Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы формальной логики




Таблица 4 - Общенаучные методы исследования. Методы формальной логики[2]

Метод Содержание
1. Методы эмпирического уровня научного познания
Наблюдение Преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам исследования.
Измерение Определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
Эксперимент Явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
2. Методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня
Сравнение Определяет сходство и различие явлений и процессов. Позволяет соотнести известное с неизвестным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.
Анализ Процесс мысленного, нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения).
Синтез Соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Индукция Движение от частного к общему, перенос тех или иных познанных свойств с узкого круга явлений на более широкий. Нового знания как такового не появляется. Движение по формуле: «факты – факты».
Классификация Объединение различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов.
3. Методы теоретического уровня познания
Абдукция Своеобразное промежуточное звено между индукцией и дедукцией. Движение по формуле: «факты – гипотеза», открывающее новое знание.
Дедукция Движение по формуле: «гипотеза - факты» с демонстрацией в фактах ранее полученного знания.
Абстрагирование Отвлечение в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследовании одной его стороны. Результат - выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
Моделирование Непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заменитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
Идеализация Мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но имеющих близкий прообраз или аналог в реальном мире.
4. Методы построения и объяснения теории
Проблематизация Четкое формулирование вопроса или комплекса вопросов, возникающих в процессе познания.
Гипотеза Выдвижение научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
Доказательство Обоснование истинности одной мысли с помощью других.
Объяснение Использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.