Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционные подходы 4 страница






мах, в том числе и с использованием электродных сетей, электронной почты, электронных карт и атласов.

Как наука геоинформатика разрабатывает принципы, ме­тоды и технологии получения, накопления, передачи, обра­ботки и представления географической информации. Как область практической деятельности, она включает создание, обеспечение текущего функционирования, обновление и развитие способов такой информации. С точки зрения ин­тересов географии геоинформатика может рассматриваться в одном ряду с математическими, картографическими, дис­танционными методами.

Развитие геоинформатики привело к созданию геоин­формационных систем. Географическая инфор­мационная система (ГИС) представляет собой ком­плекс взаимосвязанных средств получения, хранения, пере­работки, отбора данных и выдачи географической информа­ции [114, с. 114]. Исходя из целей ГИС, их подразделяют на многоцелевые и специализированные (в том числе научно-справочные, кадастровые, картографические, инженерно-планировочные, территориально-управленческие и др.). Ис­ходя из тематической ориентации, среди ГИС выделяют об­щегеографические, отраслевые (в том числе водных ресур­сов, использования земель, лесопользования, рекреации и др.). А по пространственному масштабу и охвату они делят­ся на региональные, общегосударственные и глобальные.

Ныне в мире работают уже сотни и тысячи геоинформа­ционных систем, и тем не менее это только начальный период их становления. На базе ГИС развиваются и вводят­ся в научный оборот новые виды текстов, изображений, сцен — комбинированных, многомерных, объемных, дина­мических. Возникло геоинформационное моделирование, в основе которого лежит своего рода симбиоз географа-иссле­дователя с компьютером. Появились и эксплуатируются не­сколько разновидностей экспертных систем или систем ис­кусственного интеллекта

Разработка концепции электронных карт и технологий их изготов­ления была осуществлена в России в первой половине 90-х годов. Ныне ставится задача объединить разрозненные электронные карты в единую систему, которая позволила бы создать единую компьютерную модель Земли, имеющую унифицированные условные знаки, содержание и мате­матическую основу. А первым российско-американским комплексным электронным атласом стал упоминавшийся уже атлас «Наша Земля», ко­торый тиражируется и распространяется в форме компакт-диска.

Примером глобальной геоинформационной системы может слу­жить Глобальный ресурсный информационный банк данных или ГРИД (GRID). Система ГРИД была создана в рамках глобального мониторинга окружающей среды под эгидой программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Ее задача заключается в улучшении доступа ученых и лиц, при­нимающих решения, к интегрированным сетям данных о ресурсах и сре­де и современным технологиям их обработки.

.

Массовое внедрение ГИС в географию охватило многие ее отрасли, но в особенности картографию, которая благо­даря ГИС претерпела перестройку, сравнимую разве что с переходом от рукописного изготовления карт к картопечата-нию. Эта перестройка нашла свое выражение в геоин­формационном картографировании. Суть его, по А. М. Берлянту, состоит в информационно-картогра­фическом моделировании природных и социально-экономи­ческих геосистем на основе цифровых баз данных, ГИС-тех-нологий и географических знаний. К числу главных факто­ров, способствующих развитию геоинформационного карто­графирования, он же относит: развитие геоинформатики; практическую потребность в оперативном картографиче­ском обеспечении принятия решений управленческого ха­рактера; внедрение в картографию компьютерных методов и автоматических картографических систем, таких как ядра ГИС; возникновение новой геоинформационной концепции, в основу которой положены представления о системном ин­формационно-картографическом моделировании и позна­нии геосистем; включение в научно-практический оборот большого числа новых видов и типов геоизображений.

Геоинформационное картографирование формируется как узловая дисциплина на пересечении автоматизирован­ного картографирования, аэрокосмических методов и геоин­формационных систем {рис. 38). В его рамках происходит сращивание двух ветвей научной картографии — создания и использования карт. ГИС-технологии позволяют свободно трансформировать картографические проекции, варьиро­вать масштабами и компоновкой карт, вводить новые гео­графические переменные и изобразительные средства. Гео­информационное картографирование может быть отрасле­вым и комплексным, аналитическим и синтетическим, раз­личным по пространственному охвату, масштабу, назначе­нию, степени синтеза. Но во всех случаях в его основе ле­жит системный подход, а его главная целевая установка за­ключается в создании прикладных оценочных и прогнозных материалов.

По мнению акад. В. М. Котлякова, в ближайшие годы географические исследования будут находиться под силь­ным воздействием дальнейшего совершенствования геоин­формационных технологий, компьютерного анализа и обра­ботки гигантских объемов информации, повсеместного рас­ширения использования глобальных средств коммуникаций. При этом произойдет переход от предметно-ориентирован­ных частных ГИС к пространственно-ориентированным ин­тегральным ГИС, в рамках которых станет возможным со­вместное использование данных для конкретных террито­рий по всему спектру географических дисциплин.

 


Рис. 38. Модели соотношения картографии (К), дистанционного зонди­рования (ДЗ) и геоинформационных систем (ГИС) (по А. М. Бер-лянту).

1 — линейная модель; 2 — доминирование картографии; 3 — доминиро­вание геоинформационных систем; 4 — модель тройного взаимодействия

 

В этом свете вполне объяснимо то повышенное внимание, которое было уделено геоинформатике и ГИС в 1995 году на X съезде Русского географического общества и в особеннос­ти в 1996 году на XXVIII Международном географическом конгрессе. На этом конгрессе геоинформатика и ее методи­ческое и техническое оснащение фигурировали в качестве

магистральных направлений, которые должны способство­вать соединению всей системы географических наук с дости­жениями современного этапа НТР.

9.3. Методы физической и социально-экономической географии

Наряду с общегеографическими, существует также ряд методов, которые применяются раздельно в физической или социально-экономической географии, исходя из их специ­фики.

В физической географии это прежде всего геохи­мический, геофизический и палеогеографический методы.

С помощью геохимического метода изучаются распреде­ление, миграция и концентрация химических элементов и их соединений в различных геосферах Земли. Он основан на том, что географическая оболочка химически неоднородна, причем как в горизонтальном, так и в вертикальном направ­лениях. В свою очередь это объясняется, с одной стороны, разнообразием факторов, заставляющих элементы мигриро­вать, а, с другой, свойствами самих элементов, которые отра­жаются в их различной миграционной способности. К тому же сами формы миграции могут быть чрезвычайно разнооб­разными, например с помощью механического переноса во­дой, ветром или химического переноса (с переходом одного химического соединения в другое) — при окислении, восста­новлении, сорбции и т.д. Соответственно, принято различать воздушную, водную и биогенную миграцию. Как отмечал еще В. И. Вернадский, особое значение для географической оболочки имеет наиболее быстрая биогенная миграция эле­ментов. В нашу эпоху к ним добавилась еще техногенная (ан­тропогенная) форма, связанная с деятельностью человека.

На общем симпозиуме, подготовленном МГС совместно с Междуна­родной картографческой ассоциацией, были рассмотрены актуальные во­просы создания электронных атласов на примере атласов США, Канады, Швеции, Китая, Японии, Швейцарии, Франции На выставке, проходив­шей во время конгресса, демонстрировалось около 30 электронных атла­сов отдельных стран (Испании, Дании, Вьетнама, кроме названных выше) и городов Создано уже около десяти мировых атласов, различающихся по содержанию, масштабам карт, информационному обеспечению, языку, требованиям к конфигурации компьютера и другим характеристикам.

 

С помощью геохимических методов удалось выявить су­щественные различия в концентрации или рассеивании раз­личных элементов на поверхности Земли. В частности, ока­залось, что в засушливых областях, где миграция элементов ограничена, в почвах концентрируются даже такие весьма подвижные элементы, как натрий, хлор, сера. В районах же хорошо или избыточно увлажненных легко подвижные эле­менты быстро выносятся из почвы, тогда как в ней накапли­ваются алюминий, железо, кремний. Соответственно этому в растительности аридных областей много зольных элемен­тов, а воды имеют повышенную минерализацию. В гумид-ных районах, напротив, растительность малозольная, почвы имеют кислую реакцию, а воды содержат мало солей.

Наибольшее применение в физической географии геохи­мические методы находят при изучении ландшафтов; поэто­му чаще всего и говорят о ландшафтно-геохимическом ме­тоде. Еще в 50-е годы акад. Б. Б. Полыновым был предложен метод сопряженного анализа, позволяющий определить со­держание и перемещение химических элементов от возвы­шенных местоположений к пониженным. С этой целью про­стейшие (элементарные) ландшафты он подразделил на три типа: элювиальные, супераквальные и субаквальные. В элю­виальных ландшафтах, занимающих возвышенное положе­ние с глубоким залеганием грунтовых вод, преобладает вы­нос элементов с помощью воды и механического перемеще­ния вниз по склону, а аккумуляция вещества осуществляет­ся за счет поступления его из атмосферы и горных пород. В супераквальных (надводных) ландшафтах, расположенных на более низких местах, велико влияние близко залегающих грунтовых вод, а вынос элементов сочетается с приносом их извне — со стороны водоразделов, а также лежащей ниже коры выветривания. А субаквальные (подводные) ландшаф­ты с характерным для них выходом вод на поверхность, от­личаются привносом веществ с водоразделов и склонов, ак­кумуляцией наиболее подвижных элементов. Подобная про­странственная, межфациальная сопряженность в геохими­ческом методе сочетается с вертикальной межкомпонентной сопряженностью, что предусматривает анализ химического состава грунтовых вод, почв, растительности, приземного воздуха и др. [223, с. 265].

Геохимическую структуру ландшафта и биогеохимиче­ские циклы элементов подробно рассматривают В. В. Добро­вольский [323], Н. С. Касимов [326].

Геофизический метод позволяет изучать природные про­цессы и явления на основе общих физических законов. На­учной базой для его применения в отечественной физиче­ской географии послужили работы акад. А. А. Григорьева, на­чатые еще в 20—30-х годах и посвященные выяснению роли солнечной энергии и атмосферной влаги в динамике процес­сов, происходящих в географической оболочке. В центре внимания этого метода находятся особенности обмена энер­гией между атмосферой, литосферой, гидросферой и живым веществом как в общем, так и в отдельных природных ком­плексах. А главным средством измерения, определения тако­го обмена служат радиационный и тепловой балансы.

Несмотря на все значение геофизического метода, помо­гающего понять механизм взаимообмена веществом и энер­гией в природном комплексе, роль его в современной физи­ческой географии в основном вспомогательная. Основные исходные материалы для изучения геофизики ландшафта географы получают от геофизиков, а затем уж интерпрети­руют их в нужном аспекте.

Палеогеографический метод используется для определе­ния абсолютной или относительной геохронологии природ­ных комплексов разных рангов. При этом для определения абсолютного летоисчисления обычно изучают распад радио­активных элементов — урана, тория, калия, рубидия, угле­рода и др. Этот метод основан на том, что при распаде пере­численных элементов происходит образование атомов устойчивых элементов, причем таких устойчивых элементов тем больше, чем больше возраст пород, в которых они со­держатся. Для определения геологического времени очень отдаленных событий чаще пользуются ураном, период полу­распада которого составляет 4, 5 млрд. лет, относительно не­давних событий — радиоактивным изотопом углерода с пе­риодом полураспада 5, 5 тыс. лет.

Относительный возраст определяют путем сопоставле­ния времени образования разных слоев. Для этого использу­ют стратиграфо-палеонтологический анализ, т. е. анализ со­хранившихся в этих слоях остатков древних организмов. В физической географии широкое применение находит также спорово-пыльцевой анализ, основанный на том, что споры и пыльца растений могут сохраняться в осадочных породах в течение тысяч и миллионов лет. Определив вид растений, которым принадлежит пыльца, можно восстановить и обста-

новку исследуемого периода: скажем, преобладание пыльцы дуба над пыльцой ели свидетельствует о потеплении.

В социально-экономической географии характеристика специальных методов нашла значительно меньшее освещение. Нередко речь идет о том или ином комплексе общегеографических методов, применяемых при изучении предприятий, населенных пунктов, систем рассе­ления, промышленных узлов, транспортных узлов, экономи­ческих районов, городов, стран и т. д. Такое взаимное пере­плетение различных методов Ю. Г. Саушкин в свое время предложил даже назвать единым экономико-географиче­ским методом [93, с. 442].

Но разгадка вопроса о специфических методах социаль­но-экономической географии состоит, собственно, в другом. Такими методами обычно считаются методы экономическо­го районирования, территориально-производственных ком­плексов, энергопроизводственных циклов, ресурсных цик­лов (которые уже были охарактеризованы выше).

10. Язык географии

10.1. Общие подходы

Овладение географической культурой предполагает хо­рошее владение языком географии, отражающим многие специфические особенности этой науки. Язык науки вооб­ще можно рассматривать в качестве своего рода системы, для которой характерны внутренняя связность, целостность, стабильность (хотя и в сочетании с некоторой динамич­ностью), открытость по отношению к процессам общенауч­ной интеграции. Исследование языка науки относится к компетенции и науковедения, и логики, и лингвистики, но

В сочетании с другими методами спорово-пыльцевой анализ позво­лил расчленить четвертичный период на плейстоцен, для которого харак­терны оледенения, и голоцен или постледниковое время, а затем, в свою очередь, голоцен — на отдельные отрезки, различающиеся температурой воздуха, влажностью и растительностью.


пока еще эти вопросы изучены недостаточно. Тем не менее мы говорим о «математическом», «физическом», «химиче­ском», «биологическом» и других языках, каждый из кото­рых отличается даже своим внешним «почерком». То же от­носится и к «географическому» языку.

Язык географии, как и любой другой науки, отличается большой сложностью и большим разнообразием. Может быть, даже большими, чем у других наук, поскольку геогра­фии единственной среди них приходится иметь дело с явле­ниями и природного и общественного характера. Когда го­ворят о языке географии, обычно ссылаются на широко из­вестное высказывание Н. Н. Баранского: «Надо все же пом­нить, что география — не математика, не физика, и не хи­мия. Основным способом выражения мысли для географии остается речь, а не формула» [10, с. 96]. И хотя в наши дни это положение Н. Н. Баранского нуждается в некоторых коррективах, поскольку на страницах географических изда­ний можно теперь увидеть и формулы, и сложные расчеты, и модели, в целом оно не потеряло своего значения. Остает­ся только пожалеть, что в целом вопрос о языке географии разработан еще недостаточно.

Тем не менее разделение уже наметилось. Это — грани­ца между языком географической науки и языком геогра­фической карты, которые мы далее и рассмотрим.

10.2. Язык географической науки

По нашему мнению, язык географической науки включа­ет следующие компоненты: 1) понятия и термины, 2) факты, цифры и даты, 3) географические названия, 4) географиче­ские представления (образы).

Язык понятий и терминов. Понятия и термины в языке географической науки образуют единую систему, являясь как бы первичными клеточками всего научного знания. Они настолько тесно взаимосвязаны, что правильнее всего было бы вести речь о едином понятийно-терминологическом ап­парате. Именно так определяли свой подход к этому вопро­су академики С. В. Калесник и В. Б. Сочава, Д. Л. Арманд, И. С. Щукин, А. Г. Исаченко, Э. Б. Алаев и в особенности специально рассматривавшие его B.C. Преображенский и Т. Д. Александрова. Именно такое отражение он нашел в Ге­ографическом энциклопедическом словаре (1988), который имеет подзаголовок «Понятия и термины» [114], в понятий­но-терминологическом словаре Э.Б.Алаева [110]. Что каса­ется остальных словарей и справочников, то хотя они име­ют подзаголовки понятийно-терминологических или терми­нологических [129; 137; 139; 224] или просто словарей [130; 131; 135; 138], по существу подход в них тот же самый.

 

Что же касается обиходного (бытового) географического языка, от­ражающего тот «бытийный географизм», о котором писал В. С. Преобра­женский, то здесь мы оставим его «за кадром».

 

Отмечая единство понятийно-терминологического слова­ря географической науки, в то же время было бы непра­вильно не учитывать того, что понятия и термины находятся между собой в определенном соподчинении. При всем зна­чении научных терминов они все же играют роль относи­тельно вспомогательного элемента географического языка, тогда как понятия выполняют функцию главного элемента. Именно понятия в первую очередь служат «несущей кон­струкцией», опорой научных законов и закономерностей, учений, теорий, концепций и гипотез, воплощая содержа­тельно-теоретическую часть знания. По-видимому, именно это имел в виду В. В. Покшишевский, когда писал о том, что «системам явлений должны отвечать и соответствующие им системы понятий, а в конечном счете и системы науки» [86, с. 56]. Ясно, что при такой трактовке одному понятию мо­жет соответствовать определенное число терминов. Проил­люстрировать это можно хотя бы на примере словаря-спра­вочника Н. Ф. Реймерса, где, скажем, понятиям «ареал» или «вид» соответствуют целые разветвленные кусты научных терминов [130, с. 27, 61].

При наличии весьма большого количества научных гео­графических понятий и тем более терминов трудно обой­тись без какого-то их ранжирования. Естественно, что к по­нятиям I ранга в данном случае должны быть отнесены наи­более значимые из них. В порядке первого приближения мы попытались выделить понятия I ранга по основным ветвям географической науки, представив их в форме сводных таб­лиц. В них перечисляются 30 общенаучных и общегеографи­ческих понятий, 30 физико-географических и смежных по


нятий, 30 понятий географического ресурсоведения и гео­экологии, 30 понятий географии населения, геодемографии и этнографии, 30 понятий экономической и политической географии, 15 понятий рекреационной и медицинской гео­графии и 15 понятий картографии.

1. Общенаучные и общегеографические понятия Антропогенный ландшафт Биосфера

Географическая карта Географическая оболочка Географическая среда Географический прогноз Географическое положение Геоинформатика Геосистема Геоэкология Глобальная проблема Индустриальное общество Конструктивная география Культурный регион Метод географии

Мировой океан

Моделирование

Ноосфера

Общая география

Ойкумена

Окружающая среда

Природная среда

Постиндустриальное общество

Районирование

Региональная география

Страна, страноведение

Системность

Территориальность

Устойчивое развитие

Цивилизация 2. Физико-географические и смежные понятия

Азональность

Атмосфера

Биогеоценоз

Водная масса

Воздушная масса

Высотный пояс

Географический пояс

Геологическое строение

Геохимия ландшафта

Гидросфера

Животный мир

Земная кора

Зональность

Климат

Круговорот веществ и энергии

Ландшафт

Литосфера

Литосферная плита

Мантия

Материк

Оледенение

Почва

Природная зона

Природный комплекс

Погода

Растительность

Рельеф

Солнечная радиация

Стихийное природное явление

Экосистема

Ядро Земли

. Понятия географического ресурсоведения и геоэкологии

Агроклиматические ресурсы

Обезлесение

Биологические ресурсы Опустынивание

" Особо охраняемая территория

Возобновимые ресурсы Геотехническая система Географическая оценка Загрязнение окружающей среды Земельные ресурсы Исчерпаемые ресурсы Кадастр Мелиорация Минеральные ресурсы Мониторинг

Невозобновимые ресурсы Неисчерпаемые ресурсы

Охрана природы «Парниковый эффект» Природно-ресурсный потенциал Полезные ископаемые Природные ресурсы Природные условия Природопользование Ресурсообеспеченность Ресурсосбережение Социальная экология Экологический кризис Экологическая политика

4. Понятия географии населения,

Антропогене з

Город, городская агломерация Городское население Демографическая политика Демографический взрыв Демографический переход Духовная культура Естественное движение населения «Качество населения» Концентрация населения Материальная культура Механическое движение населения

Народ, народность, нация Народонаселение Населенный пункт

геодемографии и этнографии

Образ жизни Плотность населения Размещение населения Раса человеческая Религия

Сельское население Система расселения Структура (состав) населения Трудовые ресурсы Урбанизация Численность населения Экономически активное население

Этническая общность Этнический процесс Языковая семья


 

5. Понятия экономической

Валовой продукт Географическое разделение труда Геополитика Государственный строй «Зеленая революция» Инфраструктура Материальное производство Межотраслевой комплекс Мировое хозяйство

Непроизводственная сфера Научно-техническая революция Национальное хозяйство Отрасль хозяйства

и политической географии

Производительные силы Развивающаяся страна Размещение производства Районная планировка Региональная политика Сельское хозяйство Территориальная организация Территориальная структура Территориально-производ­ственный комплекс Транспорт

Экономическая интеграция Экономическая система Экономический районПромышленность Экономически развитая страна

Политическая карта Экономико-географическое

положение

6. Понятия рекреационной и медицинской географии

Адаптация Отдых

Акклиматизация Природный очаг болезней

Болезни Рекреационная зона

Здоровье Рекреационные ресурсы

Индустрия туризма Рекреационная система

Качество среды Рекреация

Комфортность Туризм

Курорт Экстремальность

7. Понятия картографии

Аэрофотоснимок Космическая съемка

Географическая долгота Масштаб

Географическая широта Общегеографическая карта

Изолиния План местности

Картограмма Профиль местности

Картографическая проекция Тематическая карта

Картографический знак Топографическая карта
Картодиаграмма

Производными от понятий первого ранга должны слу­жить понятия II ранга. Например:

географический прогноз (комплексный, отрасле­вой, глобальный, региональный, локальный);

атмосфера (атмосферная циркуляция, атмосферный фронт, стратосфера, тропосфера, озоновый слой и т. д);

геологическое летосчисление (докембрий, па­леозой, мезозой, кайнозой, палеоген, неоген);

природная зона (лесная, степная, саванн и т. д.);

минеральные ресурсы (топливные, рудные, не­рудные);

естественное движение населения (рождае­мость, смертность, естественный прирост);

урбанизация (субурбанизация, гиперурбанизация, рурбанизация);

государственный строй (форма правления, фор­ма административно-территориального устройства);

межотраслевой комплекс (машиностроитель­ный, топливно-энергетический, агропромышленный и т д.);

экономическая система (командно-администра­тивная, рыночная, переходная);

транспорт (сухопутный, водный, воздушный);

картографическая проекция (азимутальная, ци­линдрическая, коническая, поликоническая и т. д.).

Следуя и далее этой логике, мы отнесли бы к понятиям III ранга понятия, производные от понятий II ранга. Напри­мер:

мезозойская эра (меловой, юрский, триасовый пе­риоды);

топливные ресурсы (угольные, нефтегазовые);

гиперурбанизация (мегалополис, урбанизирован­ный район, урбанизированная зона);

форма правления (республиканская, монархиче­ская);

сухопутный транспорт (автомобильный, желез­нодорожный, трубопроводный).

Тогда к понятиям IV ранга можно было бы отнести боль­шинство научных терминов (типа: меридиан, параллель, ат­мосферное давление, соленость воды, осадочная порода, муссон, грабен, аквакультура, суверенное государство, тор­говый баланс, латифундия, грузооборот, аванпорт, каботаж, горизонталь и т. д.), а к понятиям V ранга — наиболее про­стые понятийно-обиходные термины (типа: гора, сопка, тер­раса, пойма, порог, водопад, река, болото, шлюз, мост, доро­га, рудник, деревня и т. д.).

Язык научных фактов. Если понятия и термины отража­ют теоретические знания, то факты служат основой эмпи­рических знаний. Тем не менее без них не может быть оха­рактеризована, доказана никакая теория или концепция. Поэтому опора на факты представляет исходный пункт большинства теоретических исследований; не случайно го­ворят, что истина всегда конкретна. Именно в этом аспекте оценивали роль фактов многие авторы. А акад. И. П. Павлов, как известно, назвал факты «воздухом ученого». Можно до­бавить также, что факты являют собой самый мобильный, изменчивый элемент научных знаний.

Все это имеет прямое отношение и к географии, как нау­ке идиографической, т. е. выявляющей и изучающей кон­кретную действительность. В географической науке факты используются: для обоснования учений, теорий, концепций, гипотез; их конкретизации и пояснения; укрепления связей, между теорией и практикой; иллюстрации тех или иных на­учных положений; описания конкретных явлений, процес­сов, объектов, событий. Следовательно, научные факты мо­гут иметь как более самостоятельное, так и более подчинен­ное значение. По-видимому, их также можно подразделить на факты I, II, III и других рангов. Например, факт глобаль­ного опустынивания земель или факт быстрого роста чис­ленности населения планеты можно отнести к фактам I ран­га, факт освоения Канско-Ачинского бассейна или шельфо-вой зоны Мексиканского залива — II ранга, факт сооруже­ния алюминиевого завода в Бахрейне или ГЭС Гури в Вене­суэле — III ранга.

Язык цифр. Язык цифр так же необходим науке, как и язык фактов, особенно в эпоху «количественной револю­ции». В географической науке он традиционно использовал­ся для формирования количественных представлений об объектах и процессах, для составления и чтения статисти­ческих таблиц и т. п. С началом экономизации географии роль его еще более возросла. Ныне язык цифр особенно широко применяется при использовании статистических, математических, картографических, геоинформационных методов, при составлении математических моделей, систем­ном анализе и др. Следовательно, речь идет уже не о преж­них количественных представлениях, а о применении коли­чественных показателей для характеристики той или иной территории, того или иного процесса в формализованном виде.

Язык дат. Слово «дата» происходит от латинского data — «данные» и означает точное календарное время какого-либо события. Но совершенно неверным было бы представление о том, что этот язык имеет решающее значение только для ис­тории как науки хронологической. Хотя география считается прежде всего хорологической (пространственной) наукой, она тоже не может обойтись без языка дат. Такое заключе­ние относится, отнюдь, не только к исторической географии, а фактически ко всем ее ветвям и направлениям. Без хроно­логического подхода невозможно представить себе изучение многолетних данных о погоде, речном стоке, снеговом по­крове, динамику показателей о численности населения, эко­номическом росте, изменения в геополитическом положении географических объектов и т. п.

Язык географических названий. Географические назва­ния, или топонимы, представляют собой обширный пласт особых слов, которые во многом определяют специфику географического языка в целом. В отличие от имен нарица­тельных, составляющих в каждом языке вполне обозримый фонд, которым владеет каждый образованный человек, чис­ло топонимов измеряется многими тысячами, сотнями тысяч и даже миллионами; например, указатель к Большому совет­скому атласу мира содержит более 100 тыс. названий. По­этому при работе с топонимами особенно необходимы их тщательный отбор и систематизация. Последняя может быть проведена на основе принятого в топонимии подразделения топонимов на антропонимы (по именам людей), гидронимы (по названиям водных объектов), оронимы (по названиям форм рельефа), урбонимы (по названиям внутригородских объектов) и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.