Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мариуполь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для самостятелього изучения дисциплины

УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

для студентов ІV курса дневной формы обучения

и V курса заочной формы обучения направления

6.030509 «Учет и аудит»

 

Мариуполь

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины «Учет в бюджетних организациях» для студентов ІV курса дневной формы обучения

и V курса заочной формы обучения направления 6.030509 «Учет и аудит»

Составители.: С.И.Бесонова, Г.П.Бессонова.-Мариуполь.: ПГТУ, 2014-| _100|__ с.

 

Рецензент - заведующий кафедры Учет и аудит докт|. экон. наук, проф|. Н.Г. Белопольский

 

Утверждено методическим советом Института экономики и менеджмента (протокол № __ от _______)

по предоставлению кафедры Учет и аудит (прото­кол| № 14 от 31.03.14).

 

В методических рекомендациях рассмотрены основные вопросы бухгалтерського учета в бюджетних организациях. Для закрепления полученных знаний в конце каждого раздела рекомендованы вопросы для самопровеки. Пособие предназначено для самостоятельного изучения курса студентов специальности «Учет и аудит».

 

.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,

ТЕМА 1 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

ТЕМА 2 УЧЕТ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

ТЕМА 3 УЧЕТ ЗАПАСОВ

ТЕМА 4 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ТЕМА 5 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И СТИПЕНДИЯМ

ТЕМА 6 УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

ТЕМА 7 УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ СМЕТЫ

ТЕМА 8 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ТЕМА 9 ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Учет в бюджетных учреждениях» изучается студентами 4 курса дневной формы обучения и студентами 5 курса заочной формы обучения направления 6.030509 “Учет и аудит” после освоения дисциплин «Бухгалтерский учет», «Финансовый учет I» и «Финансовый учет IІ».

Цель учебной дисциплины: усвоение теории и практики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ учета в бюджетных учреждениях;

- усвоение методики первичного наблюдения, регистрации учетной информации на разных стадиях и по различным направлениям учета и составления финансовой отчетности.

 

Студент должен знать:

 какие учреждения являются бюджетными;

 основные правовые и финансовые документы бюджетных учреждений;

 организационные формы бухгалтерского учета, применяемые в бюджетных учреждениях;

 порядок и учет финансирования бюджетных учреждений;

 состав и учет общего и специального фондов;

 особенности учета необоротных и оборотных активов, расчетов и обязательств в бюджетных учреждениях;

 бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

 

Студент должен уметь:

 составлять бухгалтерские документы по движению необоротных и оборотных активов;

 отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета бюджетных учреждений и соответственно в учетных регистрах.

 

 

ТЕМА 1 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

1.1. Понятие о бюджетных учреждениях

1.2. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

 

1.1 Понятие о бюджетных учреждениях

 

К бюджетным учреждениям относятся органы, учреждения или организации, определенные Конституцией Украины, а также учреждения и организации, созданные органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местных бюджетов. К ним относятся учреждения здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, учебные заведения, а также другие учреждения, создаваемые для удовлетворения социально-экономических, образовательных, культурно-просветительских потребностей населения.

Бюджетные учреждения - организации некоммерческого характера, для которых получение прибыли не является основной деятельностью.

Решение о создании бюджетной организации, принимаемое соответствующими органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов, подлежит обязательному согласованию с уполномоченным центральным органом исполнительной власти.

Государственная регистрация бюджетных организаций производится в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной, районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по их местонахождению.

Основным финансовым документом для бюджетных организаций является смета доходов и расходов, на основании которой бюджетная организация имеет полномочия на получение доходов и осуществление расходов.

Основным документом, определяющим правовые принципы регулирования, организации ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, является Закон Украины «О бухгалтерском учете и отчетности в Украине». Бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в соответствии с Планом счетов и Порядком по его применению.

Распорядители бюджетных средств – это бюджетные организации в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов за счет средств бюджета. Распорядителям бюджетных средств в органах Госказначейства открываются такие виды бюджетных счетов: регистрационные счета, специальные регистрационные счета, счета, которые открываются распорядителям бюджетных средств для осуществления общегосударственных расходов.

Распорядители средств для открытия бюджетных счетов подают в орган Государственного казначейства Украины такие документы: заявление об открытии счетов установленного образца, копию справки о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, копию зарегистрированного учредительного документа, копию документа, подтверждающего взятие клиента на учет в органе государственной налоговой службы, карточку с образцами подписей лиц (в двух экземплярах), которым предоставлено право распоряжаться счетом и подписывать расчетные документы, копию документа, подтверждающего регистрацию клиента в соответствующем органе Пенсионного фонда Украины, копии страховых свидетельств, утвержденную смету распорядителей бюджетных средств, кроме расходов государственного бюджета, сметы, для осуществления которых не составляются.

В период до утверждения смет расходы бюджетных учреждений (организаций) осуществляются в соответствии с временными сметами, утвержденными руководителем учреждения.

Органом Госказначейства на каждого распорядителя средств формируются личные дела, содержащие документы, которые распорядители бюджетных средств подавали для открытия счетов. Бюджетные счета распорядителям средств открываются ежегодно на начало нового бюджетного периода.

Расчетно-кассовое обслуживание распорядителей, получателей средств, а также других клиентов осуществляется органами Государственного казначейства в соответствии с условиями договоров между органом Госказначейства и распорядителями счетов.

Бюджетные учреждения (БУ) подлежат обязательной регистрации в органах налоговой службы, Пенсионного фонда, социального страхования. Согласно НКУ, обязательной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость подлежит конкретное лицо в случае, «если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг)…, подлежащих налогообложению, начисленная (уплаченная, предоставленная) такому лицу в течение последних двенадцати календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн.» (без учета налога на добавленную стоимость). Регистрация плательщика НДС осуществляется по заявлению лица, отвечающего определению плательщика налога.

Бюджетные учреждения являются неприбыльными, поэтому должны быть включены их в Реестр неприбыльных организаций. Неприбыльные организации согласно НКУ освобождаются от уплаты налога на прибыль.

 

 

1.2 Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

 

Согласно ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» сфера действия данного Закона распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность согласно законодательству. Однако требования положений (стандартов) бухгалтерского учета на бюджетные организации не распространяются.

В бюджетных учреждениях бухгалтерский учет призван обеспечить систематический учет исполнения смет, состояния расчетов с предприятиями, организациями и работниками этих учреждений, использования материальных и денежных ресурсов и их сохранения. Его цель — способствовать улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии с законодательством.

Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств бюджета, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов, который принято называть бюджетным учетом.

Сущность бюджетного учета наиболее полно раскрывается посредством таких его функций, как:

- наблюдение, отражение, обобщение процесса исполнения бюджета;

- управление и руководство процессом исполнения бюджета и обеспечение планирования бюджета;

- контроль за процессом исполнения бюджета;

- обеспечение сохранности средств бюджета как государственной собственности.

Предметом бюджетного учета является процесс исполнения бюджета.

Объектом бюджетного учета являются доходы и расходы бюджета; фонды и резервы, создаваемые в бюджете в процессе его исполнения; расходы на содержание бюджетных учреждений; материальные ценности бюджетных организаций; денежные средства в кассе и на счетах.

В соответствии с ч 3 ст 56 Бюджетного кодекса Украины от 8.07.10 № 2456 Кабинет министров Украины утвердил Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения.

Согласно которого бухгалтерскую службу создают как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения (департамент, управление, отдел, сектор) или возлагают исполнение ее обязанностей на специалиста. Эти обязанности может исполнять и централизованная бухгалтерия, обслуживающая бюджетные учреждения.

Вид и статус бухгалтерской службы зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы. Ее подчиняют непосредственно руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.

Руководитель бюджетного учреждения должен утвердить положение о бухгалтерской службе или должностную инструкцию специалиста, исполняющего ее обязанности. Основные задачи бухгалтерской службы зафиксированы в п. 5 Типового положения:

— ведение бухучета финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и составление отчетности;

— отображение в документах достоверной и в полном объеме информации о хозоперациях

и результатах деятельности, необходимой для оперативного управления бюджетными назначениями (ассигнованиями) и финансовыми и материальными (нематериальными) ресурсами;

— обеспечение соблюдения бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, своевременного предоставления их на регистрацию, осуществление платежей по ним, достоверного и в полном объеме отражения операций в бухучете и отчетности;

— обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием финансовых и материальных (нематериальных) ресурсов согласно утвержденным нормативам и сметам;

— предотвращение возникновения негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Главбух возглавляет бухгалтерскую службу, подчинен и подотчетен руководителю бюджетного учреждения или его заместителю. Требования к профессионально-квалификационному уровню главбуха зафиксированы в п. 11 Типового положения.

Лицо, претендующие на должность главного бухгалтера, которому подчинены другие учреждения (главный распорядитель средств госбюджета)- должно иметь полное высшее образование в отрасли экономики и финансов, стаж работы по специальности и на руководящих должностях — не менее пяти лет.

Лицо, претендующие на должность главного бухгалтера, которому подчинены другие учреждения (главный распорядитель средств местного бюджета)- по специальности и на руководящих должностях — не менее трех лет.

Лицо, претендующие на должность главного бухгалтера, которое подчинено другому учреждению (распорядитель нижестоящего уровня государственного или местного бюджета)- стаж работы по специальности и на руководящих должностях не менее трех лет.

Кроме перечисленных, ряд требований к главбуху выдвигает пп. 3 п. 11 Типового положения (вступил в силу 01.01.13 г.) относительно знания законов, прочих нормативно-правовых актов, национальных стандартов бухучета, их отраслевых особенностей, а также основных принципов работы на компьютере и программных средств.

Орган Государственной казначейской службы должны предоставить согласование (отказ в согласовании) относительно кандидатуры на должность главбуха в течение 10 рабочих дней с даты получения представления от руководителя бюджетного учреждения.

Отчетность и документы, подписанные лицом, назначенным на должность главбуха, без такого согласования, орган ГКС не будет принимать.

Решение о назначении на должность госслужащего принимает руководитель госоргана в течение месяца со дня принятия решения конкурсной комиссией (п. 32 Порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденного постановлением КМУ от 15.02.02 г. № 169). Именно в течение этого срока и необходимо согласовать с ГКС кандидатуру главбуха-госслужащего.

В п. 12 Типового положения отражен порядок относительно передачи дел главбухом при назначении и увольнении.

Отныне будут назначать (увольнять) главбуха после внутренней проверки состояния бухучета и отчетности, по результатам которой будут оформлять акт и его копию предоставлять вышестоящему бюджетному учреждению. Представителей последнего могут принимать участие в приемке-передаче дел.

Функции и обязанности главбуха соответствуют зафиксированным в ч. 7 ст. 8 Закона Украины " О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г.№ 996-XIV. Но, учитывая специфику бюджетной сферы, они конкретизированы и детализированы в п. 13 Типового положения. Среди них следует отметить, в частности: согласование кандидатур работников, которым предоставляют право подписи первичных документов, документов, связанных с расходованием фонда зарплаты, установлением должностных окладов и надбавок работникам; предоставление предложений руководителю относительно учетной политики, оптимальной структуры и численности бухгалтерской службы, а также назначение и увольнение ее работников.

Кроме того, в Типовом положении уделено внимание некоторым жизненным ситуациям в деятельности главбуха. Выписан механизм, как действовать, если руководитель дал распоряжение, противоречащее законодательству (п. 14 Типового положения). Последовательность действий для главбуха-бюджетника такова:

а) он информирует руководителя письменно о неправомерности его распоряжения;

б) если руководитель дал повторно такое распоряжение — направляет уведомление руководителю бюджетного учреждения, которому они подчинены, и руководителю органа ГКС по месту обслуживания.

В свою очередь, руководитель органа ГКС рассматривает полученное уведомление в 3-дневный срок. Если установлено нарушение бюджетного законодательства — применяют меры влияния согласно БКУ-2011. В любом случае (выявлено нарушение бюджетного законодательства или нет) руководитель органа ГКРС письменно информирует об этом руководителя бюджетного учреждения вышестоящего уровня и главбуха.

В положении отражено, кто может замещать главбуха в случае временного отсутствия.

Если главбух временно отсутствует (командировка, отпуск, больничный и т. п.), обязанности возлагают на его заместителя, а при отсутствии последнего — по приказу руководителя учреждения на другого работника бухгалтерской службы (п. 17 Типового положения).

Озвучен перечень обязанностей, которые не вправе исполнять главбух бюджетного учреждения. Согласно п. 15 Типового положения главбух (замещающее его лицо) не может:

— получать непосредственно по чекам и другим документам наличные и товарно-материальные ценности;

— исполнять обязанности руководителя бюджетного учреждения на время его временного отсутствия.

Для БУ утвержден План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок

применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Для отражения хозяйственных операций бюджетные учреждения применяют субсчета (счета второго порядка), установленные Планом счетов, исходя из общегосударственных и отраслевых нужд управления, контроля, анализа и отчетности. При необходимости учреждения могут использовать дополнительные субсчета (счета второго, третьего порядков) с обязательным сохранением номеров субсчетов Плана счетов.

В основу этого Плана счетов положены Международные стандарты бухгалтерского учета, а также План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291, с учетом специфики деятельности бюджетных организаций.

План счетов состоит из 8 классов балансовых счетов и класса 0 «Забалансовые счета».

Класс 1 «Необоротные активы» объединяет счета, предназначенные для учета основных средств бюджетных учреждений, других необоротных материальных и нематериальных активов, полученных для длительного использования и не предназначенных для реализации или использования в течение одного года.

Класс 2 «Запасы» объединяет счета для учета оборотных материальных активов, принадлежащих бюджетным учреждениям, реализацию и использование которых планируется осуществить в течение года.

Класс 3 «Денежные средства, расчеты и другие активы» включает счета, предназначенные для отражения текущих финансовых активов: денежных средств в кассе, на счетах в учреждениях банков или в органах Государственного казначейства Украины, в расчетах с дебиторами.

Класс 4 «Собственный капитал» включает счета для учета фондов и определения результатов исполнения смет учреждений.

Класс 5 «Долгосрочные обязательства» предназначен для учета обязательств бюджетного учреждения, не возникающих в процессе обычной деятельности, не характерных для деятельности данного учреждения, погашение которых состоится по завершении текущего бюджетного года.

Класс 6 «Текущие обязательства» включает счета, предназначенные для учета обязательств учреждения, возникающие в течение обычной его деятельности, погашение которых ожидается в течение одного бюджетного года.

Класс 7 «Доходы» предназначен для учета доходов, получаемых бюджетным учреждением за счет общего и специального фондов бюджетов.

Класс 8 «Расходы» объединяет счета, предназначенные для учета фактических расходов и затрат бюджетных учреждений, а также кассовых расходов сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетов.

В бюджетных организациях ведение бухгалтерского учета осуществляется по мемориально-ордерной форме учета.

Для бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях применяют мемориально-ордерную форму учета согласно Инструкции № 68. Представим ее на рис.1.1.

 

Рис.1.1 - Мемориально-ордерная форма учета.

 

С целью обеспечения единства бухгалтерского учета утверждена Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления.

При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций и оформляются мемориальными ордерами — накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера:

- мемориальный ордер 1 — накопительная ведомость по кассовым операциям, ф. № 380;

- мемориальный ордер 2 — накопительная ведомость движения денежных средств общего фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков), ф. № 381;

- мемориальный ордер 3 — накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства (учреждениях банков), ф. № 382;

- мемориальный ордер 4 — накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами, ф.№ 408;

- мемориальный ордер 5 — свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям, ф.№ 405;

- мемориальный ордер 6 — накопительная ведомость по расчетам с прочими кредиторами, ф.№ 409;

- мемориальный ордер 7 — накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей, ф. № 410;

- мемориальный ордер 8 — накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами, ф.№ 386;

- мемориальный ордер 9 — накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов, ф. № 438;

- мемориальный ордер 10 — накопительная ведомость о выбытии и перемещении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, ф. № 439;

- мемориальный ордер 11 — свод накопительных ведомостей о поступлении продуктов питания, ф. № 398;

- мемориальный ордер 12 — свод накопительных ведомостей о расходовании продуктов питания, ф. № 411;

- мемориальный ордер 13 — накопительная ведомость расходования материалов, ф. № 396;

Вспомогательные и группировочные ведомости

Мемориальные ордера (накопительные ведомости)

Картотека отдельных аналитических счетов

Книга «Журнал-главная»

Баланс

Финансовая отчетность

 

Первичные документы

- мемориальный ордер 14 — накопительная ведомость начисления доходов специального фонда бюджетных учреждений, ф. № 409;

- мемориальный ордер 15 — свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей, ф. № 406.

- мемориальный ордер 16 — накопительная ведомость забалансового учета.

Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах с 1 по 16, а также операций, по которым нет необходимости составлять накопительные ведомости и своды (например, в учреждениях с небольшим объемом операций), используется мемориальный ордер ф. № 274.

Записи в мемориальном ордере ф. № 274 осуществляются как на основании отдельных первичных документов, так и по группам однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операции следующим образом: по дебету одного субсчета и по кредиту другого субсчета или по дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов, или, наоборот, по кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов.

Таким мемориальным ордерам присваиваются номера, начиная с 17 за каждый месяц отдельно.

Мемориальные ордера подписываются исполнителем, лицом, проверившим записи в мемориальном ордере, и главным бухгалтером.

Все мемориальные ордера подлежат регистрации в книге «Журнал-главная» ф.№308.

Учет в книге «Журнал-главная», как правило, ведется по субсчетам. В отдельных бюджетных учреждениях и централизованных бухгалтериях по решению главного бухгалтера учет может осуществляться по счетам третьего, четвертого и т. д. порядков.

Книга «Журнал-главная» открывается ежегодно записями сумм остатков на счетах на начало года в соответствии с балансом и остатками на счетах за прошлый год. Записи в ней, при ведении в учреждениях отдельных мемориальных ордеров, производятся по мере их составления, но не позже следующего дня, а при составлении мемориальных ордеров (накопительных ведомостей) — один раз в месяц. Сумма по мемориальному ордеру переносится сначала в графу «Сумма оборотов по мемориальному ордеру», а затем — в дебет и кредит соответствующих корреспондирующих счетов.

В конце месяца проверяется правильность записей по счетам синтетического учета в книге «Журнал-главная». Для этого подсчитываются обороты по каждому субсчету и выводятся остатки на конец месяца в строке «Всего». При этом сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма оборотов по мемориальному ордеру».

Ошибки в учетных регистрах за отчетный год, выявленные после записи итогов учетных регистров в книгу «Журнал-главная» ф. № 308, исправляются способом «сторно».

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях и др.).

Основанием для отражения записей в учетных регистрах являются надлежащим образом оформленные первичные документы, которые должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота.

Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам осуществления хозяйственных операций (в хронологическом порядке) в учетных регистрах.

Среди особенностей организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях можно выделить функционирование централизованных бухгалтерий.

Централизованные бухгалтерии создаются при исполкоме Совета народных депутатов или его управлении (например, при районном отделе народного образования, централизованной городской больнице) на основании решения исполкома соответствующего совета для ведения учета исполнения бюджета и смет расходов учреждений, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов. Такая бухгалтерия ведет бухгалтерский учет по всем подведомственным учреждениям, составляет сметы и бухгалтерскую отчетность, а также осуществляет систематический контроль правильности оформления первичных документов, сохранностью денежных средств и материальных ценностей, их инвентаризацией, эффективным использованием государственных средств.

В соответствии с Инструкцией № 61 за руководителями обслуживаемых централизованной бухгалтерией учреждений сохраняются права распорядителей средств, в частности:

- заключать договора на поставку товаров и предоставление услуг и трудовые соглашения на выполнение работ, которые в обязательном порядке должны визироваться главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;

- получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим работникам;

- разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;

- расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;

- утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в негодность основных средств и других материальных ценностей;

- решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Структура централизованной бухгалтерии зависит от объема и сложности учетных работ, размера учреждения, а также от обеспеченности средствами для автоматизации учета. Бухгалтерия состоит из следующих групп: расчеты с рабочими и служащими, материальная, финансовая, плановая, сводная отчетность и анализ. В зависимости от работ на том или ином участке могут выделяться и другие группы (например, для учета продуктов питания, медикаментов и перевязочных материалов, капитальных вложений и др.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные черты бюджетных учреждений.

2. Каковы правовые основы функционирования бюджетных учреждений?

3. В чем суть государственной регистрации бюджетных учреждений?

4. Раскройте суть сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

5. Что такое регистрационные и специальные регистрационные счета?

6. Каковы основные черты расчетно-кассового обслуживания?

7. Расскажите о Плане счетов бюджетного учреждения?

8. В чем суть мемориально-ордерной формы учета?

9. Расскажите об основных чертах централизованных бухгалтерий.

10. Охарактеризуйте суть, функции, предмет, объект бюджетного учета.

11. Определите суть доходов и расходов бюджета.

 

ТЕМА 2 УЧЕТ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

 

2.1. Сущность необоротных активов бюджетных учреждений.

2.2. Порядок приобретения необоротных активов.

2.3. Порядок начисления износа необоротных активов.

2.4. Учет операций по ремонту основных средств

2.5. Списание необоротных активов в госучреждениях

 

2.1. Сущность необоротных активов бюджетных учреждений.

 

Необоротные активы (НА) бюджетных учреждений учитывают на счетах Класса 1 " Необоротные активы" объединяет счета, предназначенные для учета материальных и нематериальных активов, полученных для длительного использования, если их не предполагают реализовать или израсходовать в течение одного года. Учет необоротных активов ведут на синтетических счетах, определенных Планом счетов с делением на:

10 «Основные средства»,

11 «Прочие необоротные материальные активы»;

12 «Нематериальные активы»;

13 «Износ необоротных активов»;

14 «Незавершенное капитальное строительство».

В бухучете бюджетные учреждения отражают НА по первоначальной, балансовой (остаточной) и восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость — исторически сложившаяся стоимость, то есть себестоимость по фактическим расходам на их приобретение, сооружение, изготовление.

Балансовая (остаточная стоимость) — первоначальная стоимость за исключением суммы

начисленного износа.

Восстановительная стоимость — первоначальная стоимость, которую изменили после

переоценки (индексации).

Первоначальную (восстановительную) стоимость изменяют при (п. п. 1.6, 1.10 Инструкции

№ 64);

1) индексации первоначальной стоимости;

2) достройке, дооборудовавши, реконструкции, частичной ликвидации объектов и модернизации, которые привели к доукомплектованию НА;

3) переоценке НА, если их стоимость надо привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов.

Изменение стоимости НА в связи с проведением их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации не относят к доходам учреждения.

При определении счета для учета НА необходимо учитывать срок их полезного использования и стоимость объекта НА за единицу (комплект) без НДС. Проанализируем характеристики счетов для учета НА, исходя из требований Плана счетов и Инструкции № 64 ( таблица 2.1).

Таблица 2.1- Проанализируем характеристики счетов для учета НА.

Наименование счета Характеристики счета
Номер счета Стоимость Срок полезного использования
Основные средства     более 1000 грн. без НДС за единицу (комплект) более одного года
Прочие необоротные материальные активы   менее 1000 грн (включительно), без НДС за единицу (комплект) более одного года
Нематериальные активы   независимо от стоимости более одного года
Незавершенное капитальное строительство   с начала и до окончания работ и ввода объекта в эксплуатацию

 

Для закупки НА в смете бюджетного учреждения должны быть бюджетные назначения по соответствующему коду экономической классификации (далее — КЭКР). А на момент оплаты — остаток открытых неиспользованных ассигнований (остаток средств на счете) по соответствующему КЭКР, зарегистрированные обязательства и финансовые обязательства.

Когда стоимость годового объема предмета закупки товаров (услуг) составляет 100 тыс.грн. и более, применяются требования тендерного законодательства. К работам, в частности капстроительству, требования тендерного законодательства применяют, начиная с годового объема закупок— 300 тыс. грн. Предмет закупки для них определяют исходя из пп. 12 п. 2 Положения № 921 на основании норм ДБН.

Принимая во внимание высокую стоимость НА и капстроительства, они, как правило, подпадают под действие тендерного законодательства. Поэтому если годовой объем закупки достиг предельной границы, предполагаемую закупку необходимо включить в годовой план государственных закупок и подать его в органы Госказначейства. Когда объем годовой закупки не превышает предельной суммы, ее в плане госзакупок не показывают (п. 1 Инструкции № 252).

При приобретении НА нужно помнить что:

- расходы по найму транспорта для перевозки НА не увеличивают их стоимость, их списывают на расходы по КЭКР 1135 (п. 1.12);

- суммы НДС, уплаченные при получении (покупке) НА, не включают в стоимость НА, а

относят на фактические расходы по КЭКР, предназначенному для их приобретения;

- налоги и сборы, прочие услуги и расходы, уплаченные при приобретении, не увеличивают стоимость НА, их списывают на фактические расходы учреждения (п. 1.14).

Учет НА ведут в полных гривнах без копеек (п. 1.20 Инструкции № 64). Сумму копеек,

уплаченных при приобретении НА, сразу относят на расходы учреждения. Исключение составляют:

- библиотечные фонды;

- малоценные необоротные материальные активы;

- белье, постельные принадлежности, одежда, обувь;

- материалы длительного использования в научных целях;

- материалы, имеющие ограниченный срок использования.

Аналитический учет расходов на приобретение НА ведут в карточках аналитического учета кассовых и фактических расходов по формам, установленным приказом № 100. Для капитальных расходов (КЭКР 2000) заполняют дополнительно Карточку аналитического учета капитальных расходов.

 

 

2.2 Порядок приобретения необоротных активов.

 

К основным средствам (ОС) относятся материальные активы, которые учреждение использует многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок использования (эксплуатации) которых составляет более одного года, а также стоимость которых без НДС и других платежей превышает 1000 грн. за единицу (комплект).

Согласно п. 2.1 Инструкции № 64 срок полезного использования ОС это ожидаемый период времени, в течение которого бюджетное учреждение будет использовать ОС или с их использованием будет выполнять основные функции.

Срок полезной (ожидаемой) эксплуатации ОС учреждения устанавливает:

- министерство по ведомственной подчиненности;

- учреждение самостоятельно в момент приобретения актива (если отраслевых нормативных актов нет).

В рамках одного главного распорядителя на однотипные объекты ОС устанавливают единый срок полезной эксплуатации.

Если определяют срок полезной (ожидаемой) эксплуатации ОС, то учитывают:

- ожидаемое использование объекта учреждением с учетом его мощности или производительности;

- предполагаемый физический и моральный износ;

- правовые и другие ограничения по срокам использования объекта и прочие факторы.

В бюджетных учреждениях ОС учитывают материально ответственные лица по месту их хранения (местонахождению) и в бухгалтерии — по инвентарным объектам. Единица их учета — объект основных средств. Если объект ОС состоит из частей, которые имеют разный срок использования, то каждую из них можно признавать в бухучете как отдельный объект.

Объект основных средств — это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; отдельный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или различного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; прочий актив, который соответствует определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая учреждением (абз. 2 п. 2.4 Инструкции № 64)

Целостный имущественный комплекс по ст. 4 Закона № 2269 "...хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором он размещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения". Каждую из его составляющих можно учитывать как отдельный инвентарный объект. Если же такой комплекс передают и одновременно демонтируют его составляющие, то их оприходуют как отдельные инвентарные объекты.

Земельные участки берут на учет на основании государственных актов, которые удостоверяют право собственности на земельный участок или право постоянного пользования. Если право постоянного пользования подтверждает государственный акт, то такие земельные участки учитывают на субсчете 101 " Земельные участки". Согласно ст. 13 Закона об оценке земель для отражения стоимости земельных участков в бухучете надо провести их экспертную денежную оценку.

Инвентарным объектом является также каждое отдельное здание. В его состав входят все необходимые для эксплуатации, (размещенные внутри); коммуникации.

Приобретенные ОС в бухгалтерском учете отражают по дебету счета 10 «Основные средства» и кредиту субсчетов класса 3»Денежные средства, расчеты и прочие активы» или 6 «Текущие обязательства». Одновременно - дебет субсчета 801 «Расходы» и кредит субсчета 401 «Фонд в необоротных активах по их видам».

Приобретенные (полученные безвозмездно) ОС принимает комиссия, созданная по приказу руководителя. Она составляет в двух экземплярах Акт приемки-передачи основных средств, типовая форма № ОЗ-1 (бюджет) которого утверждена приказом № 125/70. Один экземпляр оставляют себе, а второй - передают учреждению, у которого приобрели (получили безвозмездно) ОС. Заполняют такой акт отдельно на каждый объект, а основание для этого — документы, по которым получили ОС.

Комиссия проверяет объект ОС, испытывает его и излагает свои выводы на обратной стороне типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). После надлежащего оформления акт вместе с технической документацией передают в бухгалтерию.

На основании Акта приемки-передачи основных средств бухгалтерия открывает Инвентарную карточку учета основных, средств в бюджетных учреждениях типовой формы ОЗ-6 (бюджет) или типовой формы ОЗ-8 (бюджет) — для животных и многолетних насаждений. 3аписи в нее заносят на основании проверенных документов: актов приемки в эксплуатацию, технических паспортов заводов-производителей и других документов. В инвентарной карточке указывают:

- дату и номер акта ввода в эксплуатацию;

- характерные признаки: чертежи, модель, тип, марку, заводской номер, дату выпуска (изготовления);

- краткую индивидуальную характеристику объекта с указанием перечня деталей, содержащих драгоценные металлы, их наименования и массы металла;

- записи о перемещении в учреждении (на обратной стороне карточки).

Каждому НА присваивают восьмизначный инвентарный номер: первые три знака — субсчет, четвертый — подгруппа (если ее нет, ставят ноль), последние четыре — порядковый номер в подгруппе. Инвентарный номер указывают на жетоне, прикрепленном к объекту, или отмечают краской на нем либо проставляют другим способом. Если же объект сложный и включает в себя отдельные элементы, которые составляют с ним единое целое (например, компьютерный комплекс), то на каждой его составляющей указывают инвентарный номер основного объекта.

Для учета прочих необоротных материальных активов предназначен счет 11, по субсчетам:

111 Музейные ценности, експонаты зоопарков, выставок

112 Библиотечные фонды

113 Малоценные необоротные материальные активы

114 Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь

115 Временные нетитульные сооружения

116 Природные ресурсы

117 Инвентарная тара

118 Материалы долгосрочного использования для научных целей

119 Необоротные материальные активы специального назначения

К прочим необоротным материальным активам относятся необоротные активы, стоимость которых составляет менее 1000 грн. (включительно) без НДС за единицу (комплект) и срок их полезного использования более одного года.

Независимо от стоимости учитывают:

На субсчете 111:

- музейные ценности, кроме предметов искусства и природоведения, старины и

народного быта и экспонатов научного, исторического и технического значения, которые учитывают в порядке, установленном для их учета в государственных музеях;

- экспонаты животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях.

На субсчете 112 – библиотечные фонды (независимо от стоимости отдельных экземпляров).

Учитывают в полных гривнах с копейками:

- библиотечные фонды;

- малоценные необоротные материальные активы;

- белье, постельные принадлежности, одежда, обувь;

- материалы длительного использования в научных целях;

- материалы, имеющие ограниченный срок использования.

Аналитический учет расходов на приобретение ПНМА ведут в карточках аналитического учета кассовых и фактических расходов.

Распорядители бюджетных средств закупают предметы и материалы, стоимость которых без НДС не превышает 1000 грн (включительно) за единицу, по КЭКР 1131 Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование. А получатели их приобретают по КЭКР 1172 " Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития".

По КЭКР 1131 приобретают:

- предметы, оборудование и инвентарь

- малоценные предметы (физкультурный и спортивный инвентарь, калькуляторы и т. п.)

- мебель (столы, стулья, шкафы, тумбочки и т. п.), жалюзи, ролеты, металлические решетки;

- посуда, термосы, фляги, шлемы и т. п.

- материалы и предметы для научно-исследовательских работ, испытаний учебных целей: специальная посуда, мелкое оборудование

- саженцы для многолетних насаждений в возрасте до одного года

- постельные принадлежности и белье

- спецодежда (независимо от ее стоимости), все виды обмундирования

- спортивная форма, в том числе спортивная обувь, чехлы на спортинвентарь

- защитная одежда, защитная и специальная обувь

- шторы и занавески, ковры и ковровые дорожки, матрасы

- одежда и мягкий инвентарь детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки

Приобретенные учреждением прочие НМА в учете показывают по Дт субсчетов счета 11 и Кт субсчетов класса 3 " Денежные средства, расчеты и прочие активы" или 6 " Текущие обязательства". Одновременно — Дт счетов 8 класса " Расходы" и Кт субсчета 401" Фонд в необоротных активах по их видам".

Проиллюстрируем на примерах учет операций по приобретению прочих НМА и укажем на особенности оприходования. Для этого рассмотрим таблицу 2.2

 

Таблица 2.2 - Учет операций по приобретению прочих НМА

№ п/п Содержание операции Дт Кт Сумма, грн
         
  Бюджетное учреждение за счет денежных средств общего фонда приобрело книги для библиотечного фонда на сумму 1100, 00 грн, в т. ч. НДС — 183, 33 грн     816, 67
  Получена по доверенности литература для библиотечного фонда и оприходована на основании накладной и акта приемки-передачи 801, 802   816, 67
  Одновременно — вторая запись 801, 802   183, 33
  Списана сумма НДС на расходы учреждения      
2. Уплачено поставщику за книги для библиотечного фонда
2. Бюджетное учреждение за счет благотворительных взносов приобрело у частного предпринимателя (плательщик единого налога, неплательщик НДС) матрасы (10 шт. по 180 грн) и простыни (20 шт. по 25 грн) на общую сумму 2300, 00 грн. Согласно полученной копии свидетельства об уплате единого налога поставщик самостоятельно уплачивает единый налог по такому виду деятельности. Расходы на доставку составили 80, 00 грн

 

Подолж.табл..2.2.

         
1. Получены по доверенности матрасы и простыни и оприходованы на основании накладной и акта приемки-передачи      
  Одновременно — вторая запись      
2. Уплачено за постельные принадлежности      
3. Списаны на расходы учреждения затраты на доставку (основание — товарно-транспортная накладная организации, осуществляющая ее)      
4. Уплачено за услуги по доставке постельных принадлежностей      
3. Бюджетное учреждение (плательщик НДС) для предоставления платных услуг закупило столы письменные (2 шт. по 500 грн), стулья (10 шт. по 100 грн) и телефон стоимостью 450 грн — на общую сумму 2450 грн, в т. ч. НДС — 408, 33 грн
  Получены по доверенности столы письменные, стулья, телефон и оприходованы на основании накладной и акта приемки-передачи     2041, 67
  Одновременно — вторая запись     2041, 67
  Отнесена сумма НДС к налоговому кредиту     408, 33
  Уплачено поставщику за мебель и телефон      

 

Комиссия, созданная по приказу руководителя учреждения, заполняет Акт приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). Однако если она принимает несколько объектов НА, которые имеют одинаковую стоимость, то разрешено составить общий акт. По п. 6.4 Инструкции № 64 это возможно — для хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования, белья, постельных принадлежностей и других однотипных объектов, имеющих одинаковую стоимость.

Для аналитического учета белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, сценично-постановочных средств (группа 1 субсчета 109), малоценных НМА, материалов долгосрочного использования и тех, которые имеют специальное назначение, применяют Инвентарную карточку группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы ОЗ-9 (бюджет).

Эта карточка предусмотрена для группового учета однотипных объектов, имеющих одинаково назначение, техническую характеристику и стоимость. Записи в нее вносят отдельно по каждому предмету. При этом обязательно указывают инвентарный (номенклатурный) номер и стоимость предмета. Исключение — массовый инвентарь: парты, инструмент, другие предметы, которые записывают общей суммой, но при этом указывают количество единиц и инвентарный (номенклатурный) номер. Инвентарные карточки ведут отдельно по каждому материально ответственному лицу.

Износ на ПНМА начисляют на счете 132 " Износ прочих необоротных материальных активов". Износ начисляется на инвентарную тару: хранилища для хранения жидких и сыпучих веществ (баки, лари, чаны, закрома и т. п.), шкафы торговые и стеллажи, прочую инвентарную тару. Износ не начисляется на экспонаты животного мира (в зоопарках и других аналогичных учреждениях), музейные и художественные ценности, библиотечные фонды, малоценные необоротные материальные активы, белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, природные ресурсы, материалы длительного использования, необоротные материальные активы специального назначения.

4. Порядок начисления износа необоротных активов

Начисление износа на необоротные активы (НА) бюджетных учреждений не ставит целью создание резерва для их восстановления. Экономическая суть суммы начисленного износа показывает, через какое время НА потеряет свою стоимость.

Указания по начислению износа содержит письмо Госказначейства " О начислении износа на необоротные активы бюджетных учреждений" от 20.12.05г. №07-04/2362-11163. Суммы начисленного износа отражают как уменьшение стоимости активов и соответственно, сумм фондов в необоротных активах.

Износ объектов НА определяют в последний рабочий день декабря в гривнях без копеек за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены).

Если бюджетное учреждение проводит индексацию НА, то одновременно индексируют и сумму начисленного износа, сложившуюся на тот момент. Когда же их переоценивают — также изменяют не только первоначальную стоимость НА, но и износ. Исключение — ситуация, когда остаточная стоимость НА равна нулю. Тогда сумму износа объекта оставляют без изменений.

Основные особенности начисления износа НА в бюджетных учреждениях:

- на НА, находящиеся на складе, износ начисляют в общем порядке;

- износ, начисленный в размере 100% стоимости на объекты, пригодные для дальнейшей

эксплуатации, не может быть основанием для их списания;

- сумма начисленного износа не должна превышать 100% стоимости НА.

Износ не начисляют на следующие виды НА:

- земельные участки;

- капитальные расходы на улучшение земель:

- здания и сооружения, считающиеся уникальными памятниками архитектуры и искусства;

- оборудование, экспонаты, образцы, действующие и недействующие модели, макеты и

другие наглядные пособия, находящиеся в кабинетах и лабораториях и используемые с учебной и научной целью;

- продуктивный и племенной скот, служебных собак, декоративных и подопытных животных;

- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

- сценически-постановочные средства;

- документацию по типовому проектированию;

- фильмофонды;

- музейные и художественные ценности;

- экспонаты животного мира (в зоопарках и других аналогичных учреждениях);

- библиотечные фонды;

- малоценные необоротные материальные активы;

- белье, постельные принадлежности, одежду и обувь;

- временные нетитульные сооружения;

- природные ресурсы;

- материалы длительного использования дл нужд науки;

- необоротные материальные активы специального значения.

Не определяют износа также на НА учреждений, находящихся за рубежом.

Износ НА показывают на счете 13 " Износ необоротных активов". Плана счетов с распределением на субсчета в зависимости от объектов НА.

Для отражения начисленного износа в учете применяют типовую форму № 03-12 (бюджет) " Ведомость начисления износа на основные средства", утвержденную приказом № 125/70.

5 Списание необоротных активов

Чтобы определить непригодность необоротных активов (НА) и установить невозможность или неэффективность их восстановительного ремонта, по приказу руководителя бюджетного учреждения ежегодно создают постоянно действующую комиссию. Она оформляет документацию на списание материальных ценностей. Приказ о создании комиссии возобновляют ежегодно или по необходимости. Обязанности постоянно действующей комиссии руководитель может возложить и на ежегодную инвентаризационную комиссию. А для списания музейных ценностей и матценностей спецназначения комиссию назначают по отдельному приказу руководителя. Комиссия должна обеспечить соблюдение требований нормативных актов при списании НА в бюджетных учреждениях.

Основные правила списания матценностей, в том числе и НА, устанавливает Инструкция №142/181. А бюджетные учреждения, которые содержатся за счет госбюджета, должны учитывать еще и требования Порядка № 1314.

Основные положения:

1. Если списывают автомобили, нагревательные котлы, подъемники и другие НА, находящиеся под надзором госинспекций, к работе комиссии привлекают представителя соответствующей инспекции. Он обязан подписать акт о списании или передать комиссии свое письменное заключение, которое прилагают к акту.

2. Довольно часто комиссия не может дать квалифицированного заключения по поводу технического состояния компьютерной или другой техники и возможности дальнейшего использования ее отдельных деталей. В таком случае необходимо получить заключение о техническом состоянии компьютера или другого оборудования от организации, занимающейся ремонтом аналогичной техники.

3. Обязательное условие при списании — изъятие деталей, содержащих драгоценные металлы и камни, и их сдача специализированному предприятию, имеющему лицензию на сбор, первичную обработку отходов и лома драгоценных металлов (п. 17 Инструкции, п. 25 Порядка). Если таких данных нет (потеряны паспорта, не указаны данные в техпаспорте), то необходимо руководствоваться разъяснением Госказначейства в письме от 01.03.07 г. № 3.4-Ю5/676-2841. в котором указано, что в таком случае "...необходимо получить заключение соответствующей организации, которая занимается ремонтом и обслуживанием указанных необоротных активов относительно содержания драгоценных металлов".

4. Обязательно сдаются детали и узлы, изготовленные из цветных металлов при условии, что их нельзя использовать в учреждении для ремонта машин, инструментов, приборов, оборудования (п. 16 Инструкции). А п. 26 Порядка напоминает, что эту норму распространяют и на лом черных металлов.

5. Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, которые пригодны для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации НА, приходуют на соответствующих субсчетах бухучета. А непригодные — как прочие материалы, которые необходимо сдать учреждению, занимающемуся сбором такого сырья (п. 16 Инструкции, п. 23 Порядка).

Если в результате ликвидации НА отдельные детали, узлы, материалы могут быть использованы или подлежат передаче в установленном порядке, комиссия дополнительно составляет акт об оценке таких ценностей.

При оформлении акта на списание комиссия указывает наименование, количество и стоимость полученных материальных ценностей. Потом их приходуют для дальнейшего использования.

При наличии централизованных пунктов, осуществляющих сбор и демонтаж техники, аппаратуры, приборов и других изделий, последние можно сдавать без демонтажа, целым комплексом.

До оформления акта на списание НА комиссия осматривает НА, используя необходимую

техническую документацию (технические паспорта, поэтажные планы, ведомости дефектов, заключения о непригодности и прочие документы), а также данные бухучета. Она делает свои выводы о возможности использования НА и вносит предложения об их продаже, передаче другим учреждениям или ликвидации. Кроме этого, комиссия обязана:

- установить причины списания объекта: физический, моральный износ, реконструкция,

нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и прочее;

- выявить лиц, по вине которых матценности преждевременно вышли из строя (если таковые есть);

- определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта и произвести их оценку;

- проследить за изъятием из списанных ценностей пригодных узлов, деталей и материалов из цветных и драгоценных металлов, определить их количество, вес и проконтролировать их сдачу на склад.

По результатам осмотра комиссия составляет акты по типовым формам:

- № ОЗ-З (бюджет) Акт о списании основных средств — для всех НА, кроме нижеперечисленных;

- № ОЗ-4 (бюджет) Акт о списании автотранспортных средств — для списания авто-

транспорта;

- № ОЗ-5 (бюджет) Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы — для списания библиотечных фондов.

В актах обязательно указывают информацию о количественных и качественных показателях, подробно освещают причины выбытия объекта, состояние основных частей, деталей и узлов,

конструктивных элементов и обосновывают нецелесообразность ремонта и невозможность их восстановления.

Чтобы отразить в регистрах учета и отчетности операцию по оприходыванию деталей, узлов, агрегатов, полученных от списания, прежде всего вносят изменения в смету спецфонда.

Такие поступления относят к доходам от реализации имущества (четвертая подгруппа первой группы собственных поступлений). В органы Госказначейства после оприходования таких матценностей предоставляют Справку о поступлениях в натуральной форме.

Пример. Списан компьютер первоначальной стоимостью 2000 грн, износ начислен 100%. В результате списания оприходованы: детали, содержащие золото, на сумму 100 грн, изготовленные из цветных металлов —- 50 грн, пригодные для дальнейшего использования — 90 грн.

Таблица 2.3 - Учет операций по приобретению прочих НМА

№ п/п Содержание операции   Дт Кт Сумма, грн
  Списан компьютер на основании типовой формы ОЗ-3 (бюджет)      
  Оприходованы по оценке комиссии:      
  — детали, содержащие драгоценные металлы      
  — детали, изготовленные из цветных металлов      
. — детали и запчасти, пригодные для ремонта других НА (для нужд учреждения)      
3. Отражены поступления в натуральной форме в сумме стоимости деталей, пригодных для ремонта      
  Кассовые расходы по поступлениям в натуральной форме      
  Переданы специализированному предприятию по накладной (по акту приемки-передачи)      
  — детали, содержащие драгоценные металлы      
  — детали, изготовленные из цветных металлов      
5. Получено на специальный регистрационный счет      
  — детали, содержащие драгоценные металлы (серебро)      
  — детали, изготовленные из цветных металлов      
6. Начислены обязательства перед бюджетом (100 грн х 80% = 80 грн)      
7. Перечислено в доход бюджета      

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Какова классификация и оценка необоротных активов?

2.Расскажите об организации учета необоротных активов.

3.Каково документальное оформление учета необоротных активов.

4.Что вы знаете о приобретении и безвозмездном получении необоротных активов?

5.Расскжите об износе и эксплуатации необоротных активов.

6.Каков порядок списания необоротных активов?

7.Расскажите о переоценке и инвентаризации необоротных активов.

 

УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

1. Экономическая сущность и классификация нематериальных активов (НМА).

2. Документальное оформление НМА

3. Учет нематериальных активов

 

1 Экономическая сущность и классификация нематериальных активов

В Украине термин нематериальные активы был впервые введен в 1988 году. Важным признаком нематериального актива является то, что он используется более одного года. Стоимостная граница нематериального актива не ограничивается.

Нематериальный актив– немонетарный актив, который не имеет материальной формы,

может быть идентифицирован (обособлен от предприятия) и находится на предприятии в целях использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам.

Немонетарные активы – все активы, кроме денежных средств, их эквивалентов и дебиторской задолженности в фиксированной (или определенной) сумме денег.

Для целей налогообложения определение НМА дано в НКУ

НМА – право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные объектом права собственности (интеллектуальной собственности), право пользования имуществом и имущественными правами налогоплательщика в установленном законодательством порядке определенные в порядке, в том числе полученные в устан

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды деятельности, по которым применяется ПСН | Уважаемые коллеги! Под редакцией директора Территориального центра медицины катастроф Свердловской области, главного внештатного специалиста МЗ СО по скорой медицинской помощи




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.