Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. сельскохозяйственным производством






МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра управления

сельскохозяйственным производством

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

 

Методические указания

к практическим занятиям на тему

“Мотивация персонала”

для студентов специальности

Э.01.03.00 “Экономика и управление на предприятии”

специализации Э.01.03.17 “Экономическая информатика”

 

 

Минск-2001

 

 

Методические указания к практическим занятиям на тему “Мотивация персонала” для студентов специальности Э.01.03.00 “Экономика и управление на предприятии” специализации Э.01.03.17 “Экономическая информатика” по курсу “Управление персоналом” рассмотрены на заседании методической комиссии факультета предпринимательства и управления и рекомендованы к изданию на ротапринте БАТУ.

Протокол № от 2001 года.

 

Составители: доцент Казакевич Л.А.

ассистент Азаркевич Г.В.

 

Рецензент д.э.н., профессор Воробьев Л.А.

 

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

- Ознакомиться с теориями мотивации и возможностями их применения.

- Получить навыки определения и анализа потребностей человека.

- Научиться учитывать потребности для побуждения людей к труду.

 

2. ВВЕДЕНИЕ

Предприятие добивается успеха, если при прочих равных условиях персонал трудится более производительно, повышает квалификацию, поддерживает дисциплину. Возникает вопрос, каким образом можно помочь или заставить людей выполнять определённую работу для достижения общих целей. Для этого руководство предприятий использует мотивы поведения работников и стимулы их трудовой деятельности. В основе мотивов лежат потребности.

 

3. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИЯ

Потребности это осознанное отсутствие чего-либо. Они многогранны и подразделяются на материальные, духовные, физические и др.

Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворить свою потребность. Например, если человек голоден, то его мотив – удовлетворить свою потребность в еде.

Стимул – это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей в обмен на выполнение определённых действий. Обещание накормить будут стимулом для голодного человека, который будет готов за это сходить в магазин, обработать участок земли.

На любом предприятии должна существовать система стимулов, соответствующих мотивам работников и направляющая их деятельность в общее русло, т.е. мотивация.

Мотивация – это процесс воздействия на конкретные потребности работника, побуждающие его к достижению целей организации.

Мотивация имеет две формы.

1) Внешняя мотивация. Она возникает не от самой работы, а даётся организацией. Примером внешней мотивации является заработная плата, продвижения по службе, похвала и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль).

2) Внутренняя мотивация. Она даётся самой работой и возникает при наличии, например, чувства достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения.

Выделяют три типа мотивации труда: прямую, косвенную и побудительную.

Прямая мотивация формирует интерес к работе и её результатам. В качестве факторов такой мотивации выступает содержание труда, осознание своих достижений для общества, признание их окружающими, чувство ответственности и самореализации личности в труде. Деятельность, основанная на таких мотивах, приносит удовлетворение. Человек трудится не только для получения заработка, он испытывает интерес к содержанию самой работы, творчеству.

Косвенная мотивация основана на материальной заинтересованности. Факторами этого типа мотивации являются формы оплаты труда, уровень инфляции, цены на продукцию. В данном случае труд выступает в форме цены за рабочую силу как инструментальная ценность, которая обменивается на производимые товары и услуги.

Побудительная мотивация базируется на страхе и обязанностях. Она определяется властью, уровнем безработицы и отсутствием гарантии сохранения рабочего места, социальной напряженностью, неуверенностью в завтрашнем дне.

Различают перспективную и текущую мотивацию. Если мотивы деятельности человека и поставленная им цель относятся к отдалённому будущему и мотивы предусматривают стратегию поведения, то такую мотивацию называют перспективной. Перспективная мотивация побуждает работника бороться с трудностями и препятствиями в работе, так как настоящее для него является лишь этапом достижения перспективных целей. Если же мотивы связаны только с ближайшим будущим, то они определяют тактику поведения и такая мотивация рассматривается как текущая.

Для того, чтобы мотивация была действенной, необходимо знать как взаимодействуют мотивы и стимулы. Задача эта довольно сложная, поскольку различными людьми движут разные мотивы.

 

4. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Существующие теории мотивации можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные (таблица1).

 

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.