№ п/п
| Основная классификация
| Типы конфликтов
| Причины
|
| Субъекты конфликта
| Межличностные конфликты: а) по вертикали (руководитель— подчиненный); б) по горизонтали (между субъектами одного иерархического уровня управления)
| Весь комплекс межличностных причин (см. тему 9)
|
|
| Межгрупповые конфликты: а) между структурными подразделениями; б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами, в) между руководством организации и персоналом, г) между администрацией и профсоюзами
| Распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях; неудовлетворительные условия труда; нарушения трудового законодательства; нарушение договорных обязательств
|
|
| Конфликты типа «личность—группа»: а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения
| См. табл. 10.1
|
| Источники конфликта
| Структурные конфликты (конфликты между структурными подразделениями.
Например, между производственными отделами и отделами маркетинга, бухгалтерией и основными подразделениями и др.)
| Противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта
|
|
|
|
| Инновационные конфликты (конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями)
| Изменение организационной структуры; ошибки в распределении функций; нарушения привычных норм, правил взаимоотношений; несоответствие квалификации работников инновационным изменениям
|
|
| Позиционные конфликты (конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации)
| Различие в задачах и целях; групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации
|
|
| Ресурсные конфликты (конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов)
| Ограниченные ресурсы; нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов
|
|
| Динамические конфликты (конфликты, обусловленные социально-психологической динамикой организации)
| Социально-психологические причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации
|
| Тип функциональной системы
| Организационно -технологические конфликты
| Рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов
|
|
| Конфликты в социально-экономической системе организации
| Неудовлетворительная заработная плата; задержка и невыплата заработной платы за произведенный труд; увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовершенная система стимулирования; просчеты со стороны руководства организации в финансово-экономической деятельности; дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями
|
|
| Конфликты в административно -управленческой системе
| Экономические и организационно-технологические причины (названные выше); невыполнение руководством своих обещаний, нарушение договорных обязательств; неполная информация о реальном состоянии дел в организации
|
|
| Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации
| Противоречия в системе формальных и неформальных отношений; столкновение формальных и неформальных интересов; несовпадение формальных и неформальных методов решения задач.
|
|
| Конфликты, связанные с функционированием социально -психологической системы отношений
| Нарушение сложившейся системы формальных и неформальных отношений в группе; нарушение групповых норм; борьба за лидерство; столкновение групповых интересов, целей, ценностей
|