Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение детей с нарушением слуха нормам орфоэпии русского языка






Орфоэпия – область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения. Правила орфоэпии образуют систему норм общепринятого литературного произношения. Орфоэпические явления обычно не отражаются в полной мере на письме.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких согласных (включая условия смягчения согласных перед мягкими согласными), сочетаний согласных, сочетаний с непроизносимыми согласными, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность.

Орфоэпия глухих выполняет главную функцию - достижение наибольшей естественности и внятности речи. Орфоэпия глухих людей представляет собой некоторое отступление от общерусского литературного произношения в сторону сближения его с книжным произношением. Например, здесь не требуется озвончения согласных перед звонкими согласными (сделал, отгадал), сближения гласного эс и в безударных слогах (береза, велосипед).

Основной задачей обучения произношению детей с недостатками слуха является формирование у них фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих, так как только такая речь служит полноценным средством общения.

Причины нарушения норм произношения глухими и слабослышащими детьми

Нарушение норм произношения у глухих и слабослышащих имеет различные причины. Наиболее распространёнными являются звуковые особенности заученных, без соблюдения орфоэпических норм произношения, слов. Для слышащих и слабослышащих людей так же характерны трудноисправимые особенности усвоенного в детстве местного диалекта.

Другой источник отступления от орфоэпических норм – побуквенное чтение. Ошибки этого рода исходят из ложного взгляда, что правильное произношение совпадает с орфографическим написанием и опирается на него. Борьба с такими недостатками и должна сводиться к усвоению правильного понимания того, что произношение нередко расходится с правописанием и, что школа обязана воспитывать навыки орфоэпии так же, как и навыки орфографии.

Овладение орфоэпическими нормами произношения детьми с нарушением слуха

Слышащие дети правилами орфоэпии овладевают естественным путём в процессе общения. Происходит это с самого раннего возраста (в редких случаях, например, исправление говора или диалектного произношения, устраняется с помощью логопеда). Глухие и слабослышащие дети в силу своего дефекта (снижения слуха и, соответственно, недостаточности речевого развития) вынуждены формировать, развивать речь, в том числе и овладевать орфоэпическими нормами, в ходе специального обучения.

Необходимо напомнить, что по Программе для коррекционных образовательных школ I, II вида изучаются не все орфоэпические правила русского литературного языка. Например, не изучается правило: чн как шн (яичница); особенности произнесение иноязычных слов: например, е как е или э (кофе и ка- Э фе); и некоторые другие орфоэпические правила: например, г как х в слове бог. Усвоение орфоэпических норм для детей с нарушениями слуха сопряжено с определёнными трудностями. Дело в том, что речь учителя, служащая образцом, которому подражает ребёнок, расходится с той, которую ребёнок видит написанной или сказанной дактильно (например, устно – каза, дактильно и письменно – коза). Поэтому самостоятельно овладеть орфоэпическими правилами такой ребёнок не может.

Изучение орфоэпических норм является важным разделом работы над произношением. Работа над орфоэпическими правилами в школах I-II вида осуществляется на уроках развития речевого слуха и формирования произношения (у слабослышащих) и на уроках развитие слухового восприятия и обучения произношению (у глухих учащихся). Учитель во время слуховой работы включает работу над правилом орфоэпии в план занятия. При этом работа над орфоэпическими нормами – это элемент урока. Данный вид работы занимает по времени примерно 3–5 минут занятия. Первоначально учащиеся только практически, без изучения правил, овладевают орфоэпическими нормами произношения. На этом этапе обучения ребёнок читает слова, написанные учителем с надстрочными буквами (например, а с МОРО́ З). У детей с хорошими остатками слуха это может происходить по подражанию.

На втором этапе обучения учитель пишет слова с надстрочными знаками, а учащиеся читают их (например, В̅ СТО̅ ЛЕ́).

На третьем этапе учащиеся начинают изучать орфоэпические правила, выявляют закономерности их использования (например, УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЧИТАЮТСЯ КАК ОДИН ДОЛГИЙ ЗВУК: ГРИПП).

На четвёртом этапе обучения дети читают слова как с надстрочными знаками, так и без них. Они не только воспроизводят правильное произношение нотированных слов, но и самостоятельно расставляют надстрочные знаки, отображающие орфоэпическое правило, объясняя, почему надо говорить именно так.

Над орфоэпией следует начать систематически работать, когда состав слова уже достаточно прочно усвоен детьми. Отказ детей от дактильного сопровождения устной речи наступает тогда, когда слово достаточно прочно усвоено в устной форме. Этот период является наиболее благоприятным, чтобы указать детям на правила орфоэпии. Слишком ранний отказ от совместного устного и дактильного проговаривания часто оказывает отрицательное влияние на усвоение речи. Воспитывая у детей привычку изолированного (т. е. без дактильного сопровождения) проговаривания, следует помнить об этой опасности и не спешить с выдвижением соответствующего требования («Говори без рук»), чтобы предотвратить возникновение в речи детей ошибок в составе слов. В условиях же применения дактильной речи такие ошибки недопустимы.


16. Обучение детей с нарушением слуха произношению гласных звуков

Чтобы научить глухого ребенка правильному произношению, необходимо прежде всего вызвать у него правильные артикуляционные движения, ознакомить его с некоторыми элементами физиологии устной речи. Сурдопедагог должен вызвать голос, речевое дыхание, звуки и т. д.

Однако устная речь глухого считается полноценной только тогда, когда все произносительные навыки автоматизированы. Это означает, что ученик правильно произносит звуки не только в изолированном виде, но также и в составе слогов, слов, фраз и речи в целом.

*постановка гласных: (основные моменты)

Постановка гласных звуков идет на основе слухо-зрительного и тактильно-вибрационного восприятия образца.

- Учитель дает возможность послушать, как он произносит слово и изолированно звук и увидеть при этом артикуляцию губ.

- Учитель дает ученикам возможность осязать рукой выдыхаемый воздух, вибрацию гортани, и проверить свою артикуляцию перед зеркалом.

- При постановке так же используется механический способ, полезно использовать и изображение положения языка с помощью кистей рук.

В процессе упражнений учитель пользуется разрезной азбукой и указывает ученику на соответственные буквы, слоги, слово.

Звук А

При коррекции а надо показать перед зеркалом, что преувеличенная, утрированная артикуляция не нужна, а язык должен плоско лежать на дне ротовой полости. Этот показ следует сочетать со слуховым восприятием учеником образца правильного произношения, который дает ему учитель.

Звук О, Звук У

Работая над гласным о в слове следует обратить внимание детей на характерное для о положение губ, а при необходимости также и на вибрацию гортани.

Работая над звуком о на уроке и на индивидуальных занятиях, следует сопоставить звучание и видимую артикуляцию данного звука и ранее усвоенного звука а.

При коррекции звуков о следует опереться на слухо-зрительное восприятие ученика. При этом надо показать, как изменяется положение губ (как они вытягиваются вперед на звуке о по сравнению с а или на звуке у по сравнению с о).

При исправлении недостатка произношения о полезно показать на схеме, как сужается ротовое отверстие во время произнесения гласных а, о, у. Положение губ при произнесении о можно изобразить с помощью пальцев, образующих кольцо.

Звук Э.

Следует дать детям возможность, пользуясь остатками слуха, прослушать звучание гласного: приоткрыв рот, учитель должен отчетливо показать детям характерное для э выгнутое положение языка.

Если ученик артикулирует без голоса, то при необходимости следует обратить его внимание на вибрацию гортани.

В ходе постановки звука э во избежание возможного появления гнусавости полезно исходить из слога пе.

Полезно показать кистями рук положение языка, подчеркнув сильную выгнутость языка у зубов по сравнению с ы.

Звук и.

В то же время учитель обращает внимание детей на характернее для и положение губ; приоткрыв свой рот, он показывает положение языка.

Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя (снизу), дети ощущают напряжение мышц. Иногда этого оказывается достаточным для того, чтобы путем простого подражания ребенок правильно воспроизвел звук и как в слоге (или отдельно), так и в слове.

Чтобы получить чистое и, ученику надо дать прослушать звучание слогов пи — пы и отдельных звуков (и — ы); кроме того, необходимо показать перед зеркалом, что кончик языка должен упираться в нижние резцы. Вместе с тем следует сопоставить положение языка при гласных и и ы, несколько раз повторяя ы — и. Полезно использовать и изображение положения языка с помощью кистей рук.

Звук ы.
сопоставить со звучанием гласного и в слогах пи, пы. Приоткрыв рот, учитель должен показать перед зеркалом оттянутое положение языка, сопоставить при этом артикуляцию ы с артикуляцией и в слогах пи — пы, а также в изолированном положении.

Если всего этого окажется недостаточным для воспроизведения учеником звука ы, то можно прижать переднюю часть спинки языка шпателем. При этом из слога пи (или отдельного и) должен автоматически получиться слог пы (или отдельный гласный ы). После ряда упражнений, в ходе которых полезно побудить ученика прижать язык своим собственным пальцем, ученик может произносить звук ы уже без всякой механической помощи.

Пример упражнения на звуке А(на другие гласные по такому же принципу):

1.Длительное изолированное произношение звука а

2.Отработка звука а в сочетании с различными со­гласными:

парта, санки, забор, ваза, коза.

3.Отработка звука а в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога), между согласными
звуками:

ап... апельсин, аптека, апрель па... липа, лупа пал... упал, пакет

4.Отработка звука а в ударной и безударной пози­циях

папа... палка, ванна, луна, весна, ласточка

5 Отработка звука [и] в различных комбинаторных условиях — в сочетаниях с согласными и с другими гласными:

би … бинт, кабина

ли... лимон, улица

В начале работы по автоматизации того или иного гласного звука нельзя одновременно применять все типы упражнений. Если упражнение дается впервые, то оно выполняется при замедленном темпе речи. При этом гласный звук произносится протяжно и утрированно, например: ва_____за.

на первых ступенях автомати­зации каждый тип упражнения должен отрабатываться в какой-то определенный промежуток времени, опреде­ляющийся степенью трудности артикуляции звука, инди­видуальными особенностями ученика. В дальнейшем, когда работа приобретает тренировочный характер, мож­но предлагать учащимся сразу все упражнения.

Упражнения должны проводиться на разнообразном речевом материале —слогов, слов, фраз, связного текста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.