Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Обжалование актов налоговых органов






Статьей 137 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должно­стных лиц, если, по мнению налогоплательщика или иного обязанного лица, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. А нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федераль­ным законодательством. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (выше­стоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Многие руководители образовательных учреждений и главные бухгалтеры под предлогом сохранения " хороших отношений" с налоговыми органами предпочитают не оспаривать выводы проверяющих и вынесенные по результатам налоговой про­верки решения либо отказываются спорить по выявленным фактам под давлением проверяющих. Другие пытаются спорить по каждому поводу, приводя лишь эмоцио­нальные доводы вместо ссылок на конкретные нормы законодательства.

В своих жалобах и исковых заявлениях налогоплательщику следует акцентировать внимание на обосновании своего принципиального несогласия с фактами, изложен­ными в акте. Оспаривать же свои ошибки не стоит. В этом случае целесообразно при­знать санкции и перечислить в бюджет соответствующие суммы.

При оспаривании выводов проверяющих прежде всего проводится их тщательный правовой анализ, так как в них часто содержатся юридические противоречия. Затем определяются конкретные факты и обстоятельства, неправильно истолкованные про­веряющими, а также нормы законодательства, которые были ими нарушены.

Среди актов налоговых органов и действий их должностных лиц, которые можно обжаловать в судебном порядке, следует отметить:

* решение (постановление), вынесенное руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки;

* акт налоговой проверки;

* акт об изъятии документов, свидетельствующих о налоговом правонарушении;

* решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке;

* арест имущества.

В случае, если налогоплательщик подает жалобу вышестоящему налоговому ор­гану (он должен сделать это в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о наруше­нии своих прав, т.е., в частности, получил решение по результатам проверки), то она должна быть рассмотрена не позднее месяца со дня ее получения. Лицо, подавшее жалобу, должно быть извещено в трехдневный срок о принятом решении. В результа­те вышестоящий орган может вынести одно из следующих решений:

* оставить жалобу без удовлетворения;

* отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

* отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу о на­логовом правонарушении;

* изменить решение или вынести новое.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновре­менную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Это право реализуется путем подачи искового заявления в арбитражный суд. Решение арбитражного суда по поступившему исковому заявлению должно быть принято в течение двух месяцев со дня поступления.

При защите своих прав в судебном порядке образовательные учреждения вправе обратиться в суд со следующими требованиями:

* о признании недействительным акта налоговой инспекции;

* об обжаловании действий и бездействия должностных лиц налоговых органов;

* о возмещении причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды);

* о признании недействительным нормативного акта.

В соответствии со ст. 108 НК РФ установлена презумпция невиновности налого­плательщика, т.е. налогоплательщик считается невиновным в совершении налогово­го правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­ральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением су­да. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении нало­гового правонарушения. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в его пользу.

В соответствии со ст. 109 Налогового кодекса налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения, а также с истечением срока давности привлечения к ответственности. В ст. 111 HK РФ содержится перечень об­стоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения: действие обстоятельств непреодолимой силы, невменяемость или недееспособность физического лица, выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом пись­менных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномо­ченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их ком­петенции.

Налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подле­жит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса за совершение налогового правонарушения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.