Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика и тенденции развития мирового политического процесса и основных направлений деятельности его ведущих субъектов.






В политологии под термином «международные отношения» традиционно понимается система реальных связей между государствами, выступающая и как результат их действий, и как среда, в которой существует мировая политика.

Долгое время в качестве эталона международных отношений признавалась ситуация, при которой официальные связи между отдельными народами обеспечивает государство через свои структуры.

В последнее время количество взаимосвязей между частными субъектами разных стран настолько увеличилось, что государство уже не могло, да и не стремилось полностью их контролировать. А это привело к появлению новых субъектов международных отношений, не имеющих государственного характера, что привело к формированию транснациональных отношений, то есть международным отношениям совсем иного типа, чем те, которые господствовали последние два с половиной столетия.

Международные отношения имеют сложную структуру, центральное место в которой занимают международные политические отношения, которые и представляют основное содержание понятия «международная политика».

Международные политические отношения отличаются от других отношений этого уровня – международных экономических, культурных, идеологических, религиозных, научных и тому подобное тем, что, во-первых, затрагивают сферу государственных интересов и межгосударственного взаимодействия, во-вторых – сферу властных отношений в международных отношениях.

Основными субъектами международной политики изначально выступали государства, коалиции государств, а последние сто с небольшим лет и международные межправительственные организации. В центре международной политики находится борьба государств за степень влияния на поведение других международных субъектов в соответствии со своими собственными интересами. Это означает, что основное поле действия международных политических отношений – это межгосударственный конфликт или межгосударственное сотрудничество, которые раньше выступали в виде проблемы войны или мира.

Как известно, государство имеет как внутренние, так и внешние функции, что находит свое выражение в понятиях внутренняя и внешняя политика. Содержанием внешней политики государства являются вопросы его обороны, сотрудничества с другими государствами, а в последнее время и поддержания мирового порядка.

Сдвиги, которые произошли в мировой экономике к средине XIX века, привели к превращению мира в единое целое и возникновению«мировой политики», отличающейся от международной масштабами, содержанием проблем и характером действий своих субъектов. Мировая политика шире международных отношений, как по своей проблематике, так и по числу задействованных в ней субъектов.

Предметом исследования теории международных отношений являются:

- закономерности международных отношений как целостной системы;

- международная политика и внешняя политика отдельных государств;

динамика и тенденции развития мирового политического процесса и основных направлений деятельности его ведущих субъектов.

Для изучения международных отношений используется множество методов и методик, которые используются в иных общественных науках, но с поправкой на специфику предмета исследования. Так из социологии в политологию пришли такие методы как наблюдение, анализ документов, опрос экспертов, из психологии – метод когнитивного картирования, из математики – метод системного моделирования и т.п.

 

2. Система и структура международных отношений.

 

Международные отношения подразделяются на политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Среди них на первом плане стоят международные политические отношения, которые отличаются от других отношений этого уровня тем, что, во-первых, затрагивают сферу государственных интересов и межгосударственного взаимодействия, во-вторых – сферу властных отношений в международных отношениях.

В структуре международных отношений принято выделять несколько уровней: глобальный, региональный, субрегиональный, международно-ситуационный, групповой, двусторонний.

Глобальный уровень международных отношений охватывает наиболее общие проблемы мировой политики, экономического и социального развития человеческой цивилизации.

Региональный уровень международных отношений представляет собой отдельную подсистему международных отношений, которая складывается в крупных географических зонах.

Различия между региональным и субрегиональным уровнями международных отношений весьма условны и зависят от точки отсчета. Но так или иначе, субрегион является частью региона и представляет собой локальные группы государств с более тесными взаимоотношениями, имеющими свою специфику по отношению к всему региону в целом.

Международно-ситуационный уровень проявляется на любом структурном уровне системы межгосударственных отношений. Его главный отличительный признак – наличие конкретной международно-политической ситуации, порождающей особый узел политических, военно-стратегических и иных межгосударственных отношений. Разновидностью международно-политической ситуации является международный конфликт.

Взаимодействие между основными участниками международных отношений находят свое отражение в структуре этих отношений, характер которой определяет стабильность всей системы.С возникновением ядерного оружия и расширение системы международных отношений до глобальных масштабов структура международной системы стала определяться наличием и численностью сверхдержав и соотношением сил между ними.

В зависимости от количества великих держав входящих в международную систему выделяется два типа структур международных отношений – мультиполярную и биполярную.

Основным законом функционирования системы международных отношений выступает закон поддержания динамического равновесия. Заметим, что существование определенного политического равновесия является основной предпосылкой нормального функционирования международной системы. В то же время, в любой системе равновесие между государствами постоянно нарушается, затем восстанавливается на новой основе, что и свидетельствует о динамическом характере политического равновесия.

В каждом конкретно-историческом состоянии международной системы закон динамического равновесия проявляется в той или иной форме. Но исторически наиболее распространенной всегда была форма баланса сил, являющейся универсальной закономерностью развития международных отношений в целом. При этом под силой понимается способность каждого государства защищать свои интересы. Материальным выражением такой способности может выступать геополитический, экономический, военный и научно-технический потенциал государства. Но в полной мере о силе государства мы можем судить, лишь сравнивая ее с соответствующим силовым потенциалом других государств. Существенно, что принцип баланса сил предназначен не для сохранения мира или международного взаимопонимания, а для обеспечения независимости каждого государства в системе государств, не допуская увеличения мощи любого из них до таких пределов, когда она начинает угрожать всем.

В теории международных отношений имеются разные варианты моделирования системы этих отношений, одним из которых является выделение шести типов международных отношений: системы баланса сил, свободная биполярная система, жесткая биполярная система, иерархическая система и система «вето».

В системе баланса сил основными факторами являются только национальные государства с большими военными и экономическими возможностями. Свободная биполярная система состоит из акторов различных типов: отдельных государств, блоков государств, лидеров блоков, членов блоков, неприсоединившихся стран и универсальных организаций.

Жесткая биполярная система похожа на свободную биполярную, но в ней упраздняется роль неприсоединившихся государств. Иерархическая система возникает тогда, когда в системе государств устанавливается единоличная власть какого-либо одного из них.

Система «вето» - это система государств-акторов, в которой каждый актор располагает значительным запасом атомного вооружения. Члены такой системы не склоны к образованию союзов, но стремятся при этом к тому, чтобы вероятность войны не увеличивалась при одновременном сохранении напряжения, позволяющего иметь относительную неустойчивость.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.