Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха Р.М Боскис






Опирается на теорию Выготского о первичных и вторичных нарушениях в психическом развитии детей, имеющих нарушение слуха.

В основу классификации положены следующие критерии: 1. Нарушение слуха у детей необходимо рассматривать в принципиальном отличии от нарушения слуха у взрослых, т.к. в раннем возрасте высока вероятность возникновения отклонений в психическом развитии, что вызывает большое число вторичных отклонений в развитии. Прежде всего, нарушение слуха влияет на формирование речи, межличностное общение и социальную адаптацию. 2. Для того что бы правильно оценить развитие ребенка с недостатками слуха необходимо учитывать возм-ть самостоятельно овладеть речью (без спец обучения). Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью. Затрудняет речевое общение и обучение в школе (дети не понимают прочитанного, не могут передать собственные мысли в письменном виде). 3. Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны нарушен.слуха препятствует естественному развитию речи, а с другой нормальное использование слуха зависит от уровня развития речи. 4. Разнообразие детей с нарушениями слуха, как по степени слух.дефекта, так и по ур-ню реч развития.

Факторы, которыми обусловлено данное разнообразие: 1)степень нарушен слуха; 2)время возникновения; 3)условия обучения и воспитания; 4) возрастные и индивид.особенности детей с наруш слуха.

Т.Е. чем > потеря слуха, тем > страдает речь.

Боскис выделяет 2 гр.детей с нарушением слуха:

1) Глухие – дети, состояние слуха которых несоздает возможностей для спонтанного формирования речи

А)Ранооглохшие – дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период предшествующий развитию речи (до 2 лет)

Б) Позднооглохшие – дети с речью, уровень которой может быть различным, потерявшие слух в период, когда речь была сформирована (после 3-4 лет)

2) Слабослышащие – дети с нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие. Их восприятие речи может быть нарушено по-разному от небольшого нарушения восприятия до нарушения восприятия разговорной речи.

А) слабослышащие дети имеющие тяж.недоразвитие реч.функции к моменту поступления в школу (грубые аграмматизмы, ограниченный словарь, отсутствие св.речи итд)

Б) слабослышащие дети, кот-ые владеют фразой, но имеют незначительные отклонения в грам.строе и звукопр-ии

31 Психофизическое развитие ребенка с нарушением зрения
Развитие познават. сферы детей с НЗ:
- Запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий;
- Присуще астеническое состояние – повыш. утомляемость, сниженное желание играть, нервное напряжение.
Особенности внимания:
- Нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений)
- Слабая сохранность зрительных образов и сниженный объем долговременной памяти
Особенности восприятия:
- Доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие
Особенности мышления:
- Затруднены операции анализа и синтеза
- Нарушены классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации.
- Сужены понятия об окружающем мире
Особенности психофизического развития:
- Отставание в развитии (физич, умственном), обусл. меньшей активностью для познания окр. мира.
- периоды развития не совпадают с периодами зрячих.
- Диспропорциональность (ф-ии и стороны личности, кот. менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, хотя и своеобразно; другие более медленно (движения, овладение пространством)).
Особенности двигательных функций:
- Замедленность, грубое искажение, снижение скорости вып-х дей-й, пропуск деталей техники движений, повторение упр-й с ошибками;
- Несформированность пространственных представлений;
- Затруднено восприятие движений
-Быстрая утомляемость – потеря интереса к выполняемым заданиям.
- Трудности ориентировки в пространстве;
- Трудности выполнения заданий на равновесие.

32. Работа над словесным ударением у детей с нарушениями слуха.
Одной из основных и специальных задач школ для детей с недостатками слуха является формируется у учащихся фонематически правильной, внятной и выразительной речи.
Существенным условием внятности, разборчивости и естественности звучания речи является правильное словесное ударение.
Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяженностью гласного, а все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных гласных.
Характерной особенностью словесного ударения в русском языке является его разноместность и подвижность.
Особенности словесного ударения в русском языке:
1) в разных словах ударение может падать на разные по счету слоги.
2) в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой
Волкова приводит 5 типов ошибок в словесном ударении у детей с нарушениями слуха:
1 тип – послоговая речь с ударением на каждом слоге слова
2 тип – перенесение словесного ударения на последующий слог слова в тех случаях, когда оно не должно падать на этот слог.
3 тип – словесное ударение не переносится на последний слог, но все равно ставится неправильно.
4 тип – двойное ударение
5 тип – нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова.
Методика работы над словесным ударением:
Необходимо научить ребенка:
- технике выделения ударного слога (силой голоса, более длительным произнесением гласного звука)
- правильной постановке ударения в словах.
- выделять место ударного звука в слове
- владеть подвижностью ударения
Этапы работы над словесным ударением:
1) Обучение различению неречевых ритмов простых слогосочетаний
Задачи: научить определять более длительный звук среди прочих кратких звуков;
научить различать на слух ритм простых слогосочетаний; научить воспроизводить их голосом.
Упражнения: 1. Взрослый отбивает ритм, реб. отхлопывает его в ладоши; 2. Взрослый отбивает ритм на барабане, реб. воспроизводит его на др. инструментах (дудки, ксилофон, бубен); 3. Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает графич. обознач. ритма (ударный слог обозначается черточкой большей длины ____ _ _); 4 Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний (тата, татата); ребенок записывает ритм и воспроизводит его голосом; 5 Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из знакомого стихотворения, реб. записывает ее, находит в стихотворении, читает вместе со взрослым.
2) Обучение различению ритмической структуры слова – выработка умения определять ударные слоги в словах
- учить выделять голосом ударные слоги при чтении слов;
- учить различать слова по кол-ву слогов, месту ударения и ударному слогу.
Упражнения: 1. Взрослый произносит слово – реб. составляет его модель из прямоугольников различной величины; 2. Взрослый произносит слово – реб. подбирает схему; 3. Взрослый произносит слово- реб-к определяет какое слово произнес взрослый среди предложенных картинок; 4. Подбор слова по заданному ритму; 5. Расстановка ударения в словах в тетради при слуховом восприятии
3) Обучение распознаванию словесного ударения в словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.