Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доверительное управление недвижимостью






6.1 Правовая природа доверительного управления. Соотношение договора поручения, комиссии, агентского договора и договора доверительного управления имуществом.

6.2 Договорные и законные основания возникновения доверительного управления. Понятие и общая характеристика договора. Стороны договора доверительного управления недвижимостью. Правовой статус выгодоприобретателя.

6.3 Форма договора и его существенные условия. Государственная регистрация передачи имущества в доверительное управление. Обособление имущества, находящегося в доверительном управлении.

6.4 Правовые последствия передачи в доверительное управление имущества, обремененного залогом. Правовое регулирование общей собственности на предмет договора. Передача в доверительное управление государственного или муниципального имущества.

6.5 Права и обязанности сторон в договоре о доверительном управлении недвижимым имуществом. Право доверительного управляющего на получение вознаграждения. Сроки и порядок предоставления отчета доверительным управляющим о своей деятельности.

6.6 Распределение убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, отданного в доверительное управление. Ответственность сторон по договору. Изменение и прекращение договора доверительного управления недвижимым имуществом.

 

6. 1 Правовая природа доверительного управления. Соотношение договора поручения, комиссии, агентского договора и договора доверительного

управления имуществом

Доверительное управление - новый институт российского права. Его появление обусловлено развитием рыночных отношений и связано со стремлением организовать более эффективное управление хозяйственной деятельностью, имуществом, и прежде всего государственным имуществом.

Как уже было сказано, доверительному управлению посвящена глава 53 ГК РФ (ст. 1012 - 1026). Согласно ст. 1012 ГК РФ «по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя)».

 

Исследуя институт доверительного управления, современная гражданско-правовая наука неоднозначно подходит к определению правовой природы этого института. В современной юридической литературе можно выделить два подхода к проблеме регулирования доверительных операций с имуществом.

Сторонники первого подхода, следуя континентально-правовым традициям, выступают исключительно за обязательственно-правовую модель доверительного управления имуществом (В.А. Дозорцев, Е.А Суханов, А.Л. Маковский, С.А. Хохлов, Н.Д. Егоров).

Согласно второму подходу право доверительного управления " не может быть не чем иным, как самостоятельным видом ограниченных вещных прав", так как:

- доверительный управляющий имеет широкие полномочия;

- интересом управляющего является получение объекта управления для коммерческого использования.

С такими утверждениями трудно согласиться. Во-первых, сколько бы не были широки полномочия доверительного управляющего, он всегда действует в интересах собственника. Кроме того, полномочия управляющего могут быть ограничены специальным законом или договором. Во-вторых, интерес управляющего законодатель видит не только в получении вознаграждения за оказание определенных услуг. Если договор безвозмездный, то доверительный управляющий действует из иных побуждений (например, сохранение имущества родственника).

Чтобы определить к вещному или обязательственному праву относится доверительное управление имуществом, необходимо провести разграничение этих прав.

Применяя разработанные наукой гражданского права и законодателем критерии разграничения прав вещных и обязательственных, можно сделать вывод о том, что правоотношения между доверительным управляющим и учредителем управления являются обязательственными.

Так, согласно ст.1012 ГК РФ учредитель управления передает имущество, а доверительный управляющий обязуется совершать определенные действия, а именно управлять имуществом. Таким образом, объектом здесь являются действия обязанного лица.

Правоотношения между учредителем и управляющим имеют относительный характер. Под этим подразумевается, что учредитель может обратиться с требованием к определенному лицу - доверительному управляющему.

Доверительное управление в большинстве случаев возникает на основании договора, что присуще обязательственным отношениям.

Нет в характеристике права доверительного управления и такого признака вещного права, как бессрочность. Ст.1016 ГК РФ устанавливает, что договор доверительного управления заключается на срок не более пяти лет.

Кроме того, доверительное управление не соответствует такому признаку вещного права, как возможность воздействовать на вещь с целью удовлетворения своих потребностей. Доверительный управляющий, даже получив право распоряжения и по составу правомочий приблизившись к собственнику, не вправе использовать их в своем интересе. В ст.1012 ГК РФ прямо предусмотрено, что управление осуществляется в интересах учредителя или выгодоприобретателя.

Таким образом, осуществляя управление доверенным имуществом и вступая в различные правоотношения с третьими лицами, доверительный управляющий действует в качестве субъекта обязательственных правоотношений в интересах учредителя доверительного управления и выгодоприобретателя. Вместе с тем, являясь титульным владельцем соответствующего имущества, он получает абсолютную защиту от незаконных действий третьих лиц.

Кроме того, если правоотношение между учредителем и управляющим является обязательственным, а правоотношения управляющего и третьих лиц - вещными, то можно сделать вывод, что правовая природа доверительного управления является обязательственной с вещно-правовыми элементами.

Как видно из определения этого договора, данный договор сконструирован как реальный, а это означает, что договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему.

Таким образом, для возникновения обязательства по доверительному управлению имуществом требуется сложный юридический состав, состоящий из двух юридических фактов: подписания сторонами соглашения и фактической передачи доверительному управляющему имущества, являющегося объектом указанного соглашения. Например, стороны заключают в письменной форме договор доверительного управления, составляют передаточный акт и обращаются с заявлением о государственной регистрации передачи имущества в доверительное управление.

Однако иногда указанных действий оказывается недостаточно. Так, между ООО «Виткос» и ТОО «Импульс» 15 декабря 1997г. был заключен договор аренды нежилого здания. ТОО «Импульс» (арендодатель) обязалось передать здание ООО «Виткос» (арендатору) после окончания ремонта. Поскольку своих обязательств по передаче здания арендодатель не выполнил, арендатор обратился в суд с иском об исполнении обязательства в натуре. Спорное здание явилось также предметом договора доверительного управления от 29 декабря 1997г. между ТОО «Импульс» (учредитель) и ОАО «Стэнли Пропети Корпорэйшн» (доверительный управляющий). По мнению доверительного управляющего, " после подписания акта приема-передачи здания и регистрации доверительного управления он является законным правообладателем объекта". Однако судом было установлено, что фактической передачи спорного здания доверительному управляющему не производилось, несмотря на составление акта приема-передачи от 5 января 1998г. и последующую государственную регистрацию передачи имущества в управление. В результате суд счел договор доверительного управления незаключенным.

Реальный характер данного договора имеет определенное значение для квалификации возникающего из него обязательства как обязательства по оказанию услуг, поскольку в круг данного обязательства не входят обязанности учредителя по передаче имущества доверительному управляющему, как это имеет место во всех обязательствах, направленных на передачу имущества (купля-продажа, мена, дарение, ссуда и др.) Как правильно замечает Л.Ю. Михеева, «данный договор не мог быть сконструирован как консенсуальный. Предметом его являются действия управляющего, совершение которых без обладания имуществом невозможно».

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий может совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия, предусмотренные договором, в интересах учредителя (или выгодоприобретателя). Однако это не означает, что доверительный управляющий может продавать или использовать в переработке имущество, находящееся в доверительном управлении. При продаже или переработке этого имущества изменяется его материально-вещественная форма, следовательно, исчезает объект управления. Следовательно, в случае реализации или переработки такого имущества договор доверительного управления фактически превращается в одну из разновидностей посреднических договоров (комиссии, поручения).

Поэтому очевидно, если доверительный управляющий продаст или переработает имущество, предназначенное для управления, договор доверительного управления может быть признан недействительным.

Согласно п.3 ст.1012 ГК РФ сделки с переданным в доверительное управление имуществом (например, сдача его в аренду) доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует именно в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка «Д. У.».

При отсутствии такой пометки доверительный управляющий становится обязанным перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Как уже отмечалось, имущество, переданное в доверительное управление, продолжает оставаться собственностью учредителя управления. Поэтому учет такого имущества доверительный управляющий ведет в обособленных регистрах бухгалтерского учета и на обособленном балансе. Несмотря на то что учет операций по договору доверительного управления на обособленном балансе ведет доверительный управляющий, данные этого баланса используются только учредителем управления.

Поэтому доверительный управляющий в собственном учете отражает только причитающееся ему вознаграждение, а также собственные расходы, понесенные им при исполнении договора доверительного управления.

Средства, поступающие на счет, открытый для доверительного управления, являются собственностью учредителя управления, так как все полученное с использованием имущества, переданного в доверительное управление (как и само это имущество), принадлежит учредителю управления.

В то же время средства, полученные доверительным управляющим в качестве вознаграждения за доверительное управление, являются его выручкой (доходом).

Следовательно, вознаграждение за доверительное управление доверительный управляющий должен получать на свой расчетный счет, а не на счет, открытый для доверительного управления и предназначенный только для расчетов по доверительному управлению.

Проанализировав ст.1016 ГК РФ, трудно сразу определить, является ли договор доверительного управления возмездным или безвозмездным. Так, в ст.1016 ГК РФ указывается, что «размер и форма вознаграждения управляющему должны быть указаны в договоре, если выплата вознаграждения им предусмотрена».

При буквальном толковании данной нормы можно утверждать, что если данный договор сконструирован как возмездный, то в нем должны быть указаны размер и форма вознаграждения. В случае, когда в договоре доверительного управления имуществом предусмотрено вознаграждение, но не определены его размер и форма, он будет незаключенным, так как указание на размер и форму вознаграждения является существенным условием данного договора. Если данный договор заключается как безвозмездный, то в нем также должно быть прямое указание на это, так как в соответствии с п.3 ст.423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или договора. Иначе данный договор будет признан незаключенным, в том числе и если стороны забыли согласовать данное условие. Таким образом, договор доверительного управления может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Вызывает интерес классификация договоров на взаимные и односторонние. Например, Н.Д. Егоров считает, что " возмездный договор доверительного управления имуществом является взаимным договором. Безвозмездный же договор доверительного управления имуществом относится к числу односторонних договоров, так как в этом случае учредитель управления приобретает только права и не несет обязанностей перед управляющим". Данная точка зрения является спорной. В безвозмездном договоре доверительного управления учредитель приобретает не только права, но и обязанности. Так, учредитель обязан предупредить доверительного управляющего, что имущество, передаваемое в доверительное управление, находится в залоге; он обязан обеспечить доверительного управляющего сведениями и документацией, необходимыми ему для эффективного управления имуществом; обязан не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность управляющего по управлению имуществом. Следует полагать, что и в безвозмездном договоре доверительного управления учредитель обязан возместить управляющему необходимые расходы по ведению управления. Таким образом, как в возмездном, так и в безвозмездном договоре доверительного управления права и обязанности имеют обе стороны. Поэтому, договор доверительного управления будет взаимным.

Кроме того, договоры разделяются на свободные и обязательные. Договор доверительного управления может быть как свободным (заключается всецело по усмотрению сторон), так и обязательным (возникает в силу прямого указания в законе). В ст.1026 ГК РФ определяются случаи, когда заключение договора доверительного управления является обязательным. Это доверительное управление имуществом подопечного на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик), по иным основаниям. Перечень таких оснований не является исчерпывающим и может быть дополнен как самим ГК РФ, так и специальным законом. В частности, к ним можно отнести доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего (ст.42 и 43 ГК РФ), а также лица, над которым назначено попечительство в форме патронажа (ст.41 ГК РФ).

Маркалова Н.Г., а также некоторые другие авторы относят к договору доверительного управления, заключенному в обязательном порядке, действия временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев (ст.75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), а также действия назначенного арбитражным судом арбитражного или внешнего управляющего, который в случае признания юридического лица банкротом осуществляет управление его имуществом (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»). С этим утверждением нельзя согласиться по следующим причинам:

Во-первых, ни один из перечисленных субъектов не совершает сделки с имуществом предприятия (банка) от своего имени. Во-вторых, ни в одном из обозначенных случаев нет обособления имущества. Никто из названных субъектов управления не ставит принимаемое имущество на отдельный баланс и не открывает для расчетов по нему отдельного банковского счета.

Е.А. Суханов считает, что наиболее близок к правовому положению доверительного управляющего конкурсный управляющий имуществом предприятия-банкрота. В противовес данному мнению надо сказать, что действующее законодательство о банкротстве не оперирует термином «доверительное управление». В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» речь идет о назначении арбитражного управляющего, который может выступать в роли временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего. Принимая во внимание данные понятия, можно сказать, что этот случай управления не относится к доверительному управлению. Кроме того, основанием для совершения действий указанными лицами при процедурах, предусмотренных этим нормативным актом, является назначение их в том и в другом случае арбитражным судом.

Таким образом, перед нами особые виды управления, на которые не распространяются положения гл. 53 ГК РФ. Однако если в Законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)" внести соответствующие изменения, согласно которым с такими лицами должен быть заключен договор доверительного управления, тогда можно будет говорить об указанных видах управления как о доверительном управлении.

Нет в юридической литературе однозначного мнения по поводу отнесения договора доверительного управления к разряду лично-доверительных (фидуциарных) сделок. Одни авторы считают, что договор доверительного управления является фидуциарной сделкой. Другие авторы придерживаются иного мнения. Так, Е.А. Суханов не относит договор доверительного управления к числу лично-доверительных (фидуциарных) сделок.

В. Дозорцев утверждает, что «договор доверительного управления порождает чисто обязательственные отношения, четкие права и обязанности. Никакой «доверительности» в смысле фидуциарных отношений римского права или «права справедливости» английского права в них нет. О доверительности можно говорить лишь в том же смысле, что и применительно к договору поручения. Она имеет основное значение при установлении отношений, но не при их осуществлении. Употребление этого термина в достаточной мере условно».

По нашему мнению, договор доверительного управления является фидуциарной сделкой. Следует отметить, что доверительность имеет место в отношениях между доверительным управляющим и собственником передаваемого в управление имущества. Именно она помогает глубже понять, какую степень заботливости доверительный управляющий должен проявлять при управлении имуществом другого. Так, из ст. 1022 ГК РФ вытекает, что доверительный управляющий под страхом ответственности должен проявлять должную заботливость при доверительном управлении имуществом. Собственник, предоставляя доверительному управляющему свои основные правомочия и лишая себя возможности их осуществления на определенный период, выражает этому лицу определенное доверие. Доверие в том смысле, что управляющий не воспользуется правомочиями собственника в своих личных интересах, а будет реализовывать их исключительно на благо собственника. Нарушение управляющим оказанного ему собственником доверия может служить основанием для привлечения первого к установленной в законе или договоре ответственности.

В свою очередь собственник, выразив управляющему доверие, сам не может злоупотреблять доверием и без необходимости вмешиваться в деятельность управляющего.

Кроме того, мы разделяем точку зрения В.С. Ема, который определяет, что лично-доверительными являются сделки, участники которых вправе расторгнуть отношения в одностороннем порядке без объяснения причин (в связи с " утратой доверия").

Договор доверительного управления отвечает этому признаку. Так, в ст. 1024 ГК РФ устанавлено правило, согласно которому стороны могут в одностороннем порядке отказаться от договора в связи с невозможностью доверительного управляющего осуществлять управление лично. Кроме того, учредитель вправе отказаться от договора доверительного управления и по иным причинам. К таким иным причинам можно отнести утрату доверия, недобросовестность доверительного управляющего и т.п.

Таким образом, договор доверительного управления относится к фидуциарным сделкам.

На основании всего изложенного можно сделать вывод о том, что договор доверительного управления - самостоятельный тип договора, отличный от других договоров гражданского права.

Можно выделить ряд отличительных черт, свойственных для данного договора, позволяющих квалифицировать его в качестве самостоятельного договорного обязательства и отграничить от всех иных гражданско-правовых договоров.

Во-первых, по своей целевой направленности передача имущества в доверительное управление означает лишь создание необходимых условий для того, чтобы доверительный управляющий мог исполнять свои обязательства, вытекающие из доверительного управления. Этим договор доверительного управления отличается от договоров, направленных на передачу имущества (купли-продажи, мены, дарения, аренды и т.п.), в рамках которых передача имущества означает исполнение обязательства одним из контрагентов и преследует цель удовлетворения потребностей другой стороны. Однако реальный характер данного договора сближает его с такими договорами, как договоры хранения, перевозки.

Во-вторых, среди всех договорных обязательств об оказании услуг (то есть о совершении фактических и юридических действий в интересах услугополучателя) данный договор выделяется тем, что представляет собой не конкретные сделки и фактические действия, а в целом деятельность по управлению имуществом.

Таким образом, договор доверительного управления имуществом отличается от договоров комиссии и поручения тем, что, осуществляя управление доверенным имуществом, доверительный управляющий совершает не только сделки и иные юридические действия, но и любые фактические действия, необходимые для управления имуществом. Кроме того, доверительный управляющий выступает в имущественном обороте от своего собственного имени (поверенный по договору поручения только от имени доверителя) и обязан информировать всех третьих лиц о своем особом положении доверительного управляющего (в отличии от комиссионера по договору комиссии).

В судебно-арбитражной практике возникают проблемы по отграничению договора доверительного управления имуществом от других сходных договорных конструкций. Например, один из арбитражных судов первой инстанции неверно квалифицировал соглашение между сторонами как договор доверительного управления, заключенный 24 декабря 1996г. Между предпринимателями Новиковым С.С. и Новиковой С.С. был заключен договор, по которому Новиков С.С. передал принадлежащие ему на праве собственности 6 наименований объектов недвижимости Новиковой С.С. в управление и использование с целью получения выгоды и прибыли с правом передачи этих объектов в аренду и правом получения арендной платы и прибыли непосредственно Новиковой С.С. Ею же принято обязательство исчислять и уплачивать все налоги и платежи. Новикова С.С. после передачи ей объектов недвижимости в 1996 - 1998г.г. заключила от своего имени с юридическими лицами и гражданами-предпринимателями договоры аренды объектов недвижимости, в которых именовала себя арендодателем, никаких сведений о том, что все эти договоры аренды заключены в интересах собственника и выгодоприобретателя Новикова С.С., в данных договорах не указывалось.

Во всех договорах аренды было предусмотрено, что арендная плата вносится в установленные договорами сроки арендодателю. Такие обстоятельства свидетельствуют о том, что соглашение сторон скорее является смешанным договором с элементами договора комиссии.

Что касается отличий данного договора от агентского договора, то " доверительное управление исключает не только возможность выступления управляющего от имени собственника, но и возложение им обязанностей на третье лицо (тогда как агент может выступать не только от имени принципала, но и вступать в субагентские отношения, особенно при необходимости совершения действий фактического порядка). При этом доверительное управление может осуществляться как на возмездных, так и на безвозмездных началах, а агентский договор всегда является возмездным".

К этому также следует добавить, что ни один из названных договоров (поручения, комиссии, агентирования) не строится по модели реального договора и не связан с передачей имущества контрагента во владение, пользование и распоряжение.

В договоре доверительного управления имуществом права и обязанности по сделкам включаются в состав переданного в управление имущества. В договоре поручения права и обязанности возникают непосредственно у доверителя, то есть он отвечает по сделкам всем своим имуществом, а в договоре комиссии права и обязанности приобретает комиссионер.

В-третьих, только при доверительном управлении имуществом происходит обособление имущества, переданного в доверительное управление, причем как от имущества доверительного управляющего, так и от имущества учредителя управления.

В-четвертых, применительно к обязательствам доверительного управляющего действует принцип личного исполнения доверительным управляющим своих обязанностей по договору, так как ему предоставлены практически неограниченные правомочия в отношении переданного в доверительное управление имущества.

В-пятых, конструкция данного договора изначально включает в себя возможность его заключения не в интересах учредителя доверительного управления, а в интересах третьего лица - выгодоприобретателя.

Кроме того, данный договор следует отличать от закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными (муниципальными) и иными организациями. Они отличаются друг от друга тем, что при передаче имущества в доверительное управление управляющий не приобретает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника, а лишь наделяется правом осуществлять данные правомочия. Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляют принадлежащие им правомочия в отношении имущества, переданного в доверительное управление, не только в интересах собственника, но и в своих интересах. Между тем доверительный управляющий осуществляет принадлежащие учредителю управления правомочия только в интересах учредителя управления или указанного им лица. Кроме того, доверительное управление - это институт обязательственного права, а право хозяйственного ведения и оперативного управления - вещные права, пределы осуществления которых устанавливаются прежде всего законом.

6. 2 Договорные и законные основания возникновения доверительного управления. Понятие и общая характеристика договора. Стороны договора доверительного управления недвижимостью. Правовой статус

выгодоприобретателя

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передаст на определенный срок имущество в доверительное управление другой стороне (доверительному управляющему), которая обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 1012 ГК).

Договор консенсуальный, взаимный, как правило возмездный, фидуциарный.

Форма договора – письменная. Договор доверительного управления недвижимым имуществом заключается в той форме, что и договор купли-продажи недвижимости.

Объекты договора:

Движимое или недвижимое имущество, ценные бумаги, предприятия, другие имущественные комплексы, имущественные права (например, право аренды), исключительные права.

Деньги могут быть объектом доверительного управления, если в роли доверительного управляющего выступают банки, иные кредитные организации. Не допускается передача в доверительное управление нематериальные блага, имущество находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении.

Субъекты:

Учредитель управления – собственник имущества, в случаях предусмотренных законом – иные лица (органы опеки и попечительства, исполнитель завещания)

Доверительный управляющий – ИП и коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, государственных и муниципальных органов. Доверительными управляющими могут быть граждане и некоммерческие организации, если доверительное управление имеет место в некоммерческих целях.

Выгодоприобретатель – собственник имущества, переданного в доверительное управление.

Существенные условия:

1) Состав имущества, переданного в доверительное управление

2) Наименование учредителя управления и выгодоприобретателя, в интересах которого осуществляется управление

3) Размер и срок вознаграждении – при возмездном договоре

4) Срок действия договора – максимальный – 5 лет.

Имущество, переданное в доверительное управление обособляется от другого имущества учредителем правления, а так же от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности связанной с доверительным управлением открывается отдельный банковский счет.

Права и обязанности доверительного управляющего:

1. доверительный управляющий осуществляет управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

2. Доверительный управляющий распоряжается имуществом только в пределах предусмотренных законом или договором доверительного управления, при этом сделки с переданным доверительным управлением имуществом, доверительный управляющий совершает от своего имени, но в интересах учредителя или выгодоприобретателя, указывая при этом, что он действует в качестве управляющего. Так в письменных документах после наименования доверительного управляющего делается помета «д.у.»

Имущественные права, а так же имущество, приобретаемое по сделкам, связанным с доверительным управлением включается в состав переданного доверительным управлением имущества.

3. Доверительный управляющий предоставляет отчет о своей деятельности учредителю управления или выгодоприобретателю в сроки и в порядке предусмотренные договором.

4. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение и возмещение расходов по управлению за счет доходов от использования этого имущества.

Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и этого имущества на имущество учредителя управления не переданное доверительное управление.

Обращение взыскания на имущество переданное в доверительное управление возможно в двух случаях:

1) В случае признания учредителя несостоятельным (банкротом)

2) Взыскание может быть обращено на заложенное имущество, переданное в доверительное управлении.

Доверительное управление возникает в случаях предусмотренных законом или договором.

I. В силу закона:

1) На основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (бывший приказчик) – функции учредителя управления выполняет исполнитель завещания

2) Доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим - функции учредителя управления выполняет орган опеки и попечительства

3) Доверительное управление имуществом лица над которым установлено попечительство в форме патронажа - функции учредителя управления выполняет орган опеки и попечительства

4) Доверительное управление имуществом несовершеннолетнего в возрасте от 14-18 лет, оставшегося без попечения законного представителя - функции учредителя управления выполняет орган опеки и попечительства

Выгодоприобретатель не является стороной договора доверительного управления имуществом, за исключением случаев, когда выгодоприобретатель и учредитель управления (собственник имущества) совпадают в одном лице.

Правовое положение " стороннего" выгодоприобретателя регулируется ст.430 ГК, устанавливающей общие правила заключения договоров в пользу третьего лица. Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом (п.3 ст.1015 ГК).

Доверительный управляющий несет широкий круг обязанностей:

1) он обязан осуществлять правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение) только в предоставленном ему объеме. Распоряжаться недвижимостью (продавать, сдавать в аренду, передавать в залог и т.п.) он может лишь в случаях, предусмотренных договором;

2) принимая имущество в доверительное управление, управляющий не приобретает права собственности. Имущество, переданное в доверительное управление, не может быть использовано управляющим в собственных интересах. Он не вправе получать от имущества какой-либо выгоды, плодов, преимуществ, которые вправе получать выгодоприобретатель по данному договору;

3) доверительный управляющий обязан действовать исключительно в интересах выгодоприобретателей (собственника или указанного им третьего лица);

4) по первому требованию учредителя обязан представлять отчет по делам, относящимся к управлению имуществом, в порядке и в сроки, установленные договором;

5) доверительный управляющий обязан передать учредителю или выгодоприобретателю все полученные доходы и выгоды, если иное не предусмотрено в договоре;

6) совершая от своего имени в процессе доверительного управления имуществом различные сделки, доверительный управляющий обязан информировать контрагентов о том, что действует в качестве доверительного управляющего. В устных сделках — достаточно устного уведомления другой стороны, в письменных же после имени или наименования доверительного управляющего должна быть сделана пометка «Д. У.»;

7) после прекращения договора доверительный управляющий обязан вернуть учредителю управления все имущество, находящееся в его доверительном управлении, если иное не предусмотрено договором.

Во всех действиях по управлению имуществом доверительный управляющий обязан руководствоваться интересами учредителя управления или указанного им выгодоприобретателя, обеспечивать сохранность и приращение имущества, получение соответствующей прибыли.

 

 

6. 3 Форма договора и его существенные условия. Государственная регистрация передачи имущества в доверительное управление. Обособление

имущества, находящегося в доверительном управлении

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме. Закон не требует, чтобы письменная форма договора обязательно находила закрепление в виде единого письменного документа. Достаточно, чтобы учредитель управления и доверительный управляющий обменялись документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п.2 ст.434 ГК).

Передача в доверительное управление недвижимости должна быть оформлена по правилам договора продажи недвижимого имущества. Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен иметь письменную форму и быть составлен в виде одного документа (ст.550 ГК). Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности. Несоблюдение как формы договора доверительного управления имуществом, так и требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора.

Статья 1016. Существенные условия договора доверительного управления имуществом

1. В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:

- состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

- наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

- размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

- срок действия договора.

2. Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, законом могут быть установлены иные предельные сроки, на которые может быть заключен договор.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

Комментарий к статье 1016

1. В комментируемой статье перечислены условия договора доверительного управления имуществом, без достижения соглашения по которым он считается незаключенным. В договоре должны быть указаны:

а) состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

б) наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

в) размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

г) срок действия договора.

Названные существенные условия договора непосредственно определены в ГК. Вместе с тем такие условия могут содержаться и в иных нормативных правовых актах. Так, в Указе Президента РФ «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» предписывалось: «Установить, что в договоре доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, должны предусматриваться, в частности, следующие условия: а) доверительный управляющий не имеет права распоряжаться переданными ему акциями; б) голосование доверительного управляющего по переданным ему акциям письменно согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, по вопросам: реорганизации и ликвидации акционерных обществ; внесения изменений и дополнений в учредительные документы акционерных обществ; изменения величины уставного капитала акционерных обществ; совершения крупной сделки от имени акционерных обществ; принятия решения акционерных обществ в других организациях; эмиссии ценных бумаг акционерных обществ; утверждения годовых отчетов».

В Постановлении Правительства РФ от 11.12.1996 №1485 обязательным условиям договора доверительного управления посвящена специальная глава, в которой они подробно регламентированы.

В соответствии с названным Постановлением договор доверительного управления заключается Минтопэнерго России (ныне Росэнерго) (учредителем управления) с победителем конкурса, который с этого момента становится доверительным управляющим. Учредитель управления передает акции свободными от налогов и иных обременений, обязуется не передавать их в уставные капиталы других АО, а также отчуждать иными способами, в том числе продавать, в течение срока действия договора. Акции, переданные в доверительное управление по договору, находятся у доверительного управляющего. Доверительный управляющий управляет переданными ему акциями путем осуществления прав акционера в соответствии с уставом угольной компании и законодательством РФ с ограничениями, установленными Указом Президента РФ «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций АО, созданных в процессе приватизации». Учредитель управления извещает реестродержателя акций, а также совет директоров (наблюдательный совет) угольной компании об ограничениях в отношении отдельных действий по доверительному управлению, предусмотренных договором. Учредитель управления в течение 10 дней с даты подписания договора обеспечивает внесение в реестр акций угольной компании соответствующей записи о переходе владения акциями к доверительному управляющему. Доверительный управляющий обязуется не позднее 15 дней с даты, установленной законодательством РФ для сдачи полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности, обеспечить представление учредителю управления по указанным в договоре адресам отчет о своей деятельности по форме, установленной учредителем управления. Доверительный управляющий обязуется обеспечить представление любых документов и сведений о своей деятельности не позднее 15 дней с даты получения запроса учредителя управления или (и) уполномоченных им органов. По результатам представленного отчета учредитель управления оценивает эффективность деятельности доверительного управляющего и соблюдение им условий договора. Возмещение расходов доверительного управляющего по управлению акциями производится в сумме и порядке, установленных Минфином России. По окончании срока действия договора доверительный управляющий делает представление в Росимущество о необходимости продажи акций или выполнению других действий по управлению (распоряжению) этими акциями. В случае принятия решения о продаже акций доверительному управляющему может выплачиваться дополнительное вознаграждение, определяемое в соответствии с договором. Вознаграждение доверительному управляющему не выплачивается в случае досрочного прекращения действия договора по основаниям, предусмотренным договором. Учредитель управления вправе проверять выполнение доверительным управляющим условий договора по управлению акциями, а также организовывать проверки отчетов доверительного управляющего независимым аудитором.

В соответствии со ст. 432 ГК к существенным относятся также условия, соглашение по которым должно быть достигнуто по заявлению одной из сторон (оговариваемые условия). Таким образом, при заключении конкретного договора о доверительном управлении имуществом стороны должны согласовать все условия, перечисленные выше, а также те, на которых настаивает одна из сторон. Признание договора незаключенным влечет за собой последствия недействительности сделки (ст. 167 ГК).

Необходимо отметить, что помимо установленных комментируемой статьей обязательных условий договора доверительного управления, нормативные правовые акты РФ могут предусматривать и ряд дополнительных условий. Так, договор о передаче в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги должен содержать инвестиционную декларацию управляющего, определяющую направления и способы инвестирования денежных средств учредителя управления. Инвестиционная декларация является неотъемлемой частью указанного договора доверительного управления. Положения инвестиционной декларации являются обязательными для их надлежащего исполнения управляющим на одинаковых основаниях с прочими положениями договора (ст. 7 Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 17.10.1997 №37)

2. Одним из существенных условий договора является его срок. С одной стороны, договор доверительного управления имуществом не может быть заключен для совершения однократной сделки (например, приобретения пакета ценных бумаг). С другой стороны, срок действия договора не должен превышать 5 лет. Причем для доверительного управления отдельными видами имущества нормативными правовыми актами устанавливаются и иные предельные договорные сроки. Например, вышеназванный договор доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями АО угольной промышленности вступал в силу с даты его подписания сторонами и действовал в течение срока, установленного договором, но не более 3 лет.

Важность достаточно длительного срока существования правовых отношений по доверительному управлению учитывается в комментируемой статье посредством закрепления возможности пролонгировать данный договор на прежних условиях. Так, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором.

Государственная регистрация договора доверительного управления имуществом.

Среди большого числа прав, сделок, ограничений на недвижимое имущество, обязательность государственной регистрации которых предусмотрена гражданским законодательством, отдельной разновидностью государственной регистрации является доверительное управление недвижимым имуществом.

Обязательство, возникающее из договора доверительного управления имуществом, представляет собой чрезвычайно интересную цивилистическую конструкцию. Несмотря на то, что положения о доверительном управлении имуществом, закрепленные в главе 53 ГК РФ, применяются уже более десять лет, внимание ученых и практиков к этому институту не ослабевает.

В последнее время при заключении договоров доверительного управления стороны все чаще избирают объектом управления недвижимое имущество. Как правило, это нежилые здания или сооружения, реже - земельные участки или доли в праве собственности на землю.

Для договора доверительного управления недвижимым имуществом характерны специальные требования к форме. В соответствии с (п. 2 ст. 1017 ГК РФ) договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Следовательно, необходимо составление одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Кроме того, передача недвижимости в доверительное управление, как и переход права собственности при продаже недвижимости, подлежит государственной регистрации. В силу прямого указания (ст. 1017 ГК РФ), несоблюдение формы договора, как и требования о государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление, влечет недействительность договора.

Одним из немаловажных вопросов, который отнюдь не носит формального характера, является вопрос о том, какие регистрационные действия должны производиться в соответствии со (ст. 1017 ГК РФ) при заключении договора доверительного управления недвижимым имуществом.

На основании (п. 2 ст. 1017 ГК РФ), государственной регистрации подлежит не сам договор, а производится государственная регистрация ограничения права собственности на объект недвижимости, который передается в доверительное управление. Связано это с тем, что в указанной выше норме Гражданского кодекса содержится положение о регистрации именно факта передачи, что по существу является обременением прав собственника недвижимого имущества правами третьего лица (доверительного управляющего).

Между тем, согласно ст. 30 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав), которая носит название «Доверительное управление и опека, связанные с недвижимым имуществом», в сущности, не определяет порядка совершения соответствующего регистрационного действия. Более того, в ней содержится весьма неопределенная формулировка: «Любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда». Указанная норма может создать впечатление, что договор доверительного управления порождает у управляющего некое право, подлежащее государственной регистрации.

Тем не менее, такое представление об отношениях по доверительному управлению имуществом было бы неверным. В современной науке гражданского права сложилось и закрепилось убеждение в том, что доверительный управляющий не приобретает в связи с заключением договора доверительного управления каких-либо вещных прав.

Отсутствие в доверительном управлении вещно-правового эффекта отразилось не на (ст. 30 Закона о регистрации прав), а на других нормах указанного закона. Так в соответствии со (ст.ст. 1 и 4 Закон о регистрации прав), доверительное управление подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности или иного вещного права. Согласно (ст. 12 Закона о регистрации прав), доверительное управление регистрируется как запись об ограничении (обременении) права собственности и других прав на недвижимое имущество и вносится в подраздел III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В соответствии со (ст. 1017 ГК РФ) сам договор доверительного управления недвижимостью государственной регистрации не требует, поэтому проставлять штамп регистрационной надписи на оригинале документа, выражающего содержание сделки, строго говоря, оснований нет.

В связи с указанным обстоятельством в практике доверительного управления недвижимым имуществом выявился интересный вопрос, каким документом может быть удостоверен факт государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление.

Прежде всего, факт государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление отражается в ЕГРП, о чем государственный регистратор вносит запись в подраздел III-6. Таким образом, факт государственной регистрации ограничении (обременении) права собственности по общему правилу можно подтвердить выпиской из ЕГРП. Однако принимая во внимание то обстоятельство, что выписка из ЕГРП актуальна только на момент ее выдачи, некоторые специалисты в области государственной регистрации предлагают возможность подтверждать проведение государственной регистрации договора доверительного управления по аналогии с государственной регистрацией договора аренды, а именно, проставлять штамп о проведенной государственной регистрации ограничении (обременении) права собственности.

Таким образом, после предоставления заявителем на государственную регистрацию документов предусмотренных Законом о регистрации, государственный регистратор проводит правовую экспертизу.

В процессе проведения государственной регистрации могут быть истребованы дополнительные документы, в случаях, установленных законодательством.

С заявлением о государственной регистрации данного ограничения может обратиться либо собственник объекта недвижимости, либо лицо, в пользу которого будет зарегистрировано это ограничение (в данном случае это - доверительный управляющий).

При представлении документов с целью государственной регистрации ограничения - передачи в доверительное управление, необходимо учитывать и общие положения Закона о регистрации, а именно (ст. 13 Закона о регистрации), в соответствии с которой государственная регистрация ограничения возможна при наличии государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРП.

После проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов, государственный регистратор принимает одно из решений предусмотренных Законом о регистрации, а именно:

-решение о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) прав (в этом случае осуществляется запись в лист подраздела III-6 согласно Правилам ведения ЕГРП);

-решение о приостановлении государственной регистрации ограничения (обременения) прав (ст. 19 Закона о регистрации);

- решение об отказе в проведении государственной регистрации ограничения (обременения) прав (ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 1018. Обособление имущества, находящегося в доверительном управлении

1. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.

2. Обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица. При банкротстве учредителя управления доверительное управление этим имуществом прекращается и оно включается в конкурсную массу.

Комментарий к статье 1018.

1. Обособление и выделение в особый фонд массива имущества, находящегося в доверительном управлении, и невозможность обратить на него взыскание как по долгам учредителя, так и по долгам управляющего, возникшими в связи с иной деятельностью последних, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе, является характернейшей чертой доверительных правоотношений. Названная норма является одной из законодательно закрепленных гарантий имущественных прав выгодоприобретателя (бенефициара) по доверительному управлению.

Переданное имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Особо необходимо остановиться на обособлении денежных средств. Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет. Особенностью данного счета является то, что, с одной стороны, право собственности на денежные средства принадлежит учредителю, а с другой — он не участвует в договорных отношениях по открытию такого счета и, соответственно, не может самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Указание на обособление переданного в управление имущества от имущества третьих лиц в законодательстве отсутствует, следовательно, переданное в доверительное управление имущество может объединяться с имуществом третьих лиц. Но такое объединение может происходить не с любым имуществом, а только с имуществом, также являющимся объектом доверительного управления. Нормативными актами, регулирующими хозяйственную деятельность, установлено несколько случаев, когда переданное в доверительное управление имущество может быть объединено с имуществом третьих лиц:

во-первых, в паевых инвестиционных фондах. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления;

во-вторых, в ОФБУ. В соответствии с Инструкцией «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациям Российской Федерации» кредитным организациям — доверительным управляющим дано право на объединение объектов доверительного управления, переданных разными учредителями.

2. Исключением из общего правила п.1 комментируемой статьи составляет банкротство учредителя, когда имущество возвращается в конкурсную массу. Таков правовой результат обязательственной модели траста, ориентированной преимущественно на случаи соединения учредителя и бенефициара в одном лице и логически оставляющей за ним право собственности. При обращении же к нормальной модели доверительных отношений, в которой основной экономической и юридической задачей является гарантированное обеспечение иного лица — выгодоприобретателя (часто благотворительной организации или несовершеннолетнего ребенка), выявляются явные недоработки российской доверительной модели.

 

6. 4 Правовые последствия передачи в доверительное управление имущества, обремененного залогом. Правовое регулирование общей собственности на предмет договора. Передача в доверительное управление

государственного или муниципального имущества

Поскольку доверительный управляющий принимает имущество на длительный срок, он должен иметь определенные гарантии стабильности своего управления (владения). Одной из таких гарантий является обязанность учредителя управления (собственника) известить его о том, что имущество обременено залогом. В случае возможного спора бремя доказывания того, что управляющий знал о залоге имущества, возлагается на учредителя управления (собственника).

Законом может быть предусмотрено ограничение права учредителя передавать в доверительное управление имущество, обремененное залогом. Так, на основании ст.13 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» передача учредителями доверительного управления в доверительное управление паевым инвестиционным фондом имущества, находящегося в залоге, не допускается.

Порядок размещения заказов для муниципальных нужд в настоящее время регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ " О защите конкуренции" и Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Норма о необходимости проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора доверительного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, закреплена в ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ " О защите конкуренции".

В судебной практике возникают вопросы о необходимости проведения конкурса или аукциона при заключении договора доверительного управления муниципальным имуществом и о последствиях несоблюдения данных требований.

Проблемы правоприменения в этой области в большей степени связаны с недостаточным регулированием отношений по договору доверительного управления имуществом.

Статья 1023 ГК РФ закрепляет право доверительного управляющего на получение вознаграждения, предусмотренного договором. При этом не представляется возможным установить источники выплаты вознаграждения доверительному управляющему и наличие права на его получение при достижении отрицательного результата управления.

Гражданское законодательство не содержит норм, позволяющих определить собственника доходов от управления имуществом. Выводы о том, что такие доходы являются собственностью учредителя управления или выгодоприобретателя, можно сделать лишь в результате совокупного толкования п. 1 ст. 1012 ГК РФ, закрепляющего обязанность по управлению имуществом в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя, а также п. 1 ст. 1022 ГК РФ, устанавливающего ответственность управляющего в виде упущенной выгоды, подлежащей выплате указанным лицам при определенных в норме обстоятельствах.

По вопросу о собственнике доходов от доверительного управления имуществом см. п. 4.1 материалов к ст. 1012 ГК РФ.

Ответ на поставленный вопрос о принадлежности доходов от управления имуществом является решающим при определении необходимости проведения торгов на право заключения договора доверительного управления муниципальным имуществом.

Кроме того, в судебной практике возникают вопросы относительно полномочий доверительного управляющего по распоряжению объектом управления.

По вопросу о собственнике доходов от доверительного управления имуществом см. п. 4.1 материалов к ст. 1012 ГК РФ.

Судебная практика:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2010 по делу №А46-18490/2009...Судом установлено, что 22.05.2008 между Департаментом имущественных отношений администрации города Омска (учредитель управления) и обществом с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс «Пять Звезд» (доверительный управляющий) был подписан договор доверительного управления имуществом №36332/ДУ, в соответствии с которым учредитель управления передал доверительному управляющему на срок 5 лет в доверительное управление имущество муниципальной казны: нежилое строение, литера А, общей площадью 854, 9кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, пл. Дзержинского, 1-А, в соответствии с прилагаемыми планами и экспликациями, с целью проведения его капитального ремонта, реконструкции и использования с целью извлечения прибыли (пункты 1.1, 1.2).

Прокурор Омской области, полагая, что указанный договор не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаний услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», обратился в суд с настоящим иском.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Согласно статьям 1016 и 1023 Гражданского кодекса Российской Федерации услуги доверительного управляющего носят возмездный характер, к числу существенных условий договора доверительного управления отнесено установление размера и формы вознаграждения управляющему.

Таким образом, в ходе доверительного управления осуществляется использование имущества публично-правового образования, что предполагает совершение управляющим в интересах собственника как юридических, так и фактических действий за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.

В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджета от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в доверительное управление.

Из указанных норм следует, что средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в доверительное управление являются доходами бюджета, источником оплаты вознаграждения доверительному управляющему являются средств, предусмотренных в расходной части муниципального бюджета.

Из положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что необходимыми условиями для признания договора доверительного управления муниципальным контрактом является оплата оказываемых услуг за счет бюджетных средств и обеспечение или решение муниципальных нужд.

Основой определения муниципальной нужды является факт получения муниципальным образованием услуги по доверительному управлению муниципальным имуществом за счет бюджетных средств.

Оспариваемый договор доверительного управления направлен на оказание ООО «Торговая компания «Пять Звезд» муниципальному образованию определенного вида услуг, вознаграждение доверительному управляющему подлежит выплате из доходов, полученных от использования муниципального имущества. Доход выгодоприобретателя - муниципального образования установлен в размере 50 процентов дохода от использования имущества.

То обстоятельство, что денежные средства, составляющие часть дохода от использования муниципального имущества, остаются у доверительного управляющего в качестве вознаграждения, а не учтены в расходной части бюджета города, не свидетельствуют о том, что эти денежные средства не являются доходами муниципального бюджета и не должны учитываться как расходы.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение муниципального заказа производится с проведением торгов.

В данном случае при заключении сторонами договора доверительного управления, конкурс на размещение муниципального заказа не проводился.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 вышеназванного Закона нарушение предусмотренного порядка является основанием для признания судом недействительным размещения заказа.

Выводы суда о том, что к договору доверительного управления не подлежат применению статьи 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку передача имущества в доверительное управление не относится к передаче имущества в пользование, не соответствуют условиям договора, согласно которым передача имущества производится с целью использования для извлечения прибыли, доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника, вправе использовать имущество, обязан ежемесячно перечислять выгодоприобретателю (муниципальному образованию) за использование имущества доход.

Из положений статьи 4, 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что передача органами местного самоуправления муниципального имущества в пользование без проведения публичных процедур является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, следовательно, при заключении договора доверительного управления были нарушены указанные положения закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, исковые требования о признании договора доверительного управления недействительной сделкой подлежали удовлетворению в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерац






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.