Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участники: У. Черчилль/ К. Эттли, И. Сталин, Г. Трумэн






 

Германский вопрос Польский вопрос Японский вопрос
1. Согласованы общие принципы политики: - демилитаризация; - декартелизация; - денацификация; - демократизация. 2. Советскому Союзу передавалась территория бывшей Восточной Пруссии с г. Кенигсбергом Границы Польши определены в соответствии с достигнутыми на Ялтинской конференции договоренностями Подтверждены условия вступления СССР в войну с Японией

 

Вывод:

вторая мировая война – самая кровопролитная война в истории человечества, она показала возможность объединения самых разных политических сил в борьбе против общего опасного врага.

Итоги второй мировой войны

Цели:

1) объяснить причины создания ООН и значение этой организации для утверждения международно-правовых норм, осуждающих агрессию;

2) проанализировать политику СССР и западных стран в отношении Германии;

3) показать укрепление позиций США и СССР на международной арене, рассмотрев факторы этого укрепления;

4) подвести учащихся к подготовке схемы, которая определяла суть международных отношений во второй половине ХХ в.

Опора на пройденный материал:

вспомнить схему «партийно-политическая система» в теме «Революции 1918-1919 гг.», знать роль СССР и США в деле разгрома гитлеровской Германии и милитаристской Японии.

Основные понятия:

Контрольный совет, демилитаризация, демократизация, денацификация, декартелизация, международный трибунал, ООН, СБ ООН, право «вето», «сверхдержавы», холодная война, НАТО, СЭВ, ОВД.

 

Можно выделить только четыре основных момента:

1. Решение германской проблемы (главное в этом вопросе не повторить ошибки Версальской конференции).

Этот вопрос можно рассмотреть с помощью двух вариантов.

Первый вариант.

Сам учитель излагает этот вопрос, указывая на основные решения союзников по Германии:

а) Германия оккупирована и разделена на 4 зоны (СССР, США, Франция, Англия): во главе зон оккупации были главнокомандующие этих зон. Германией руководил Контрольный совет, в который входили главнокомандующие зон оккупации;

б) проведена демилитаризация экономики: военное производство полностью ликвидировано, Германии запрещено иметь армию;

в) денацификация общества: ликвидирована нацистская партия, запрещена националистическая идеологии;

г) демократизация общества: немцы могли избирать местные органы власти, разрешена деятельность политических партий, можно сравнить этот процесс в западной и восточной зонах оккупации, подготовив две схемы по партийно-политической системе:

Западная Германия – формируется многопартийная система с двумя ведущими партиями (СДПГ, ХДС/ХСС).

Рассмотрим схему 10, предложенную в приложении.

Восточная Германия – формируется формально многопартийная система с доминированием одной партии (СЕПГ).

Рассмотрим схему 11, предложенную в приложении.

д) декартелизация, ликвидация крупных монополистических объединений;

е) отданы под суд партийно-политические и военные руководители нацистской Германии, состоялся Нюрнбергский процесс.

Второй вариант.

Проводится семинар, с вопросами, литературой и методическими рекомендациями которого учащиеся знакомятся заранее.

Тема семинара: Два курса политики в германском вопросе после второй мировой войны.

Подготовка к семинару: класс делится на две подгруппы; одна подгруппа готовит ответы на вопросы, которые характеризуют процессы, происходящие в восточной части Германии, другая - в западной; одна - анализирует позиции СССР, другая - западных держав.

1. Найдите сходство и отличие в процессах развития в восточной и западной зонах оккупации Германии:

а) кто и каким образом осуществлял руководство в Германии;

б) выделите основные этапы демократизации в зонах оккупации;

в) экономические преобразования (промышленность, сельское хозяйство);

г) раскройте особенности процесса денацификации в восточной и западной зонах оккупации;

д) решение проблемы репараций.

2. Образование ГДР и ФРГ:

а) Конституции ГДР и ФРГ: общее и особенное;

б) формирование органов государственной власти ГДР и ФРГ.

Литература

ü Висков С.И., Кульбакин В.Д. Союзники и " германский вопрос". 1945-1949 гг. - М., 1990.

ü Германская Демократическая Республика. Законы и постановления. Конституция и законодательные акты ГДР. - М., 1953.

ü Германская история в новое и новейшее время: В 2 т. Т. 2. - М., 1970.

ü История ГДР. - М., 1972.

ü Конституции зарубежных стран. - М., 2002.

ü Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма. - М., 1995.

ü СССР и германский вопрос 1941-1949 гг.: В 2 т. – М., 1996, 1998.

ü Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время). - М., 1999.

Методические рекомендации

Рассматривая эту тему, учащимся следует постоянно помнить о том, что преобразования 1945-1949 гг. создали условия для раскола единой Германии на два государства, а также сформировали различные социально-экономические и политические основы в ГДР и ФРГ, которые в конечном счете привели к кризису в ГДР и включению ее в состав стабильно и динамично развивающейся ФРГ.

В первом пункте первого вопроса выделяются три основных понятия: Контрольный Совет, межсоюзническая комендатура, военные администрации в зонах оккупации. Все эти понятия требуют глубокого и всестороннего анализа с указанием дат их формирования, функций, состава и т.д.

Особое внимание следует уделить рассмотрению процесса демократизации, тем более что этот вопрос тесно связан с существованием партийной политической системы ГДР и ФРГ, а затем и единой Германии. Учащиеся должны хорошо представлять, какие политические партии начинают играть важную роль в восточной и западной зонах оккупации. Знать их программы, ориентироваться в том, какое место они занимают в политической жизни послевоенной Германии, на какие социальные слои опираются.

Рассматривать процесс экономических преобразований в послевоенной Германии следует через призму декартелизации и демилитаризации промышленности. Эта работа проводится с опорой на конкретные решения, которые принимались военными администрациями оккупационных зон. Глубокого анализа заслуживает денежная реформа 1948 г. в западных зонах оккупации, а также реформирование сельского хозяйства.

Говоря о процессе денацификации, указывают три ее сферы: государственную, персональную, духовную. Важно сравнить, как она проводилась на востоке и западе Германии, в чем ее отличие, и как это повлияло на дальнейшее политическое развитие ГДР и ФРГ. Особо следует выделить Нюрнбергский процесс 1945-1946 гг.

Репарационная проблема являлась очень болезненной для всего германского народа, а также отчасти для западных держав, так как СССР часть репарационных платежей получал из западных оккупационных зон. Учащиеся должны иметь четкое представление о конкретных выплатах Германии в пользу союзников и о проблемах, которые в связи с этим возникали.

Второй вопрос подводит итог тем процессам, которые происходили в Германии после окончания второй мировой войны.

При анализе конституций ГДР и ФРГ (государственное устройство, органы власти, права человека и т.д.) необходимо ссылаться на конкретные статьи этих документов, а также показать, как эти основные законы государств принимались. Учащиеся должны четко выделить то, что отличало эти две конституции.

 

2. Создание Организации Объединенных Наций вместо Лиги Наций; даем информацию о сан-францисской конференции и об основных органах ООН:

- Генеральная Ассамблея (ГА ООН): Ежегодно в сентябре-декабре проводятся очередные сессии, в которых принимают участие все члены этой организации. Можно задать вопрос учащимся: Сколько на данный момент стран-членов ООН (191 государство). Резолюции, которые принимает ГА ООН, носят рекомендательный характер. Кроме того, могут проводиться чрезвычайные и специальные сессии.

- Совет Безопасности (СБ ООН): На сегодняшний день в него входит 15 стран, из них 5 (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция) являются постоянными членами этой структуры. Остальные десять стран через каждые два года обновляются.

Резолюции, которые принимает Совет Безопасности, носят обязательный характер для выполнения. Постоянные члены СБ ООН обладают правом вето, т.е. если одна из пяти стран голосует против проекта резолюции, то она не принимается. Если принятые резолюции не выполняются, то в отношении стран применяются санкции (экономические, политические, культурные), а также может применяться военная сила.

- Экономический и Социальный Совет: Главная задача – координация экономической и социальной деятельности ООН.

- Совет по Опеке: При создании ООН на него была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями. Основная цель опеки способствовать прогрессу населения и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Цели системы опеки в определенной степени были достигнуты. Практически все они получили независимость.

- Международный Суд (заседания проходят в Гааге, Нидерланды): Главный судебный орган ООН, в который могут обращаться все члены этой организации.

- Секретариат: Он обслуживает другие органы ООН, выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую ими. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, которого назначает ГА ООН на 5 лет по рекомендации СБ ООН. Вопрос к учащимся: кто является в данный момент Генеральным секретарем ООН? (Кофи Аннан). Штаб – квартира ООН находится в Нью-Йорке.

В помощь учителю:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.