Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт






ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий с механиками-водителями 3 танковой роты по дисциплине

«Техническая подготовка»

Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт

Занятие 1. Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке. Общее устройство распределительных щитков. Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3. Правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов.

Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке, общее устройство распределительных щитков.

2. Изучить назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3.

3. Изучить правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов..

4. Воспитывать чувство ответственности при изучении электрооборудования танка.

Время: 90 мин.

Место: класс.

Вид занятия: практическое.

Метод: рассказ-показ, беседа.

Материальное обеспечение:

- плакат «Устройство АБ»,

-макет аккумуляторной батареи

- стенд электрооборудования танка,

- учебно – действующий стенд,

Литература:

-Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 2., с.9 - 35.

- Методическое пособие по технической подготовке танковых подразделений. Воениздат. Москва. 1977 г.

- Пособие для руководителей занятий по технической подготовке танкистов. Книга 4. Москва. 1966 г.

План

проведения занятия и расчет времени.

I.Вводная часть. 10 мин.
II.Основная часть. 70 мин.
1.Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке. 15 мин.
2.Общее устройство распределительных щитков. 10 мин.
3.Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3. 30 мин.
4.Правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов. 15 мин.
III.Заключительная часть. 10 мин.

Ход занятия:

Учебные вопросы и время Методические указания
I. Вводная часть. 10 мин.  
1.1 Проверка готовности к занятию. принять рапорт; проверить наличие и внешний вид солдат; отметить отсутствующих;
1.2 Постановка задачи на занятие. объявить тему, цели занятия, тему написать на доске; объявить порядок ее изучения и порядок отработки учебных вопросов
II. Основная часть 70 мин.  
1-й учебный вопрос: «Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке» Объявить первый учебный вопрос.
Электрооборудование, установленное в машине предназначено для обеспечения работы систем и механизмов с электрическими приводами, средств связи, контроля режимов работы систем двигателя, освещения и сигнализации. Техническая характеристика системы электрооборудования танка Т-72 Тип системы - однопроводная (за исключением дежурного освещения и электродвигателя водооткачивающего насоса ОПВТ), децентрализованная. Однопроводная система характерна наличием одного провода (плюсового), вторым (минусом) проводом служит корпус танка. Это упрощает монтаж, облегчает определение неисправностей в системе, а также экономически дешевле двухпроводной схемы. Децентрализованная система характеризуется наличием нескольких распределительных устройств (щитков) на которые электрическая энергия передается от источников по магистральным проводам, а уже от них отходят линии потребителям электрической энергии. Напряжение бортовой сети: -при неработающем двигателе - 22- 24В, -при работающем двигателе - 27- 29В. Материал довести методом рассказа  
Система электрооборудования танка включает: -источники электрической энергии; -потребители электрической энергии; -вспомогательные приборы электрооборудования; -контрольно-измерительные приборы (КИП); -электрическую бортовую сеть Составные части электрооборудования танка довести методом рассказа.
1.1.«Источники электрической энергии. К источникам относятся: -стартерные аккумуляторные батареи марки 12СТ-85Р или 6СТЭН-140М -стартер-генератор СГ-10-1С (работающий в генераторном режиме). 1.2. Потребителями электрической энергии Потребителями электрической энергии являются: - приборы комплекса вооружения; - стартер-генератор СГ-10-1С, работающий в стартерном режиме; - электродвигатели; - радиостанция и переговорное устройство; - приборы системы защиты от ОМП; - приборы освещения и сигнализации. 1.3. Вспомогательные приборы электрооборудования К вспомогательным приборам электрооборудования относятся: — вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4; — распределительные щитки; — выключатели, переключатели, контакторы, кнопки; — автоматы защиты сети АЗР, предохранители, переходные колодки, штепсельные разъемы. 1.4. Контрольно-измерительные приборы К контрольно-измерительным приборам относятся: -вольтамперметр, -электрические термометры и манометры, -тахометр, -счетчик моточасов, -спидометр, -топливомер, -часы. Назначение и размещение составных частей электрооборудования танка в танке довести методом рассказа и показа.
2-й учебный вопрос: Общее устройство распределительных щитков Щиток контрольных приборов механика-водителя предназначен: - для размещения КИП, органов управления приборами электрооборудования и сигнальных ламп: - для распределения электрической энергии по цепям потребителей в корпусе машины и их защиты от перегрузок. Щитсостоит из щитка 1 контрольных приборов и щитка 16 автоматов защиты (АЗР), на которых смонтированы КИП, АЗР и другие приборы. Щит съемный и включен в схему с помощью разъемов. С внутренней стороны щита механика-водителя расположены: коробка релейная КР-73-1 (в которой установлены контактор включения МЗН двигателя, реле системы подтормаживания и реле контроля ламп), преобразователь ГПК, резисторы цепей освещения щита и фары ФГ-127, контактор включения свечей подогревателя.   Рис. Щит контрольных приборов механика-водителя: 1 - щиток контрольных приборов; 2 - болт; 3 - часы; 4 - кнопка сигнала; 5 - вольтметр; 6 - переключатель ППН-45; 7 - счетчик моточасов общий; 8 - счетчик моточасов нагрузки; 9 - сигнальные светильники СЛЦ-51; 10 - кнопка МЗН буксира; 11 - кнопка МЗН двигателя; 12 - разъем АКД; 13 - кнопка стартера; 14 - переключатели ПН-45М; 15 - разъем; 16 - щиток автоматов АЗР; 17 - крышка; 18 - кнопка контроля сигнальных ламп; 19 - выключатели В-45М; 20 - скоба предохранительная; 21 - указатель тахометра; 22 - рычажок; 23 - указатель спидометра; 24 - указатель топливомера; 25 - указатель манометра ЭДМУ-6-Н; 26 - указателъ тахометра ТУЭ-48-Т; 27 - указатель манометра ТЭМ-15 Распределительные щитки Блок защиты аккумуляторных батарей предназначен для защиты бортовой сети танка от перегрузочных токов и коротких замыканий, а также распределения электрической энергии по цепям потребителей. На блоке защиты аккумуляторных батарей (БЗА) установлены; шунт 3 вольтам перметра, плавкие предохранители 5 и 6 закрытого типа ТП-400 на номинальный ток 400 А и про водочные—на 200 и 250 А, автоматы защиты сети АЗР (выключатели) 9, 10, 11 и 12 в цепях питания водопомпы, дежурного освещения, нагнетателя и радиооборудования. На АЗР НАГНЕТАТЕЛЬ и АЗР В4 установлены планки, предохраняющие АЗР от несакционированного включения. Шунт, предохранители и «плюсовый» зажим для подключения внешнего источника закрыты кожухом с откидной крышкой 1, которая закрепляется защелкой 7; Блок защиты аккумуляторов расположен над аккумуляторными батареями и установлен на кронштейне, приваренном к подбашенному листу.   Щиток распределительный правый предназначен для размещения автоматов защиты сети АЗР, органов управления отдельными потребителями и сигнализации. Щиток состоит из корпуса 2, в котором размещены десять автоматов защиты, из которых восемь являются предохранителями, а два автомата в цепях управления АЗ и люка предохранителями-выключателями, кнопка 1 ППО (под крышкой), кнопка 5 вызова механика-водителя командиром, кнопка 6 аварийной остановки двигателя (под крышкой). Автоматы-предохранители закрыты скобами 9 и при эксплуатации танка должны находиться в положении ВКЛ. Снизу корпус закрыт крышкой Провода к щитку подключаются через штепсельные разъемы 8. Щиток установлен на правой стенке башни над радиостанцией Электрическая принципиальная схема щитка показана на электрической принципиальнойсхемеэлектрооборудования башни.   Щиток распределительный левый по назначению и конструкции аналогичен правому распределительному щитку. В щитке размещены десять автоматов защиты сети 5, из которых восемь являются предохранителями, а два автомата (освещения АЗУ и электроспуска) — предохранителями-выключателями, кнопка 8 ППО (под крышкой), кнопка 2 контроля сигнальной лампы нагнетателя, светильник 3 сигнализации включения нагнетателя, кнопки 4 управления нагнетателем Автоматы-предохранители при эксплуатации танка должны находиться в положении ВКЛ. Щиток установлен на левой стенке башни рядом с сиденьем наводчика Электрическая принципиальная схема щитка показана на электрической принципиальной схеме электрооборудования башни Объявить второй учебный вопрос.   Материал довести методом рассказа и показа.   Материал довести методом рассказа и показа.   Материал довести методом рассказа и показа.     Материал довести методом рассказа и показа.    
3-й учебный вопрос: Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3. Объявить третий учебный вопрос.  
3.1.Аккумуляторные батареи предназначены: - для питания электрической энергией системы электрического пуска двигателя машины; - для питания электрической энергией потребителей во всех режимах, когда при работающем двигателе генератор не обеспечивает необходимой мощности; - для питания потребителей на стоянке, когда двигатель не работает или работает на пониженных частотах вращения коленчатого вала. На танке Т-72 устанавливаются четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М или 12СТ-85Р.  
Техническая характеристика аккумуляторных батарей 6СТЭН-140М и 12СТ-85Р.
№ п/п Наименование параметра Тип АБ
6СТЭН-140М 12СТ-85Р
  Номинальное напряжение, В:    
  Тип свинцово-кислотная
  Номинальная емкость, А*ч: при 20-часовом режиме разряда    
  Габаритные размеры, мм: длина ширина высота    
  Масса, кг: без электролита с электролитом   52, 2 62, 0   62, 0 72, 0
  Количество электролита, л: в батарее в одном аккумуляторе   8, 0 1, 33   0, 83
  Гарантийный срок службы 3 года (600 м/ч)
  Минимальный срок службы 6 лет (600 м/ч)
  Срок хранения в сухозаряженном состоянии не менее 7 лет не менее 10 лет

 

Материал довести методом рассказа    
3.2.Общее устройство АБ:
6СТЭН-140М: - крышка батареи; - защитный кожух; - ящик батареи; - две ручки; - два полюсных вывода; - пять перемычек; - две стяжные ленты; - шесть аккумуляторов. 12СТ-85Р - крышка батареи; - защитный кожух; - корпус из стеклопластика; - две ручки; - два полюсных вывода; - одиннадцать перемычек; - двенадцать аккумуляторов;  

 

Материал довести методом рассказ-показа
3.3. Уход за аккумуляторными батареями Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.
Объем обслуживания Периодичность обслуживания
Без снятия батарей с машины:  
Провести внешний осмотр и очистку поверхности батарей от пыли и грязи. Один раз в 15 дней.
Проверить: плотность крепления наконечников проводов с полюсными выводами батарей; надежность крепления батарей на стеллажах и в гнездах; работоспособность батарей. Один раз в 15 дней.
При снятых батареях с машины:  
Очистить: поверхность батарей от пыли и грязи; контактные поверхности выводных зажимов от окислов. Один раз в три месяца. Летом при температуре 250 С и выше – один раз в месяц.
Проверить:  
чистоту вентиляционных отверстий в пробках; отсутствие трещин в мастике; уровень электролита во всех аккумуляторах. Один раз в три месяца. Летом при температуре 250 С и выше – один раз в месяц.
Нейтрализовать поверхность батарей 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Один раз в три месяца. Летом при температуре 250 С и выше – один раз в месяц.
Проверить степень разряженности по плотности электролита. Один раз в три месяца. Летом при температуре 250 С и выше и зимой при температуре – 100 С и ниже – один раз в месяц.
Провести полной заряд на зарядной станции. При разряженности батарей летом на 50 %, а зимой на 25 %. При сезонном обслуживании.
Провести контрольно-тренировачный цикл. Один раз в год (для 12СТ-85Р – один раз в 9 месяцев). При поступлении АБ из других частей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.