Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир после второй мировой войны






Цели:

1) подвести итоги второй мировой войны и охарактеризовать ее уроки;

2) рассказать о новой биполярной расстановке сил на международной арене;

3) обратить внимание учащихся на факты существования между союзниками разногласий по проблемам послевоенного устройства;

4) проанализировать позиции Великобритании, СССР и США по вопросу о будущем Германии и дать оценку принятым решениям.

Опора на пройденный материал:

знания материала по истории второй мировой войне за 11 класс и знание материала по итогам второй мировой войны за 9 класс.

Основные понятия:

коалиционные правительства, гегемонизм, гонка ядерных вооружений, ракетно-ядерное оружие.

 

2 сентября 1945 г. завершилась вторая мировая война.

Выделим основные аспекты послевоенной ситуации:

1. Произошло общее ослабление позиций западного мира.

Если до второй мировой войны шесть стран Запада (Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония) играли активную роль в мировой политике, то после войны наблюдается следующая ситуация:

Германия – потерпела сокрушительное поражение в войне, ее фактически нет в мировой политике, она не представляет какой-либо силы, у нее даже нет своего правительства.

Италия – поражение в войне привело к резкому упадку ее влияния на мировую политику.

Англия – экономическое ослабление.

Франция – в годы войны была оккупирована, на ее территории велись боевые действия, потеряла международную роль.

Япония – оккупирована американскими войсками.

США – укрепила свои позиции. Какие факторы этому способствовали? Вспомним материал 9 класса по теме «итоги второй мировой войны».

США стали единоличным лидером западного мира: их экономическая, социальная и политическая модель, система ценностей и культура стали активно внедряться во все регионы мира. Доминирующая роль США в западном мире продолжалась до конца 1950-х гг.

Таким образом, после второй мировой войны произошло ослабление ведущих стран Запада, за исключением США.

2. Укрепление позиций СССР. Какие факторы этому способствовали? Вспомним материал 9 класса по теме «итоги второй мировой войны».

Таким образом, происходит резкое укрепление позиций СССР, растет его политическое влияние в мире (в 1940 г. СССР имел дипломатические отношения с 29 странами, в 1945 г. – с 51 государством).

3. В Азии и Африке происходит подъем освободительного движения (2, с.158, 160).

В ходе войны в мировой экономике и политике значительно возросла роль развивающихся и колониальных стран. Этот факт, а также японская агрессия в Азии привели к началу деколонизации в странах Востока. Получили независимость: Вьетнам, Бирма, Индонезия, Филиппины. В этом регионе начинается активный процесс освобождения от зависимости.

Вновь возникшие страны начинают выходить на арену мировой политики (СССР и США пытаются привлечь их на свою сторону).

4. В мире возникает широкое движение за глубокие социально-экономические и политические изменения.

В общественном сознании происходит сдвиг влево, все больше и больше людей встают на позиции левых партий, в том числе на позиции коммунистов.

Можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу:

Таблица 21

Ситуация в освобожденной Европе – (выделяем восточную и западную часть)

 

  Западная Европа Восточная Европа
Какие страны входят в этот регион Франция, Италия и т.д.   Польша, Чехословакия и т.д.  
Войска каких стран располагались в этих странах      
Влияние каких партий было доминирующим        

 

Можно предложить составить таблицу по отдельным странам, но это будет очень сложно для учащихся и это можно сделать только с привлечением дополнительного материала.

Особо следует выделить, что в 1944-1947 гг. практически во всех странах Европы у власти находились коалиционные правительства, в состав которых входили партии антифашистского толка (2, с. 146-149, 151-153, 155-156).

5. В международных отношениях возник новый фактор – гонка ядерных вооружений.

Прежде дадим определение «гонка вооружений». Это наращивание вооружений, к которому прибегают две или более страны с целью достигнуть безопасности и защиты друг от друга.

Было создано оружие нового поколения – оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое). Первыми атомную бомбу создали США, а в 1949 г. СССР создал свою ядерную бомбу, разрушив монополию США на это оружие. В 1952 г. была создана водородная бомба, а затем появился новый класс вооружений – ракетно-ядерные (в том числе межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками).

6. В мире возникло огромное число экономических проблем.

Особенно в Европе накапливается огромное количество этих проблем: разруха, беженцы, недостаток продовольствия и сырья.

 

Главное, что необходимо было сделать после войны: урегулировать послевоенные проблемы, победителям необходимо было проводить согласованную политику. Мир зависел от позиции двух стран: США и СССР.

И эти две страны нашли точки соприкосновения, начинается этап их плодотворного сотрудничества.

Выделим основные послевоенные проблемы и проанализируем, как они решались:

1. Германская проблема.

Здесь следует рассмотреть следующий аспект:

- сравнить ее разрешение с тем, как ее решали после первой мировой войны. Можно предложить учащимся заполнить таблицу по германской проблеме:

Таблица 22

Решения После первой мировой войны После второй мировой войны
Территория          
Армия          
Иностранные войска          
Репарации и т.д.            

Используя учебник Л.Н. Алексашкиной (2, с.161) можно подискутировать на тему: Кто виновен в расколе Германии.

2. Создание новой международной организации (2, с.155).

Создание Организации Объединенных Наций - желательно использовать Устав ООН, из которого следует зачитать основные цели этой организации. После этого можно обсудить с учащимися насколько эти цели были реализованы, а также сравнить деятельность ООН с деятельностью Лиги Наций.

Можно предложить учащимся следующий тест.

Отметьте основные цели и принципы деятельности ООН (19, с.311):

а) поддержание международного мира и безопасности;

б) подавление актов агрессии;

в) исключительно моральное осуждение актов агрессии;

г) осуществление международного сотрудничества в различных сферах;

д) осуществление международного сотрудничества исключи­тельно в политической сфере;

е) суверенное равенство всех членов;

ж) исключительные права и полномочия СССР, Великобрита­нии, США;

з) право вмешательства во внутренние дела стран мира в целях урегулирования любых кризисных ситуаций;

и) право вмешательства во внутренние дела стран мира исклю­чительно в целях поддержания мира;

к) высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея;

л) высшим органом ООН является Совет Безопасности;

м) постоянно действующим органом ООН является Генеральная Ассамблея;

н) постоянно действующим органом ООН является Совет Без­гласности;

о) право Совета Безопасности применять санкции против агрессора;

п) принятие решений в Совете Безопасности большинством голосов участников;

р) принятие решений в Совете Безопасности единогласно;

с) принятие решений в Совете Безопасности единогласно всеми его постоянными членами;

т) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США, Англия;

у) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США, Англия, Франция, Германия;

ф) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США. Англия, Франция, Китай.

Курсивом обозначены правильные ответы.

 

3. Договоры победителей с союзниками Германии. (2,. с. 154). Здесь предполагается широкое использование атласов и карт.

В помощь учителю:

Таблица 23






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.