Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билингвистический подход в обучении детей с нарушениями слуха.






Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русскогоязыка (в устной, письменной речи) и жестового языка. Оба языка являются равными партнерами в общении между слышащими и глухими учителями, учениками, родителями.

Билингвистический подход характеризует педагогическую систему обучения глухих детей, признающую, что воспитание следует осуществлять внутри культуры и языка родного для них микросоциума, но при этом исключающую изоляцию от национальной культуры и словесного языка страны проживания. В рамках этой педагогической системы обучать глухих детей словесному языку как в письменной, так и в устной форме следует через язык жестовый.

Педагогическая система билингвистический подход является новым направлением в сурдопедагогике, которое появилось в мире в начале 80-х годов. В настоящее время билингвистические школы и детские сады организованы во многих странах мира—Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Канаде, Польше, США, Финляндии, Швейцарии.

В Москве в 1992 г. открылась первая билингвистическая гимназия на базе школы № 65 для глухих детей. Деятельность по проведению экспериментального обучения по методу " билингвистический подход" контролировала Зайцева — видный отечественный ученый, специалист по изучению жестового языка. Теме использования двух языков были посвящены многие научные исследования, выступления и публикации сотрудников данной гимназии. Прежде всего профессора Г. Л. Зайцевой, А. В. Горошковой (на материалах уроков географии), Т. П. Давиденко (уроки жестового языка). Было выявлено, что соотношение языков находится в прямой зависимости от специфики предмета, от задач, которые учитель ставит на каждом этапе урока, от уровня владения детьми словесной речью. Создан Центр образования глухих и жестового языка, которым руководит А.А. Комарова.

Цель билингвистического подхода в обучении глухих — воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.

Сторонники билингвистического подхода в обучении глухих считают, что дети рождаются с возможностью усвоения любого языка — словесного или жестового. Ведущими предпосылками для овладения каждым из них являются сохранность моторики и развитие у малышей моторных навыков. В связи с тем что координация движений рук опережает развитие координации точной речедвигательной моторики, у глухих малышей формировать жестовую речь следует раньше словесной. Сторонники билингвистической системы считают, что она способствует свободному социально-эмоциональному развитию детей, помогает реализации возможностей, потребностей и способностей детей, а также для получения полноценного образования.

Значимыми факторами, влияющими на успешность организации учебной среды словесно-жестового двуязычия, являются свободное владение сурдопедагогами обоими контактирующими языками. Спецификой обучения глухих по методу " билингвистический подход" является нахождение места и роли каждой форме речи языка в обучении глухих детей и оптимального соотношения языков на различных этапах урока.

Устная речь является средством и предметом обучения при работе по методу “билингвистический подход”. Дети посещают индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения. На уроках, когда идет работа над словесным материалом, ученики проговаривают его устно или устно – дактильно. Таким образом, используя жестовый и словесный языки, педагог приобретает большие возможности в повышении образовательного уровня детей, развития у них словесной речи и формирования социальной зрелости.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.