Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия в первой половине XIX в.






План:

1. Петровская модернизация: сущность, особенность, последствия.

2. Дворцовые перевороты в России (1725–1762).

3. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой.

4. «Маятниковое» развитие России в XIX веке:

а) Александр I: трагедия реформатора;

б) Контрреформы Николая I.

 

Изучение темы необходимо начать с выяснения значения XVIII в. в мировой и отечественной истории. Необходимо понять, что именно в XVIII в. во всех сферах жизни европейского общества окончательно утвердились те тенденции его развития, которые в дальнейшем придали европейской цивилизации современное лицо. Именно это столетие стало рубежом, определившим переход Европы от традиционного общества к индустриальному.

Студентам необходимо обратить внимание на качественные характеристики изменений, происшедших в Западной Европе в материально-экономической, социально-политической, духовно-культурной областях, акцентировать внимание на Просвещении – комплексе идей, общественных настроений, форм исторического поведения и культурных предпочтений и их представителях (англичанин Д. Локк, итальянцы Д. Вико, Ч. Бекария, немец И. Кант, французы Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д.- Аламбер, Ш-Л. Монтескье и др.).

Студенты должны уяснить суть основных теорий просветителей, появление которых в Европе в XVIII в. напоминало взрыв разорвавшейся бомбы (теория общественного договора, естественных прав человека, разделения властей).

Студентам важно понять, что «Декларация прав человека», принятая 26 августа 1789 г. Учредительным собранием революционной Франции, американская «Декларация независимости» (4 июля 1776 г.) и Конституция США (1787г.) - все эти документы в законодательном порядке закрепили сформированные просветителями идеалы и принципы, которые легли в основу ценностей современного общества.

Переходя к значимости XVIII в. в истории России, следует подчеркнуть, что именно с этого времени начался отсчет нового периода отечественной истории, вошедшего в историческую литературу под названием имперского или петербургского.

 

1. Петровская модернизация: сущность, особенности, последствия.

Студентам необходимо:

- обосновать объективные и субъективные предпосылки перехода к петровской модернизации,

- акцентировать внимание на личности царя – преобразователя, на поставленной им глобальной цели, понимать пути ее достижения в его представлении,

- сравнивая реформы, подчеркнуть специфику каждой из них, их взаимосвязь и значение,

- особое внимание следует уделить особенностям, последствиям петровских преобразований, оценкам личности и деятельности Петра I.

 

2. Раскрывая второй вопрос «Дворцовые перевороты в России (1725–1762)» студентам должны понимать, почему период российской истории 1725–1762 гг. так назван в исторической литературе, кто из русских историков дал ему такое условное название, в чем суть этого периода, каковы его предпосылки, что явилось поводом к началу дворцовых переворотов.

Раскрывая политику монархов, правящих в этот период, студентам необходимо обратить внимание на общее в их деятельности и специфику, а также дать оценку этому периоду в нашей истории.

 

3. Изучая третий вопрос темы «Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II» студентам необходимо акцентировать внимание на:

- времени ее царствования,

- незаконности занятия ею престола,

- личности империатрицы,

- и, особенно, на сущности ее политики, вошедшей в историю под названием «политика просвещенного абсолютизма».

Следует подчеркнуть, что, как просвещенная императрица, Екатерина Вторая ставила перед собой несколько главных задач:

1. Создать правовое государство, т. е. разработать такое законодательство, которое наделяло бы каждого подданного определенными политическими правами и обязанностями.

2. Усовершенствовать управление Россией.

3. Просветить народ.

Следует акцентировать внимание студентов на том, что именно плохие законы и плохое управление Екатерина II считала главными причинами всех бед в России.

Раскрывая, ее усилия по осуществлению поставленных задач, необходимо подчеркнуть, что ей удалось устранить некоторые архаические проявления Средневековья. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что «просвещенный абсолютизм» Екатерины II был утонченной вывеской для прикрытия главной цели ее правления – укрепления самодержавной власти.

Ее деяния окончательно закрепили два основных факта тогдашней русской действительности:

1. Гражданское раскрепощение и привилегированное положение дворянства;

2. Окончательное закрепощение крестьянства.

Раскрывая политику Екатерины II в сфере экономической, следует отметить, что именно в этой области принципы ее политики были осуществлены наиболее полно.

Подводя итоги политики просвещенного абсолютизма, следует подчеркнуть, что в этот период:

- укрепилось и модернизировалось самодержавие;

- оживилась общественная жизнь;

- появились зачатки гражданского общества;

- улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность;

- усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права;

- зародились понятия свободы и прав человека;

- политика экономического либерализма способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

Однако, некоторые негативные последствия политики просвещенного абсолютизма, неспособность реализовать на практике либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике Екатерины II, к зарождению революционных идей (Радищева).

Екатерина правила 34 года, но екатерининский век по существу длился гораздо дольше. Петр I начал, а Екатерина II завершила грандиозные реформы XVIII в. Екатерина II стала не только преемницей, но и продолжательницей дел великого русского императора Петра I:

- Петр обрел Балтику и безуспешно пытался добиться выхода к Черному морю, Екатерина добилась присоединения Крыма и воздвигла Севастополь – колыбель русского флота на Черном море;

- Петр I административно подчинил церковь государству, Екатерина своей секуляризацией лишила ее экономической независимости и перевела духовенство, словно чиновников на бюджет;

- Петр Первый начал областную реформу, разделив страну на 8 губерний, Екатерина Вторая продолжила и закончила это преобразование, доведя количество губерний до 50 и усовершенствовав их управление;

- Петр I учредил Сенат, Екатерина II упорядочила его деятельность.

Список сравнений можно продолжать. Из него ясно, что Екатерина II не напрасно носила табакерку с портретом Петра I и не случайно заказала Этьену Морису Фальконе знаменитого «Медного всадника» с лаконичной надписью на постаменте: «Петру Первому – Екатерина Вторая».

Однако студентам следует обратить внимание на то, что Петр I и Екатерина II правили в разное историческое время - Петр I – в условиях укрепления крепостнической системы, Екатерина II – в условиях начавшегося ее кризиса. Это не могло не сказаться на деятельности великих преобразователей России. Реформы Екатерины II были не только умереннее реформ Петра I, но и «гуманнее» для подданных. Они не были сопряжены с таким, как в петровское время, насилием. Они больше апеллировали к разуму граждан, чем к принуждению. Поэтому в екатерининское время было меньше жертв, хотя успехи были впечатляющими.

Российское самодержавие переживало при Екатерине Великой свой «золотой век».

Таким образом, с некоторыми отступлениями, политическая система России, заложенная Петром I и достроенная Екатериной, действовала до 1861 г., до реформ Александра II. При них, сохранив структуру феодального общества, Россия усвоила культурные ценности, и технические достижения Нового времени и превратилась в мощное европейское государство, вызывавшее смешанные чувства страха и восхищения на Западе.

Студентам следует обратить внимание на то, что Екатерина не приняла Французскую революцию, ибо видела в ней не осуществление свободы, а проявление анархической тирании и путь к абсолютистско-деспотическому строю. Ее обижало, когда с революцией связывали Вольтера, которого она считала представителем идеи истинной свободы.

Революция во Франции и появление «заразы» в России (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков) омрачили последние годы царствования императрицы. 6 ноября 1796 г. она скончалась, и на престол взошел 42-летний ее сын, император Павел I (1796–1801).

Характеризуя внутреннюю политику Павла I необходимо объяснить:

- причины резкого неприятия Павлом I политики своей матери,

- подчеркнуть противоречивость политического курса нового императора,

- плюсы и минусы его деятельности, причины сравнительно легкого и быстрого его свержения и отношения ко всему этому российского общества.

 

4. Изучая проблему «Маятникового развития России в XIX в.», следует обратить внимание на то, что XIX в. вошел в историю России как век начала капиталистической модернизации, век догоняющего развития.

Необходимо понять, почему этот процесс развивался в России медленно и непоследовательно, и какие причины тормозили экономическое развитие страны.

В начале XIX в. в России проявился кризис феодально-крепостнических отношений, перед страной встает задача преодоления отставания от Западной Европы и проведения назревших реформ. Следует подчеркнуть, что инициатором проведения реформ выступает самодержавие.

Важно понять, почему развитие России в XIX в. сравнивают с колебаниями маятника, которые в свою очередь совпадают с периодами правления русских монархов. Каковы причины перехода от реформ к контрреформам?

а) Александр I: трагедия реформатора.

Изучая этот вопрос, следует обратить внимание на личность нового царя и условия его вступления на престол.

Необходимо понять роль Негласного комитета в разработке либеральной программы модернизации России, которая заключалась в:

- ограничении самодержавия представительными учреждениями и

- отменой или ослаблением крепостного права.

Гарантом либеральной модернизации России в XIX в. могло стать только самодержавие, т.к. дворянство выступало за наделение политическими правами других слоев населения, но против потери прав помещиков-крепостников.

Необходимо понять, почему не все либеральные ожидания связанные с именем Александра I, были претворены в жизнь, почему проект реформ М.М. Сперанского не получил должного осуществления. Какие силы противостояли реформам, и почему царь был вынужден маневрировать между консерваторами и либералами?

Следует обратить внимание на то, что после Отечественной войны 1812 г. в стране сложилась благоприятная обстановка для проведения реформ (рост национального самосознания, знакомство русской армии с жизнью Европы, выросло поколение, способное воспринимать реформы), но царь охладел к либеральным идеям (частично либеральные ожидания были реализованы в даровании конституции царству Польскому, отмене крепостного права в Прибалтике). Почему?

Более последовательной, но и более консервативной, стала мера по учреждению военных поселений.

Завершая изучение данного вопроса, следует подчеркнуть, что трагедия Александра состоит в том, что его политика не получила должной поддержки в обществе, а сам царь не решился пойти против дворянско-помещичьей оппозиции.

Более успешной была внешняя политика Александра I:

- Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 г. с наполеоновской Францией и освободила Европу;

- за освобождение Европы от французов, в качестве «благодарности» получила Польшу;

- в результате русско-шведской войны 1808 – 1809 гг. приобрела значительные территории (Финляндию, Аландские острова, Ботнический залив, западную часть Прибалтики);

- стала играть активную роль в «Священном Союзе», международной организации, «присматривающей» за порядком в Европе;

- именно в это время завершилось присоединение Грузии и Армении;

- начался процесс присоединения мусульманских народов Северного Кавказа.

В результате Россия значительно расширила свои территории на северо-западе, западе и Кавказе, значительно вырос престиж России, сложилась новая система международных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.