Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль управления






Стиль управления – устойчивый комплекс черт руководителя проявляющийся в отношении с подчиненными. Главный параметр стиля управления – способ принятия управленческих решений.

Проблемы, возникающие при исследовании стилей управления.

- трудно определить эффективный стиль управления;

- сложно установить причинно следственную связь между стилем управления и результатами управления;

- стили управления эффективны лишь при определенных условиях.

Определение стиля управления.

1. Личность руководителя, деловые качества, характерологические черты, личные качества;

2. Можно определить стиль управления через характер принятия управленческих решений;

3. Психологическое отношение руководителя организации к подчиненным.

Курт Левин – немецкий ученый, провел серию экспериментов с детьми 11 лет и выделил 3 стиля управления:

- авторитарный;

- демократический;

- либеральный.

Авторитарный стиль управления – единоличное принятие всех решений, слабый интерес к работнику как к личности. Управление в силу легитимной власти (признанной). Руководитель сам определяет цели, распределяет задания, контролирует их выполнение. Он думает, что он более компетентен. Решения дает в виде приказов. Поощрения и наказания по усмотрению самого руководителя.

Внешние признаки: строгое выражение лица, не приветливость.

1. Требования к руководителю в рамках авторитарного стиля.

ü высокая ответственность;

ü хорошие управленческие качества;

ü строгий контроль и самоконтроль;

ü способность организовать реализацию решения.

2. Требования к подчиненным:

ü принятие руководства;

ü правильное восприятие и строгое выполнение указов руководителя;

ü отказ от критики, контроля руководителя.

3. Недостатки:

ü ограничение мотивации;

ü опасность принятие ошибочных решений;

ü не благоприятный морально психологический климат.

Демократический стиль управления – коллегиальное принятие решений, неформальные человеческие отношения, согласование целей с подчиненными, оценка по объективным критериям, общительность, самокритичность.

Внешние признаки: преобладание «мы» над «я».

Кооперативный стиль.

1. Требования к руководителю:

ü зрелость, уровень образования;

ü доверие к сотрудникам, способность и желание делегировать полномочия насколько это возможно;

ü терпеливость, невмешательство в решение задач;

ü контроль по результатам.

2. Требования к подчиненным:

ü самоконтроль и самостоятельность;

ü высокая компетентность;

ü тяга к творческому и личностному росту.

3. Недостатки: замедленность принятия управленческих решений.

Либеральный стиль управления – руководитель стремиться уклониться от принятия управленческих решений, работа «на самотек», информацию выдает по просьбе подчиненного, произвол сотрудников.

Внешние признаки: безучастный, не заметный.

Вывод К. Левина: демократический стиль имеет превосходство в трудовой мотивации, в качестве работы, повышении производительности труда, удовлетворенности в труде.

 

Другие подходы к определению стиля управления. Тайненбаум – Шмидт к 3 стилям предложили добавить к авторитарному стилю управления еще 4 модификации:

ü патриархальный стиль управления;

ü харизматический – стиль существует на вере руководителю, что он обладает хорошими качествами, природным даром;

ü автократический стиль управления – в основном появляется в крупных организациях;

ü бюрократический стиль управления – минимум личной власти руководителя, власть аппарата.

Мак Грегор – автор теории X иY. Это 2 типа отношения руководителя к работникам.

Предпосылки теории X.

1. Человек от рождения имеет не приязнь к работе, ищет всякие причины избежать работы;

2. Человек работает по принуждению;

3. Человек предпочитает, чтобы им управляли, избегает ответственности.

Теория Y.

1. Человек получает удовлетворение от работы;

2. Внешний контроль и угроза наказания не является единственным средством побуждающим человека к работе;

3. Людям присущи чувства ответственности;

4. Ответственность и обязательство человека зависит от вознаграждения за труд;

5. Творчество присуще большинству людей.

Концепция Р. Лайкерта.

Он выделил два типа менеджера:

- ориентированного на работу;

- ориентированного на человека.

Предложил 4 базовых стиля управления:

1. Авторитарно – эксплуататорский (ориентированный на выполнение задания).

2. Благосклонно – авторитарный (ограниченное участие работников в принятии управленческих решений).

3. Консультативно – авторитарный (лидер сохраняет контроль, но обращается за консультацией к подчиненному).

4. Соучастие, партисипативный или коллегиальный.

 

Факторы, обуславливающие выбор стиля руководителем:

1. Личностные особенности руководителя.

2. Уровень зрелости коллектива: там, где подчиненные не хотят и не могут работать, предпочтительнее авторитарный стиль, где хотят и могут – либеральный (коллегиальный) стиль.

3. Характер ситуации: в острой, жесткой, чрезвычайной ситуации – авторитарный стиль, в спокойной, нормальной – демократический.

Стилевой диапазон менеджера. Менеджер должен владеть приемами всех стилей и использовать их в зависимости от ситуации. Чем шире стилевой диапазон, тем эффективнее менеджер. При этом очень важно на основе стилевого диапазона обеспечивать развитие коллектива от ситуации «не хотят и не могут работать» к обратной.

Какой стиль наиболее эффективен? Иногда авторитарный, иногда демократический, но всегда – ситуативный (адаптивный) стиль, позволяющий руководителю использовать методы управления, соответствующие реальной ситуации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.