Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок наследия. «Охраняется государством»






«Охраняется государством»

(урок-образовательное путешествие) [9]

 

Адресат: учащиеся 7-8 классов.

Образовательное путешествие рекомендуется провести в два этапа. Первый – связан с освоением исторического центра Санкт-Петербурга. Второй – может быть развернут на территории своего района. В ходе второго этапа учащиеся определяют объекты своего района, достойные, по их мнению, быть отмеченными досками «Охраняется государством».

Цель: помочь осмыслить само понятие «культурное наследие», получить представление о типологии составляющих его объектов, о мерах, применяемых государством для их сохранения, создать условия для осознания ответственности за сохранения памятников культурного наследия.

Ход занятия:

1. Образовательное путешествие начинается со вступительного слова учителя, который напоминает о том, что исторический центр Санкт-Петербурга является памятником всемирного наследия. Петербург – единственный в мире мегаполис, где весь исторический центр объявлен зоной охраны культурного наследия.

Сегодня в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7783 объекта культурного наследия, и это почти 10% всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. Какие памятники вошли в этот список? Какой период истории города они охватывают? В каком состоянии находятся? Какой ценностью для отечественной и мировой культуры обладают? На эти вопросы учащимся предлагается найти ответ в ходе образовательного путешествия.

2. Ученикам предлагается разделиться на три группы и провести исследование в городском пространстве.

Маршруты:

Группа 1. Пл. Островского, Малая Садовая ул., Манежная пл.

Группа 2. Пл. Труда, Конногвардейский бульвар, пл. Декабристов

Группа 3. Пл. Растрелли, Шпалерная ул., Таврический сад

Задание:

- Пройдите по предложенному маршруту, выявите объекты, которые охраняются государством и отмечены охранными досками. Какую информацию содержат эти доски? Поразмышляйте, в чем уникальность каждого из этих памятников, почему они попали в реестр объектов, подлежащих охране?

- Какие, не отмеченные досками объекты, на ваш взгляд, также достойны сохранения? Обоснуйте свою точку зрения.

- Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются не только конкретные объекты городской среды. В числе охраняемых памятников – панорамы и виды города, системы ансамблей городского пространства. Встретились ли такие панорамы, ансамбли и видовые точки на Вашем маршруте. В чем их уникальность?

- Какие здания или сооружения на вашем маршруте, как вам показалось, искажают панорамные виды города, не соответствуют общей стилистики городской застройки Петербурга?

- Составьте список объектов культурного наследия, встреченных вами на маршруте. Поразмышляйте, какие запреты и ограничения влечет за собой признание этих объектов памятниками культурного наследия.

- Оцените сохранность памятников, встречающихся на вашем пути. Подумайте, какие опасности им угрожают.

3. Во время подведения итогов, учащиеся представляют «коллекцию» объектов, которые они хотели бы сохранить в городе.

4. Учитель предлагает школьникам познакомиться с фотографиями и кратким описанием памятников, которые были уничтожены в Петербурге в разные годы существования города, и обсудить, когда и с какой целью уничтожались памятники? Что было возведено на их месте? Как изменился «портрет» города без этих памятников?

Дополнительный материал

Церковь во имя Рождества Христова на Песках (6-я Советская ул.).

Храм был заложен на месте деревянной небольшой церкви в 1781 г. на площади, получившей впоследствии название Рождественской, Церковь представляла собой крестообразное в плане здание, увенчанное куполом высотой 13 сажен на круглом барабане. В целом архитектурные формы компактного здания церкви отличали простота и лаконичность. Архитектор церкви – П. Е. Егоров. Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю молились о помощи при родах и воспитании детей. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилась утварь из серебра того времени. Церковь, огражденная кованой решеткой, удачно стояла на пересечении 6-й Рождественской улицы и Рождественского переулка. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер.

Всей артиллерии собор во имя Преподобного Сергия Радонежского. (Литейный пр., 6, угол ул. Чайковского).

Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие «пушкарскому делу», то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. В последний раз в 1796 году по проекту архитектора Ф. И. Демерцова был возведен новый великолепный храм, вмещавшей до двух тысяч человек. Новый однокупольный собор в стиле классицизма стал главным храмом всей русской артиллерии. Собор был закрыт 31 мая 1932 года. Здание собора, стоявшее под охраной государства, было частично разобрано и перестроено через два года. Его место занял мрачный корпус ведомства государственной безопасности ОГПУ-НКВД, при строительстве которого были использованы части стен собора.

 


Заключение

 

В заключении хотелось бы напомнить одну восточную притчу: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? ” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках».

Приведенная притча «Все в твоих руках» отчетливо показывает: от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной. Также и от каждого из нас зависит судьба уникальных памятников природы и культуры. Осознание важности сохранения Санкт-Петербурга как части всемирного наследия юным поколением петербуржцев является залогом развития и процветания нашего города.


[1]См. Информационное письмо «О проведении тематических урокови мероприятий в 2015/2016 учебном году»№ 03-15-402/15-0-2 от 14 08.2015.

 

[2] Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. – Волгоград, 2001. – С. 154.

[3]Лихачев Д.С. Память о добром. – СПб.: Logos, 2006, с. 217.

[4] Там же.

[5]Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. – 1994, № 4, с. 7.

[6]Все конспекты уроков приводятся в авторской редакции.

[7]Автор – Сапон Светлана Андреевна, учитель

[8]Автор – Захарова Наталья Геннадьевна, учитель

[9]Автор урока – Коробкова Елена Николаевна, доцент СПбАППО






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.