Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие налоговой системы. Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших
Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности к той или иной теории. Взимаемые в установленном законодательстве порядке налоги, сборы, пошлины и др. налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения, присущими налоговыми системами, являются: - принципы налоговой политики и налогообложения; - система и принципы налогового законодательства; - порядок установления и ввода в действие налогов; - порядок распределения налогов по бюджетам; - система налогов, т.е. виды налогов и общие элементы налогов; - права и ответственность участников налоговых отношений; - порядок и условия налогового производства; - формы и методы налогового контроля; - система налоговых органов. Кратко охарактеризуем налоговую политику государства как одно из существенных условий налогообложения. Налоговая политика – это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели: - фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов; - экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения; - социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан; - экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов; - контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике; - международная – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности. Россия активно участвует в деятельности международных организаций. С 1996 г. МНС (в настоящее время ФНС) – член Международной налоговой ассоциации. В марте 1998 г. получен статус постоянного наблюдателя в Комитете по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Также ФНС активно сотрудничает с Комитетом по налоговым вопросам ОСЭР и его рабочими органами через Центр по налоговой политике и администрированию, а также по линии Центра по сотрудничеству со странами – не членами Секретариата ОЭСР. Представители ФНС участвуют в ежегодных Генеральных Ассамблеях Внутриевропейской организации налоговых администраций. Система налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст.57 гл.2). В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса. Налоговый кодекс РФ – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей. Часть первая НК РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, попадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает: 1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; 2) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ; 3) нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом. Помимо правовых границ понятия «законодательство и налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены: - общие принципы налогообложения; - система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц; - налоговые органы и участники налоговых отношений; - основания возникновения, изменение и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов; - порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля; - ответственность за совершение налоговых правонарушений; - порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков. Часть вторая НК РФ, введенная в действие с 1 января 2001 года, включает в себя нормы, регулирующие порядок начисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса. Основные достоинства кодификации налогового законодательства России: а) должное внимание уделено налоговым процедурам и гарантия их соблюдения, поскольку без процедурных норм любой закон нежизнеспособен; б) однозначно установлено, что подзаконные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах; в) введена презумпция невиновности как одна из гарантий защиты прав налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика; г) налоговые правоотношения отделены от отношений другого рода, т.е. налоговое право не регулирует формы и методы хозяйствования. Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, в также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению. Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс инфляции и т.д. Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Акты Федеральной налоговой службы (ранее МНС) в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т.п. Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение – регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления. Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков – обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке. Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон. Порядок принятия и введения в действие законов о налогах можно рассматривать по трем след. аспектам: 1. Действие закона во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чес по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 10го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чес по истечении месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов (сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5 Кодекса). Этот же порядок установлен для аналогичных актов регионального и местного уровней. 2. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны. 3. Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства обязанность по уплате налога распространяется также на лиц, являющихся резидентами РФ. В РФ законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу.
|