Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление, менеджер и менеджмент






 

Наиболее общее определение управления можно сформулировать следующим образом: управление – это функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы как между собой так и с внешней средой. Социальное управление – процесс выработки и осуществления управляющих воздействий социальным субъектом управления (то есть человеком) для организации, координации и упорядочения элементов в управляемой системе. В социальном управлении субъект управления всегда социальная система – человек, коллектив, организация. Управляющее воздействие – воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений. Главная цель управления – обеспечение выживания и развития объекта управления.

Основные типы управления.

1. Классификация управления на основе выделения приоритетных средств управления:

- Командно-административное управление;

- Экономическое управление;

- Технократическое управление (привлечение техники и технологий).

2. По критерию понимания роли рынка:

- Планово-директивное;

- Маркетинговое;

- Программно-целевое.

3. По степени формализации в управлении:

- Регламентированное, не гибкое;

- Нормативное;

- Социально – регулируемое управление;

- Распорядительное управление.

4. По критерию учета личностного фактора управления:

- Автократическое управление;

- Коллегиальное управление;

- Корпоративное управление;

- Либеральное управление.

5. По приоритетам в организации управления:

- Функционально-производственное управление;

- Управление по результатам;

- Стратегическое управление;

- Программно-целевое управление.

6. По степени научности:

- Эмпирическое управление;

- Прагматическое управление;

- Научно-концептуальное управление.

Основные аспекты системного подхода к анализу управления:

1. Исторический;

2. Культурно - исторические модели менеджмента;

3. По сферам жизнедеятельности общества;

4. Внутрифирменное управление; менеджмент предприятия;

5. Менеджмент на уровне отдельных структурных подразделений предприятия.

6. Отдельные виды и направления менеджмента.

7. Саморегуляция объектов управления и саморегуляция субъектов в управлении.

Основные законы управления:

Закон информированности и упорядоченности.

Закон пропорциональности и композиции.

Закон непрерывного развития.

Закон самосохранения.

Закон единства, целого и частей.

Принципы управления:

1. Принцип эффективности;

2. Принцип диапазона управления;

3. Скалярный принцип;

4. Принцип делегирования;

5. Принцип паритета полномочий и ответственности;

6. Принцип единоначалия;

7. Принцип Питера (проталкивание руководителя до уровня некомпетентности);

8. Принцип разделения контроля;

9. Принцип обратной связи;

Менеджмент – это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления. Этот тип управления становится значимым в рыночном обществе, построенном на партнерских отношениях. Менеджмент также следует рассматривать как научную дисциплину, которая ориентирована на адекватное использование сложившихся в управлении закономерностей в конкретных управленческих ситуациях. Главное назначение менеджмента как науки заключается в том, чтобы выявить позитивный опыт в управлении и рассмотреть возможные способы его реализации.

Культурно исторические модели менеджмента.

Культурно-историческая модель менеджмента – это, прежде всего, стандарт менеджмента, преобладающий в той или иной стране (регионе), связанный с социально экономической реальностью, социальной психологией, национальными традициями и культурно историческим прошлым.

Направления современного менеджмента:

Социальный менеджмент. Ориентирован на исследование социальных условий эффективности управления.

Организационный менеджмент. Ориентирован на изучение организационных условий управленческого решения.

Стратегический менеджмент. Ориентирован на исследование принципов поведения фирмы в условиях жесткой конкурентной среды в долгосрочной перспективе.

Инновационный менеджмент. Ориентирован на исследование условий осуществления деятельности фирмы по внедрению и распространению технологических новшеств.

Финансовый менеджмент. Ориентирован на рациональную организацию финансовых потоков и принятие ответственных финансовых решений.

Инвестиционный менеджмент. Ориентирован на исследование способов эффективного формирования инвестиционного портфеля и приоритетов в отборе инвестиционных проектов.

Кроме того, виды менеджмента выделяются по отраслевому признаку, как, например, торговый, политический, государственный, муниципальный, гостиничный, банковский и пр.

Объектами менеджмента как управленческой деятельности являются люди, работающие в организациях. Потому можно говорить об управлении как отдельными работниками, так и организациями в целом. Возможно выделение в качестве объектов управления процессов, осуществляемых в организации, например, производство, миграция (текучесть), развитие персонала и т.д.

Менеджмент как профессиональная деятельность осуществляется на основе специальных технологий, позволяющих руководителю обеспечивать достижение управленческих целей и выживание своих организаций.

Технологии – это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного результата. Именно владение определенными технологиями отличает профессионала от дилетанта.

К управленческим технологиям относятся:

· технологии принятия управленческих решений,

· технологии мотивации персонала,

· технологии управления персоналом (прием, оценка, развитие работников и т.д.),

· технологии управления конфликтами,

· коммуникационные технологии в менеджменте,

· технологии самоменеджмента и другие.

Уровнем владения такими методами управления определяется степень профессионализма современного менеджера.

Основные тенденции развития управления в современном обществе являются:

1. Возрастание роли и места управления в обществе. Эта тенденция обусловлена двумя основными факторами: во-первых, усложнением современного общества, что выражается как в бесконечном распылении субъектов и объектов социального управления, так и в росте неопределенности и изменчивости управленческих связей и отношений. Однако необходимость координации и организации общественных процессов и отношений по-прежнему остается актуальной, стало быть, объективно роль управления растет. Во-вторых, возрастает цена управленческой ошибки, способная поставить человечество на грань полного уничтожения. Следовательно, управлять на основе метода проб и ошибок, «на авось» слишком рискованно, нужно профессиональное отношение к управлению.

2. Гуманизация социального управления, где человек становится не просто инструментом или объектом управления, но и его высшей целью. Данная тенденция обусловлена в первую очередь научно-техническим прогрессом, потребовавшим от человека развития его творческих качеств. Последнее невозможно без уважения к личности работника, без вложений в его развитие, культуру.

3. Интернационализация социального управления. Эта тенденция также вытекает из объективных процессов глобализации общества. Однако при этом необходимо помнить, что укрепление международных связей в данной сфере не отрицает национальной самобытности управленческих отношений в различных странах.

Менеджер – профессиональный наемный управляющий, имеющий, как правило, специальную подготовку. Принципиальные особенности менеджера от обычного руководителя:

1. Управленческая деятельность, отличающаяся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления и характерная для современного рыночного общества.

2. Работа на условиях найма, не исключающая, впрочем, участия в прибылях компании.

3. Профессионализм, наличие специальной управленческой подготовки.

4. Высокая степень специализации.

Бизнесмен и менеджер – это не одно и тоже. Бизнесмен – это тот, кто " делает деньги", владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.