Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дихотомический вопрос






Как уже говорилось, дихотомический вопрос представляет собой непосредственное выражение концептуального знания, выработанного исследователем.

Альтернативы " да" или " нет" предлагают респонденту согласиться (в первую очередь, поэтому положительная альтернатива и ставится всегда на первое место) или не согласиться с предложенной концепцией. Но респондент не всегда воспринимает дихотомический вопрос именно таким образом. Предлагаемая концепция в понимании респондента может иметь свой аспект, которого нет в вопросе.

Так, например, в вопросе " хотели бы Вы купить автомобиль? " с альтернативами " да" или " нет" социолог предлагает респонденту подтвердить свое концептуальное знание, что респондент хотел бы купить автомобиль. Но не всякий человек однозначно может ответить на этот вопрос, поскольку концепция, заложенная в данном дихотомическом вопросе оказывается слишком общей, неконкретной или же находится за пределами знаний и рамками компетенции респондента.

" Что это такое, хотел бы купить автомобиль? - рассуждает респондент. - Наверно хотел бы:

· если бы были деньги,

· если бы можно было бы купить то, что хочется,

· если бы было недорогое обслуживание,

· если бы захотела жена" и пр.

И таких " если" может быть много. Социолог поставил респондента слишком в сложную ситуацию в силу неопределенности понятия, заложенного в вопросе.

Чтобы получить четкий ответ в дихотомическом вопросе, социолог должен четко определить границы действенности предполагаемой концепции.

Если бы меня сейчас спросили, хотел бы я купить хорошие итальянские ботинки, да еще не очень дорого, то я бы сразу ответил " да". Предложенное в вопросе понятие находится в рамках моей компетенции.

Но когда спрашивают граждан Советского Союза в начале перестройки, согласились бы они с введением многопартийной системы в стране, пожалуй им, никогда не жившим в многопартийной политической системе, ответить было бы очень трудно. Конечно, мы можем попросить все-таки ответить, но это будет по существу пустой ответ, поскольку он не отражает концептуальные установки отвечающих.

Дихотомический вопрос интересен тем, что позволяет, хотя бы грубо, но достаточно четко, выявить крайние позиции респондентов по отношению к изучаемому явлению, т.е. выяснить, насколько категорично принимаются или отвергаются респондентами предлагаемые позиции, характеристики, оценки.

Заставляя респондента отказаться от полутонов и выбрать максимум или минимум, даже если он сам занимает промежуточную позицию, мы принуждаем его признать правомерность той или иной крайней позиции.

Респондент, находящийся по шкале на позиции " и не то, чтобы да, и не то, чтобы нет", выбирая все же крайнюю точку, соглашается с исследователем, что изучаемое явление заслуживает крайней позиции.

Предлагая респондентам дихотомический вопрос и распределяя их по крайним позициям, социолог тем самым усиливает зависимости данного вопроса от ряда параметров при анализе.

Так на вопрос " скажите, пожалуйста, Вы приходите на работу в хорошем расположении духа, в хорошем настроении? " (да, нет) возможен и третий вариант ответа: " не всегда".

Давая две крайние позиции, социолог тем самым проводит разграничение между двумя группами работающих, т.е.

· между группой работающих, которые приходят на работу в хорошем расположении духа, в хорошем настроении,

· и группой работающих, которые приходят на работу в плохом расположении духа.

Это позволяет более резко обозначить зависимость этих групп от других параметров. Например, от профессии, возраста, должности, пола и т.д.

Необходимо отметить, что в этих случаях всегда теряется часть респондентов, иногда довольно большая, не ответившая на такой дихотомический вопрос, т.е. оставшаяся на промежуточных позициях.

Трудность использования дихотомического вопроса заключается в том, что при ответе на него есть опасность снятия информации не об оценке респондентом того или иного явления, процесса, отношения, а о психологической установке респондента на категоричность ответа, его склонность к положительным или отрицательным ответам.

Как известно, имеется довольно большое количество людей, которые избегают категоричных ответов или, наоборот, которые склонны к ним. Есть люди, которым больше свойственно отрицание или которые придерживаются в основном положительных оценок (таких большинство).

Дихотомический вопрос имеет две формы:

· с разделенным объемом понятия;

· с неразделенным объемом понятия.

Если альтернативы " да" или " нет" подтверждают или не подтверждают разработанную в вопросе концепцию, то это значит, что имеет место неразделенное понятие. Например, " Имеете ли Вы автомобиль? " подразумевает, что респондент или имеет автомобиль, или нет. Третьего не дано. Середины нет, есть одно из двух. Это не крайние позиции, это одно неразделенное понятие, которое подтверждается или не подтверждается респондентом.

Сложнее обстоит дело с понятиями, которые оказываются разделенными.

Например, ответ на вопрос " Нравится ли вам ваш начальник? " может предполагать множество градаций того, как начальник нравится респонденту. Но можно ограничиться только двумя позициями: да, нравится и нет, не нравится и просить респондента подтвердить или не подтвердить концепцию исследователя, что начальник может нравиться. Поскольку это понятие может быть разделенным на множество подпонятий или на хотя бы их ограниченное количество, то у респондента может возникнуть сомнение в правомочности дихотомического деления.

Ведь он воспринимает вопрос только как просьбу или как требование дать оценку своему начальнику, а не подтвердить концепцию исследователя, что он нравится. Здесь возникает целая серия трудностей и содержательного, и психологического порядка. Правильнее будет построить данный вопрос как закрытый, как разделенный вопрос, что нередко и делается в неявной форме. Вопрос строят как дихотомический, но с введением какой-либо третьей альтернативы, например " не очень нравится".

Получается вопрос разделенного типа. Продиктовано это бывает нередко именно трудностями восприятия респондентом вопросов с разделенными понятиями и предоставление респонденту возможности выразить и третью точку зрения.

Но, как уже говорилось, это не дихотомический вопрос. В этом случае возникает противоречие между содержаниями вопроса и альтернатив. Альтернативы, как правило, строятся не на одном, а на двух и даже трех основаниях.

СКАЖИТЕ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ?

Да, хотел бы.............................................. ()

Возможно................................................... ()

Не думал об этом....................................... ()

Нет, не хотел бы......................................... ()

Вопрос, построенный как дихотомический, в своих альтернативах представлен как разделенный вопрос. Социологи нередко прибегают к этому приему для того, чтобы разрешить трудности использования дихотомического вопроса с неразделенными понятиями.

В принципе социолог может предлагать любую форму вопроса, если он уверен, что она наилучшим образом решает его задачи. Но необходимо, чтобы вопрос был концептуально определен и для социолога, и для респондента. Таким образом, дихотомический вопрос с разделенными понятиями может быть переведен в вопрос второго типа, в закрытый вопрос с необходимым набором альтернатив.

Социолог и в этом случае решает поставленные задачи, но респондентами данный вопрос легче воспринимается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.