Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика развития связной речи у детей с нарушением зрения






 

Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, неверно грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования.

В связной речи наблюдается большое количество ошибок:

-не соблюдается структура текста

-последовательность изложения

-нарушается логическая связь высказывания

-дети ограничиваются однословными и простыми предложениями

-испытывают трудности при пересказе

- в составлении рассказа-описания, рассказов по серии сюжетных картин.

Занятия по развитию связной речи логопед должен планировать в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираются с учётом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребёнка.

На подготовительном этапе логопед с детьми рассматривает последовательно все детали картинки, сюжета (при пересказывании), наводящими вопросами подводит к установлению логических связей, в различных упражнениях и играх даёт возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого начинается 2 этап.

На 2 этапе дети пересказывают тексты, составляют рассказы. Проводятся подготовка по актуализации знаний, умений, навыков, которые были первично сформированы на 1 занятии. В качестве помощи может быть использован заранее составленный план либо можно использовать прием составления рассказов (пересказ по цепочке)


14. Обучение грамоте детей с нарушением зрения
по системе Брайля логопед не проводит, его осуществляет учитель в начальной школе. Логопед может подготовить моторику рук к этому процессу.

При обучении грамоте необходимо строго соблюдать офтальмогигиенические требования, учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращать объём и время письма.

Для воспитанников с низкой остротой зрения можно использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой.

При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета, поэтому материал для звукового анализа можно заменить: гласные - круг, твёрдые согласные - квадрат, мягкие согласные - треугольник. Это так же приемлемо для дошкольников и школьников с нарушением цветовосприятия. Приемлемо написание ручкой зелёного, чёрного и красного цвета.

При нистагме и косоглазии очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Поэтому логопед должен строго регламентировать работу. Например: 10 минут - работа на доске, 10 минут - работа за столом (в тетради).

Необходимо отмечать значком начало письма в тетради или чтения в учебнике (яркой точкой, стрелочкой).

Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение – слово – слог – звук). Однако эта работа имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Дети не только учатся чтению и письму, но и в процессе бесед, наблюдений, экскурсий получают «живые» впечатления об окружающей действительности, обогащающие их словарь и речь в целом. Важной частью работы логопеда является подготовка детей к обучению грамоте, включающая следующие задачи:

· развитие интереса к занятиям;

· уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи;

· исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха;

· укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков;

· развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

· координация мелких мышц кисти руки.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи.

Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева. Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.

Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают». Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.В результате проводимой работы удаётся устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты. Оборудование кабинета и адаптация пособий к группам зрительной нагрузки является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие речи у детей с нарушениями зрения. Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушениями зрения. Благодаря комплексному воздействию на развитие речи дошкольников с нарушениями зрения, отмечается положительная динамика в коррекции речи у детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.