Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель внешней среды организации






При создании модели организации как управляемой системы нельзя не учитывать процессы взаимодействия предприятия и окружающей его внешней среды. При этом следует выделить и обосновать параметры, достоверно отображающие взаимосвязи между элементами внешней среды и составляющими внутренней среды организации. Таких взаимосвязей существует большое множество, но для построения моделей берутся только те, которые обладают наибольшей устойчивостью и имеют решающее значение для функционирования организации.

Обычно во внешней среде, с которой взаимодействует предприятие, выделяют два уровня:

– микросреда – среда прямого воздействия;

– макросреда – среда косвенного воздействия.

К микросреде относятся:

– поставщики;

– партнеры;

– акционеры;

– потребители продукции;

– конкуренты;

– органы власти и государственного управления;

– общественные организации;

– законы и законодательные акты.

Макросреда учитывает следующие факторы:

– политические;

– экономические;

– демографические;

– социально-культурные;

– научно-технические;

– природные и географические

Характеристиками внешней среды являются следующие параметры:

– взаимосвязанность всех факторов – определяет степень влияния одного фактора на другие;

– сложность – определяет число и разнообразие факторов, оказывающих значительное влияние;

– динамичность – определяет относительную скорость изменения внешней среды,

– неопределенность – характеризует относительное количество информации о внешней среде и уверенность в ее достоверности.

К внешней среде организации также относятся инфраструктура (транспорт, связь и пр.), средства массовой информации и т.п.

Рассмотрение взаимодействия предприятия с внешней средой его функционирования является одним из ключевых моментов при построении модели и организации системы управления. Ни одна организация не может существовать в изоляции от множества других предприятий, фирм, учреждений. Каждое из них оказывает определенное воздействие на процесс функционирования данной организации. Например, несвоевременные поставки сырья (из-за задержек со стороны поставщиков или транспортных проблем) могут нарушить сроки поставок готовой продукции на рынки сбыта. Все подобные моменты должны быть учтены, для этого в системе управления должны иметься необходимые механизмы для корректировки таких ситуаций и сведения к минимуму их негативных последствий.

Анализ внешней среды предприятия служит инструментом, с помощью которого можно контролировать внешние факторы, для прогнозирования потенциальных угроз развитию организации, а также открывающихся новых возможностей.

При анализе экономических факторов прежде всего необходимо рассматривать, темпы инфляции, изменение налоговых ставок, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом, и в данной отрасли, платежеспособность организаций. Кроме того, следует учитывать жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, изменение доли рынка, занимаемой организацией, емкость рынка

При анализе политических факторов рекомендуется отслеживать состояние соглашений по торговле между странами, таможенной политики, нормативных актов местных и центральных органов власти, правового регулирования экономики. Также надо обращать внимание на состояние и изменения в антимонопольном законодательстве, кредитную политику местных властей и т.п.

В области научно-технического развития необходимо следить за появлением новых технологий, материалов, изменениях в способах сбора и обработки информации, совершенствованием средств связи и вычислительной техники. Подобные изменения могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие. Последний случай связан с появлением новых перспективных технологий у конкурентов, что может нарушить конкурентоспособность вашей организации.

Анализ факторов конкуренции означает постоянный контроль со стороны организации за действиями конкурентов. Здесь можно выделить четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка перспектив развития конкурентов и отрасли в целом, изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Слежение за деятельностью конкурентов позволяет организации быть готовой к потенциальным угрозам ее развитию и функционированию.

Анализ социальных факторов включает в себя отслеживание изменений общественных ценностей, социальных установок, отношений в обществе и т. п. В условиях нестабильной экономики социальная сфера порождает множество проблем, с которыми приходится сталкиваться организации. Для того, чтобы эффективно решать подобные проблемы, организация как социальная система должна изменяться, приспосабливаться к внешней среде. Анализ внешней среды обычно завершается составлением перечня как внешних опасностей, так и возможностей, открывающихся перед организацией.

 


Лекция № 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.