Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие налогообложения. Возникновение и развитие налогообложения






Возникновение и развитие налогообложения

Сущность, функции и роль налогов

Классификация налогов

Понятие налоговой системы

Субъекты и объекты налогообложения

Ставки налогов

Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 

Возникновение и развитие налогообложения

 

Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания госу­дарством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только срав­нительно недавно стал правовой категорией.

Большинство экономистов выделяют три основных этапа в разви­тии налогообложения.

Первый этап развития налогообложения - Древний мир и Сред­ние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с поко­ренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натураль­ной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами и регалиями они становятся источниками доходов для содержания государства.

Примером развитой налоговой системы Древнего мира является налоговая система Рима. Именно в Риме при императоре Октавиане Августе появляется первый всеобщий денежный налог - атрибут. Были созданы и специальные финансовые учреждения для контроля за сбором налогов.

Известное изречение «деньги не пахнут», приписываемое римско­му императору Веспасиану, появилось после введения в Риме налога на общественные туалеты. Оно явилось ответом на упрек о его введении.

Для первого этапа развития налогообложения характерен взгляд на налог как на атрибут рабства, неволи. В основе такого взгляда — длительная практика налогообложения только покоренных на­родов.

Яркой иллюстрацией к первому этапу развития налогов является фрагмент из Нового Завета, в котором фарисеи спрашивают у Христа: «Нужно ли платить дань кесарю?». Действие происходит в Палестине, покоренной римлянами провинции. Христос, взглянув на монету -динар, на которой был изображен римский император, ответил: «Ке­сарю кесарево, Богу богово».

Средние века характеризуются отсутствием в Европе развитых на­логовых систем. Налоги не носили регулярного характера, взимались от случая к случаю. Так, например, вассалы облагались налогом в слу­чае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадь­бы сына и дочери короля.

Второй этап, начавшийся в конце XVII в. и продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в нало­гообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной час­ти государственных бюджетов.

Возникновение нового общественного класса — буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, — все эти со­бытия самым кардинальным образом изменили существующие нало­говые системы, принципы их установления и формирования. Изме­нился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, по­казателем свободы. Формируются принципы налогообложения, од­ним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти — парламентами. Налог приоб­ретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию. В налоговых системах большинства стран Европы появляются по­душный и подоходный налоги, акцизы.

Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количе­ство налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, 9—79 гг. н.э. возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современ­ной налоговой системы. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих ин­дустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем запад­ноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение на­логовых льгот и бюджетного дефицита.

В ходе развития человеческой мысли сформировались научные доктрины, получившие название «налоговые теории». Последние ка­саются различных аспектов налогообложения, те из них, которые представляют собой исследования о сути и природе налогов, получи­ли название общих теорий налогообложения. Главный вопрос, на ко­торый стремились ответить представители науки, заключался в том, что есть налог, какова его сущность.

Большинство из сложившихся теорий получили название теории обмена. Она породила множество близких к ней теорий. В основе тео­рии обмена взгляд на налог как на плату, в обмен на которую общест­во получает от государства различные услуги: охрану от внешнего врага, доступ к правосудию, к различного рода социальным благам. Эта теория в той или иной форме пронизы­вает всю науку о налогах на разных этапах общественно-историческо­го развития. Сторонники данной тории полагают, что размер поиму­щественных налогов должен соответствовать тому доходу, который налогоплательщик получает под защитой и охраной государства, а личные налоги должны носить характер одинаковой поголовной по­дати.

Согласно одной из разновидности теории обмена, атомистической теории, представителями которой являлись Вольтер, Ш. Монтескье и известный английский философ Т. Гоббс, налог представляет собой плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и иму­щественной безопасности. Налог есть результат договора между граж­данами и государством, поэтому данную теорию называют также тео­рией общественного договора, заключенного между обществом и го­сударством. Государство обязано оказывать обществу определенные услуги, получив от общества право на установление налогов.

Согласно теории наслаждения и удобств, автором которой был швейцарский экономист Ж.С. де Сисмонди, налог есть цена, уплачи­ваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения и удобства в виде общественного порядка, правосудия, сохранения соб­ственности, хороших дорог и народного просвещения.

Теория коллективных потребностей (Ф. Нитти, А. Вагнер) заключа­ется во взгляде на налогообложение как на обусловленный существо­ванием государства финансовый источник, способствующий деятельности государства по удовлетворению коллективных потреб­ностей граждан. Данная теория подводит обоснование под принуди­тельность налогообложения, вмешательство государства в экономи­ку, оправдывает рост налогов.

Нельзя не упомянуть о теории социальной возвратности налога, широко распространенной и в социалистических государствах. Со­гласно данной теории, собранные с граждан налоги возвращаются этим же гражданам в виде всякого рода услуг.

Противоположной теории обмена является теория жертвы, соглас­но которой налог есть жертва, приносимая в интересах государства (Б. Мильгаузен, К. Эеберг). Сторонником теории жертвы был извест­ный российский ученый-финансист И.И. Янжул. Данная теория рас­сматривала налог в качестве принудительного платежа, в ее рамках было разработано учение о равенстве жертв, выражающее справедли­вость налогового бремени.

Помимо общих теорий налогообложения, определяющих его при­роду, учеными разработаны и теории о влиянии налогов на экономи­ку, о либерализации налогообложения, об установлении налогов.

Классической теорией налогов названа теория налогового нейтра­литета, разработанная А. Смитом и развитая Д. Рикардо, Д. Миллем. Согласно данной теории налоги должны быть сконструированы та­ким образом, чтобы, давая доход государству, не влияли отрицатель­но на экономику и общество. Налогообложение должно быть удоб­ным для налогоплательщика, взимание налогов должно осуществ­ляться наиболее дешевым способом.

По вопросу об установлении налогов существует несколько тео­рий. Одна из них —теологическая, согласно которой налоги есть бо­жественное установление, получила распространение в Средние века.

Весьма популярной в конце XVIII в. была теория фискального до­говора. В России ее разделял А.Н. Радищев. Он считал, что налоги ос­новываются на договоре между обществом и государством.

Особо необходимо отметить марксистскую теорию отмирания на­логов. В основе всех марксистских программ лежали положения о ли­квидации частной собственности, переходе к единому подоходному налогу, а в дальнейшем — полной отмене налогов с населения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.