Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка менеджера






Прежде чем говорить о формировании качеств руководителя, нужно уметь их оценить. Оценка персонала – это суждение об определенных сторонах, свойствах работников. Субъект оценки – тот, кто оценивает, объект оценки – тот, кого оценивают. Это могут быть как отдельные люди, так и группы людей. Предмет оценки – те качества и свойства, которые подлежат оценке. Продуманная и высокоэффективная система оценки персонала, в том числе и руководителей, выполняет ряд важных функций.

Социальные функции позволяют:

· снижать конфликты в коллективах, а также способствует созданию благоприятных социально-психологических отношений между сотрудниками, руководителем и подчиненными;

· стимулировать работу персонала;

· устанавливать справедливое соотношение между количеством и качеством труда и денежным содержанием;

· получать информацию об уровне профессионального развития персонала;

· наблюдать динамику изменения оцениваемых показателей и производить сравнение по группам должностей, структурным подразделениям.

Административные функции возникают как реакция руководства на результат оценки деятельности, на результаты труда работников. Таких реакций может быть несколько:

· отбор кандидатов на работу в данный орган;

· определение эффективности деятельности работника (например, соответствие занимаемой должности);

· выявление потенциальных возможностей сотрудников с точки зрения их дальнейшего использования (назначение на более высокую должность, выдвижение в резерв, перевод на другую работу, увольнение);

· выявление тенденций развития работников и разработка программ обучения и др.

· поощрение (признание заслуг работника),

· наказание (оценка результатов деятельности).

Информационная функция обеспечивает потребность человека в знании оценки своего труда для того, чтобы он смог скорректировать свое поведение.

Мотивационная функция состоит в том, что сама по себе оценка является важнейшим мотивом поведения.

Кроме того, эффективная оценка персонала играет огромную роль в управлении им, являясь основой множества процедур:

1. Приема на работу (здесь она позволяет снизить текучесть кадров на 90%).

2.Внутренних перемещений, увольнений.

3.Зачисления в состав резерва на выдвижение.

4.Материального и морального стимулирования.

5.Применения санкций.

6.Переподготовки и повышения квалификации, контроля персонала.

7.Совершенствования организации управленческого труда, приемов и методов работы.

8.Улучшения структуры аппарата.

 

Непременным условием проведения оценки является наличие:

· профессионально-квалификационныхтребований по замещаемой должности,

· критериев и индикаторов, по которым происходит оценка;

· формальных субъектов оценки (непосредственный руководитель, кадровик, члены аттестационной комиссии);

· квалифицированных и независимых субъектов оценки (эксперты, ученые - неформальные субъекты оценки);

· открытости и доступности установленных процедур и применяемых методов оценки;

· механизма реализации выводов, сделанных на основании оценки.

 

Структура критериев оценки.

· Профессиональные - это характеристики профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального опыта человека, его квалификации, результатов труда.

· Деловые - они характеризуют организованность, ответственность, инициативность, предприимчивость, эффективность деятельности персонала.

· Морально-психологические - раскрывают такие особенности человека, как способность к самооценке, честность, справедливость, психологическую устойчивость.

· Интегральные - это характеристики, которые образуются на основе целого ряда других присущих человеку качеств и говорят о его авторитете, состоянии здоровья, общей культуре, культуре мышления, речи.

Предмет оценки задает и требования к инструментарию оценки - способам, методам, методикам, которые используются для получения необходимой информации о работнике.

Методы оценки можно разделить:

· по субъектам оценки (кто проводит оценку): индивидуальные, групповые, экспертные. Сюда же следует отнести и самооценку, которая может производиться самими работником.

· Оценки можно классифицировать по предмету и объекту оценки (что или кто подлежит оценке): личностные характеристики, результаты труда, процесс труда и др.

· Типология оценок может быть произведена и посредством разделения методов на две большие группы: методы, в основе которых лежат формализованные подходы (например, анкетирование, тестирование), и методы, основанные на использовании не формализуемых подходов к изучению человека (собеседование, групповая дискуссия, наблюдение). В обеих группах, как правило, используются либо формализованные (цифровые, графические), либо вербальные (словесные) средства представления результатов оценки. Так, письменно составленная характеристика на работника - типичный пример вербального представления результатов оценки, поскольку информация об оцениваемых индикаторах выражена словами. Каждое из средств имеет и достоинства, и недостатки.. Объединение преимуществ этих средств представления результатов оценки таит в себе немало достоинств.

· Существенно снижает степень субъективизма оценивающих метод экспертных оценок. Здесь субъектами оценки выступают несколько человек. Это могут быть и руководители разных уровней - непосредственные и прямые, руководители других структурных подразделений, а также члены коллектива или специально созданная группа экспертов. В тех случаях, когда работника оценивают его руководитель, подчиненные, коллеги и эксперты, говорят о 360 градусном методе оценки.

По содержанию методы оценки можно разделить на пять групп:

1. Оценка посредством личного контакта (беседа, дискуссия и т.д.).

2. Оценка на основе анализа документов (диплом, характеристика и др.).

3. Тесты, испытания.

4. Экспертная оценка (суждение тех, кто хорошо знает объект оценки).

5. Различные комбинации этих групп.

Оценка человека никогда не бывает ни абсолютно точной, ни окончательной. Основные ошибки в оценке работников:

1. Субъективизм, предвзятость оценки, наличие любимчиков и фаворитов.

2. Неверные критерии и предметы оценки.

3. Несовершенные процедуры и технологии оценки.

4. Стереотипы (предрассудки) субъекта оценки (расовые, национальные, половые, возрастные и т.д.)

5. Стремление оцениваемых выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.

Быстрыми темпами растут возможности технических и программных средств в оценке человека. Экспертные системы оценки руководителя, основанные на использовании нелинейных зависимостей («искусственный интеллект») уже сегодня являются самыми точными и надежными.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.