Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы налогообложения.






Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности. По Смиту личная независимость лица возможна только на основе права собственности. Реализации этого права соответствует такая налоговая система, которая основана на законном, легальном порядке платежей и не подрывает хозяйственной самостоятельности налогоплательщиков.

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «справедливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали».

Исходя из более широкого принципа равенства, одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали».

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали».

Принцип определенности, который также можно назвать и принципом законности, означает, что налог, который лицо обязано платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и для плательщика, и для другого лица.

Этот принцип выполняет подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта.

Третий принцип требует, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщиков. Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок. В современной науке этот принцип получил название принцип нейтральности налогообложения.

Правила, выработанные А. Смитом, ввели налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Таким образом, принципы налогообложения – это направления поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).

В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые и специалисты государственных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства.

Развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения.

Принцип справедливости никогда не утратит своей актуальности и не будет полностью исследован, поскольку имеет чрезвычайно подвижное содержание, изменяющееся вслед за условиями жизни общества.

Принцип определенности современные исследователи тесно связывают с проблемой стабильности налогового законодательства. Налогоплательщик должен точно знать не только условия взимания того или иного налога, но и быть уверенным в том, что эти условия останутся неизменными в течение определенного периода.

Принцип нейтральности также получил дальнейшее развитие. Признано, что налогообложение из-за высоких размеров может приводить к «эффекту замещения», когда налогоплательщики исключительно из-за налоговых факторов реструктурируют свою деятельность с целью снижения расходов по уплате налогов.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что принципы налогообложения играют не только познавательную роль, они выступают и юридическим инструментом. Будучи закреплены в конституции и законах, они оказывают непосредственное влияние на практику налогообложения.

Направленность общих принципов налогообложения – ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения, а также являются развитием положений Конституции РФ в этой области .

Таким образом, на современном этапе выделяют следующие принципы, на которых строится налоговая система в государстве с двух позиций. С одной стороны, это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой – принципы построения налогового механизма.

В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран. Принципы построения конкретной налоговой системы служат основой для принятия налогового закона в стране.

Теория налогов Налоговая система
  1. Финансовые принципы:
-нейтральность; -достаточность; -эластичность.
1.Организационные: -единство налоговой политики; -единство системы налогов; -разграничение полномочий.
  1. Принципы справедливости:
-всеобщность; -равномерность.
2. Юридические: -законность; -ясность налогового законодательства и толкование в пользу налогоплательщика; -приоритет норм налогового законодательства; -приоритет международных норм.
  1. Принципы налогового управления:
-определенность; -экономность; -контролируемость; -удобность.
3. Экономические: -всеобщность налогообложения; -экономическая обоснованность налогообложения; -недопущение дискриминации налогоплательщиков; -равное налоговое бремя исходя из фактической способности к уплате налогов.

1.4.Классификация налогов – группировка налогов по видам.

Обусловлена различными основами классификации:

-способом взимания налогов, субъектом-налогоплательщиком; - характером применяемых ставок, налоговых льгот; - источником и объектом налогообложения; - органом устанавливающим налоги; - порядком введения налога; - уровнем бюджета, в который зачисляется налог; целевой направленностью введения налога и др.

По методу установления или способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков (например, налог на прибыль). Косвенные налоги (адвалорные) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хозяйственной жизни и оборотов, финансовых операций (акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж и др.)

По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (налоги на доходы, налоги на имущество и др.); с предприятий и организаций – юридических лиц (налог на прибыль, НДС и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и предприятиями и организациями (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

В зависимости от принадлежности к уровню управления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Согласно ст.13 к ним относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов;

- государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ, они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. При установлении налога органы власти субъекта РФ определяют: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

В ст.14 НК РФ перечислены региональные налоги и сборы. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы установлены ст.15 НК РФ. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

По порядку введения налога различают : общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают; факультативные предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями гос. власти краев, областей и др. (все местные налоги за исключением общеобязательных).

 

 

1.4.1.Метод налогообложения – это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Равным называют метод налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Метод не учитывает имущественного положения налогоплательщика и применяется в исключительных случаях (целевые налоги).

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка налога не зависит от базы налогообложения. С ростом базы пропорционально возрастает и налог. Пример пропорционального налогообложения – налог на прибыль предприятий и организаций. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения основан на понятии дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению. При пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя. Есть несколько видов прогрессии: - простая относительная прогрессия используется в налоге с владельцев автотранспортных средств; - сложная прогрессия – шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

При использовании регрессивного метода налогообложения с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки. В настоящее время применяется при уплате государственных пошлин за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции, а также регрессивными являются косвенные налоги (акцизы, НДС, таможенные пошлины), которые представляют собой надбавку к цене товара.

 

 

1.5.Налоговые льготы – предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налогов при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер, т.е. налоговые льготы подразумевают, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого размер налоговых изъятий для плательщика уменьшается или увеличивается. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже – отсрочка или рассрочка платежа, что в конечном счете также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку налогового платежа можно рассматривать как фактическое предоставление бесплатного или льготного кредита ). Через систему налоговых льгот, исключений и преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения, реализуется стимулирующая функция налогов. Так, действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и НИОКР; содержания объектов жилищно-коммунальной сферы; занятости инвалидов; благотворительной деятельности в социально-культурной сфере; возмещения комплексного ущерба природным ресурсам при землепользовании. Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действительным законодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательством. В НК РФ предусмотрено при установлении региональных и местных налогов введение налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком. Такие решения принимаются соответственно законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Региональные и местные налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут.

 

1.6. Налоговый контроль – контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами.

Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней. Порядок осуществления налогового контроля регламентирован НК РФ (часть первая), в котором определены его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязанности банка, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

НК РФ определены права, обязанности и ответственность налоговых органов за свои действия, а также полномочия и ответственность таможенных органов.

Необходимость осуществления налогового контроля объясняется рядом причин: значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет в результате налоговой недисциплинированности некоторой части налогоплательщиков; несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количества изменений, дополнений, отмена отдельных положений; нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основания двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер; несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету; недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий в области налогообложения; преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.

Наиболее эффективная форма налогового контроля – налоговые проверки соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности внесения их в бюджет, обоснованности применения льгот. В зависимости от характера и способов проведения они подразделяются на камеральные и выездные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.