Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок наследия. Адресат: учащиеся 7-8 классов






«Любить – значит беречь» [7]

Адресат: учащиеся 7-8 классов

Задачи урока:

· дать представление школьникам о важности и масштабности работ по сохранению петербургского наследия;

· познакомить с реставрацией конкретных объектов петербургского наследия;

· способствовать воспитанию непримиримого отношения к вандализму.

Оборудование:

· глоссарий (наследие, реставрация, символ, эскиз, модель, шпиль),

· фотографии памятников архитектуры;

· литературные тексты.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа о необходимости и важности реставрационных работ в Санкт-Петербурге.

3. Работа с текстом «Ангел на шпиле». Заполнение сравнительной таблицы.

4. Работа с фотографиями архитектурных сооружений.

5. Обобщающая беседа. Закрепление.

Ход урока:

Задание: Прочитайте эпиграф.

Я вижу град Петра, чудесный, величавый,

По манию царя воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его великой славы,

Потомками украшенный стократ!

П. А. Вяземский

Беседа:

Вопросы классу: О каком «наследном памятнике» идет речь? Как вы понимаете последнюю строку? Подберите близкие по смыслу понятия к словосочетанию «украшенный стократ».

Учитель: Красота нашего города удивительна и уникальна. Она нам досталась в наследие от прошлых поколений, и мы должны сохранить ее и передать следующим поколениям.

Вопросы классу: Выскажи свое мнение, что значит «сохранить красоту города»? Какое отношение к этому имеет слово «реставрация»? (работа с глоссарием) Объясни свой ответ.

Учитель: Реставрация – очень кропотливая и ответственная работа по восстановлению и сохранению памятников архитектуры. Труд этот очень непрост. В нашем городе несколько тысяч памятников, которые находятся под охраной государства и требуют к себе особенного внимания. Мы сейчас с вами познакомимся с историей одной реставрации и попробуем яснее представить, что это такое. Речь пойдет о скульптуре ангела на шпиле Петропавловского собора. Работа учеников с текстом «Ангел на шпиле».

Работа с текстом «Ангел на шпиле»:

Задание: Прочитайте текст и по ходу чтения заполняйте таблицу.

«Ангел на шпиле» (источник – официальный сайт ГМИСПб).

«Шпиль Петропавловского собора с венчающей его фигурой Ангела – один из наиболее известных символов Санкт-Петербурга. В современном виде он существует с 1858 г. и является четвертым по счету.

Первый деревянный шпиль собора начали монтировать в 1716 г., при возведении колокольни, под руководством голландского архитектора Г. фон Болеса. Деревянные конструкции были изготовлены в сентябре 1718 г., к концу 1724 г. закончена обивка шпиля золочеными медными листами. Тогда же на 112-метровой высоте была установлена фигура ангела, эскиз и модель которой Д. Трезини выполнил по образцу ангела, венчавшего башню ратуши в голландском городе Маастрихте (1656-1660 гг.). Крепился Ангел таким образом, что казалось – он летит вдоль поверхности земли, неся на вытянутых руках крест.

Пожар 30 апреля 1756 г. уничтожил шпиль и фигуру. К работам приступили в 1760 г. Строители руководствовались повелением Императрицы Екатерины II делать колокольню «точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы».

В апреле 1771 г. был заключен контракт с Б. П. Брауэром, которому поручалось разработать конструкцию и руководить изготовлением и установкой завершений колокольни, размещением новых курантов и колоколов. Плотничные работы выполняла артель крестьянина А. В. Еремеева.

Старые рисунки креста и Ангела не сохранились. Согласно новому проекту (1773 г.) мастера потребовали также изготовить деревянную модель в натуральную величину. Помощник Брауэра Ф. Экгарт завершил работу к лету 1774 г. Новый Ангел был сделан по образцу прежнего, трезиниевского, с сохранением размеров и пропорций. На краях одежды и в руках Ангела находились втулки, охватывавшие стержень креста, благодаря чему он мог вращаться. В 1775 г. Ангел был установлен на высоту 117 м. В мае 1777 г. на перестроенном шпиле был установлен громоотвод. Однако всех катаклизмов природы предусмотреть не удалось: 10 сентября 1777 г. разразился «великий шторм». Свирепый северо-западный ветер расшатал и накренил шпиль. Тяжелая фигура Ангела, установленная перпендикулярно кресту, погнулась, крылья оторвались.

Было принято решение о создании новой фигуры, меньшего веса и размеров, центр тяжести которой должен был совпадать с вертикальной осью шпиля. По эскизу выдающегося зодчего А. Ринальди новое изображение изготовил К. Форшман под наблюдением И. А. Шлаттера. Осенью 1778 г. фигура была установлена на исправленном шпиле.

Со временем венчающая часть стала приходить в негодность. В октябре 1830 г. кровельщик П. Телушкин, казенный крестьянин Ярославской губернии, вызвался починить ее без возведения лесов. Сначала он добрался до верхнего люка в шпиле собора, после чего воспользовался железными крюками на шпиле и загибами медных золоченых листов. К ним он прикрепил несколько веревок, сделав подобие веревочной лестницы, по которой в течение нескольких недель поднимался и исправлял повреждения.

При посещении крепости 19 ноября 1852 г. Император Николай I заметил, что крест на шпиле снова погнулся. В апреле 1856 г. была создана комиссия для освидетельствования шпиля в составе архитекторов Академии художеств К. А. Тона, А. П. Брюллова, А. А. Тона, А. И. Штакеншнейдера, Р. А. Желязевича, а также инженера Г. Е. Паукера и архитектора Г. А. Боссе. В начале 1857 г. на рассмотрение были представлены три проекта. Автором двух из них был К. А. Тон, третий разработал известный конструктор подполковник Д. И. Журавский, предложивший необычно легкую металлическую конструкцию из элементов, выполненных по принципу мостовых ферм. Данный проект, позволявший устроить внутри шпиля лестницу, и был принят комиссией. К весне 1858 г. каркас нового шпиля был изготовлен на Воткинском железоделательном заводе и в конце мая доставлен в Петербург.

Первоначально венчающую часть шпиля (шар, крест и фигуру Ангела) предполагалось только исправить и перезолотить. Однако в ходе работ по сборке конструкций, развернувшихся на территории крепости в июне 1858 г., выяснилось, что система крепления старого креста не подходит к новой конструкции шпиля. В связи с этим было принято решение заменить фигуру Ангела и механизм ее вращения. Работы по созданию «четвертого Ангела» были выполнены в самые короткие сроки, и в ноябре 1858 г. он был установлен на новом шпиле, достигавшем теперь высоты 122, 5 м.

…Осенью 1941 г. соборный шпиль стал ориентиром для вражеской артиллерии и авиации, фигура Ангела пострадала от обстрелов. Чтобы избежать дальнейших повреждений, было принято решение замаскировать шпиль. Зимой 1941 г. альпинисты М. Бобров, А. Пригожева, А. Земба под руководством О. Фирсовой покрыли его серой корабельной краской.

В ходе подготовки к 250-летнему юбилею города, в 1955 г., комиссия под руководством архитектора-реставратора И. Н. Бенуа обследовала шпиль и собор, после чего были произведены необходимые реставрационные работы. Шесть верхолазов-альпинистов (О. П. Тихонов, Ю. П. Спегальский, П. П. Буданов, Г. К. Ильинский, К. Б. Клецко и Ю. С. Льготный) и восемь мастеров-позолотчиков в течение весенних месяцев 1957 г. установили на шпиле подвесные вантовые леса весом 25 т, заделали пробоины в его обшивке, возобновили позолоту. Частично отремонтировали обшивку Ангела.

Новая бригада верхолазов-альпинистов под руководством А. А. Белова и А. Х. Кушназарова с 1988 г. осуществила обследование шпиля, креста и фигуры Ангела. В ходе этих работ выяснилось, что каркас фигуры потерял около 70% несущей способности, поворотный механизм износился, позолота частично утрачена. Поэтому осенью 1991 г. Ангел спустился на землю и несколько месяцев экспонировался в Великокняжеской Усыпальнице.

В ноябре 1995 г. Ангел вновь занял свое место на шпиле собора после реставрации. Однако новое обследование, производившееся в 2002 г., показало, что реставрация оказалась неудачной. Вышел из строя один из подшипников, произошло отклонение вертикальной оси флюгера, что препятствовало свободному вращению фигуры. Произошли многочисленные утраты позолоты, а под ней – частичное отслоение меди. Поэтому летом 2002 г. началась новая реставрация фигуры Ангела, завершившаяся к декабрю того же года. С января до 11 февраля 2003 г. осуществлялся ее монтаж на шпиле собора, и город вновь обрел свой знаменитый символ».

Бедствия и разрушения Реставрационные работы
30 апреля 1756 г.- 1716 г.-
10 сентября 1777 г.- 1718 г.-
19 ноября 1856 г.- 1724 г.-
Июнь 1858 г.- 1771 г.-
Осень 1941 г.- 1773 г.-
  1774 г.-
  1775 г.-
  1777 г.-
  1778 г.-
  1830 г.-
  Апрель 1856 г.-
  Начало 1857 г.-
  Весна 1858 г.-
  Ноябрь 1858 г.-
  Зима 1941 г.-
  1955 г.-
  Весна 1957 г.-
  1988 г.-
  1991 г.-
  1995 г.-
  2002 г.-
  Январь-февраль 2003 г.-

 

Задание: Сравните записи в правом и левом столбцах таблицы и сделайте вывод.

Работа с фотографиями архитектурных сооружений.

В этой части урока предполагается работа учеников с раздаточным материалом – списком петербургских памятников, которые реставрировались в последние годы и их фотографиями: Медный всадник, шпиль Адмиралтейства, колесница Славы на Дворцовой площади, Константиновский дворец, Воскресенский собор Новодевичьего монастыря, бастион Нарышкина Петропавловской крепости, Михайловский замок, Мраморный дворец, скульптура Аничкова моста, ротонда Мариинского дворца, Каменноостровский театр, Александровская колонна, Сампсониевский собор, Андреевский собор, подворье Оптиной пустыни, скульптуры на парапете центральной башни Адмиралтейства.

Обобщающая беседа. Закрепление:

Попробуйте представить объем работ, который был проведен для сохранения культурного наследия нашего город. Назовите причины, по которым возникает потребность в реставрационных работах (время, стихийные бедствия, вандализм)? Как можно оценить поступки тех, кому ничего не стоит разрисовать фасад исторического здания, запустить петарду в историческом центре, разбить скульптуру, надругаться над памятниками? Что это – шалость, шутка, хулиганство или что-то еще? Кто эти люди? Почему они так относятся к городу?

Попробуйте объяснить разницу между понятиями: коренной петербуржец, житель Петербурга, настоящий петербуржец.

Еще раз прочитайте эпиграф урока. Как мы назовем потомков Петра, о которых говорит поэт?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.