Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы деятельности и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации






Первый конституционный суд был образован в 1920 г. в Австрии, положив начало европейской традиции конституционного контроля, осуществляемого специальным самостоятельным органом судебной власти.

В Советском Союзе конституционный контроль осуществлялся с 1924 по 1936 гг. Верховным Судом СССР, а с 1936 по 1989 гг. – Верховным Советом СССР. После принятия в декабре 1989 г. Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР» был образован Комитет конституционного надзора СССР. 12 июня 1991 г. впервые в отечественной истории права был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Дальнейшее совершенствование правовых основ конституционного контроля было связано с введением Конституции РФ (1993 г.), которая установила состав и полномочия Конституционного Суда РФ, порядок назначения судей на должность, право законодательной инициативы и др. Роль и место Конституционного Суда в судебной системе РФ нашли отражение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому Конституционный Суд РФ отнесен к федеральным судам и является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

21 июля 1994 года был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» N 1-ФКЗ, который определил структуру и организацию деятельности Конституционного Суда РФ, статус судей, общие правила конституционного судопроизводства, поводы и основания для обращения в Конституционный Суд РФ, процедурные вопросы, виды решений, особенности производства по отдельным категориям дел и ряд других значимых положений.

Местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ первоначально была определена столица России - город Москва, затем Санкт-Петербург. Согласно закону заседания суда проводятся в месте его постоянного пребывания, но Конституционный Суд РФ может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.

Конституционное судопроизводство осуществляется на основе:

1. Принципа независимости, означающего, что судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ. В своей деятельности судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

2. Принципа коллегиальности, заключающегося в том, что рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Принципа гласности, означающего, что рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Принципа устности разбирательства, в соответствии с которым разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

5. Принципа языка конституционного судопроизводства, выражающегося в том, что производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

6. Принципа непрерывности судебного заседания, означающего, что заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

6. Принципа состязательности и равноправия сторон, означающего, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ реализует следующие полномочия:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

- не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда РФ и иных подразделений.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений суда.

Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Официальным изданием Конституционного Суда РФ является «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.