он научился выражать свои эмоции и чувства, а он хочет, чтобы она «перестала на него давить». Вот типичный монолог мужчины: «Она вечно говорит, что я не говорю с ней. Я уверен, что даю её понять, что я думаю, но это для неё недостаточно». А вот женский: «Иногда он слушает, но никогда сам ничего не говорит».

Как не проталкивалась сексуальная революция, но до сих пор не изменила половые особенности нашего сознания. Потому что особенности эти имеют не социальные, а биологические корни и, соответственно, не могут быть так легко изменены. Так что же лучше: пытаться сделать вид, что никаких различий не существует, тем самым обрекая себя на вечное разочарование, боль и раздражение, или осознать, уважать и научиться пользоваться этими взаимодополняющими другу друга отличиями?

Глава восьмая
«Смешанные умы»

Одно из наиболее бросающихся в глаза различий между полами это то, что среди больных с различными сексуальными отклонениями подавляющее большинство – мужчины. Так, например, специалисты называют цифру в 4%, как долю педерастов среди населения США. Хотя знаменитый доктор Кинси доводит эту цифру до 10%, в то время, как лесбиянок насчитывает только один процент, хотя и это уже много.

Почему так?

Конечно, некоторые из сексуальных отклонений не могут быть объяснены с точки зрения биологии. Известны, например, случаи, когда анонимный посетитель одного из лондонских борделей требовал от проститутки наличие красного носового платка, а другой просил сначала покрыть его взбитыми сливками, а затем высыпать на него содержимое мешка пылесоса. Мы счастливы, с пожеланиями удачи, оставить эти случаи психиатрам.

Однако теперь, мы можем объяснить возникновение различных отклонений сексуального поведения с помощью накопившихся знаний о зарождении и развитии мужского и женского мозга при воздействии на него гормонов.

Так, например, учёный из восточной Германии д-р Гюнтер Дорнер (Gunter Dorner) посвятил свою жизнь изучению теории о том, что воздействие различных гормонов на мозг во время внутри

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития тяжелой промышленности России | Глоссарий. 1. Еңбек қауіпсіздігі - еңбек қызметі процесінде қызметкерлерге зиянды және (немесе) қауіпті өндірістік




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.