Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции и новаторство в культуре.

Важнейшим интегральным механизмом культуры, который обеспечивает ее сохранение является традиция – это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способовповедения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Понятие традиции включает в себя такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие и культурная динамика.

Культурное ядро – это система важнейших принципов, которые выражаются на протяжении веков и гарантируют ее стабильность.

Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство связаны исторической средой и внутренними признаками.

Самобытность – это своеобразие, уникальность.

Специфика – это наличие свойств, присущих культуре, как особому явлению общественной жизни.

Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением и включенных в социо- культурный процесс конкретного общества. Все это ставит традицию в один из движущих принципов истории. В целом культура развивается как диалог. История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл, но иногда то, что досталось нам в наследство, вступает в противоречие с новыми условиями жизни, и, тогда происходит адаптация культурных ценностей – это называется новаторством.

Новаторство – это форма развития культуры, ее адаптация к новым моделям бытия, т.к. культура не способна развиваться по одному и тому же сценарию. Она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем нового.

5. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

Цивилизация – это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:

1) рождение и детство (становление цивилизации);

2) молодость и зрелость (ее расцвет);

3) старость и «закат» (угасание цивилизации).

В цивилизации принято выделять четыре подсистемы:

1) биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т.д.);

2) экономическую;

3) политическую;

4) культурную.

В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный.

Для формационного подхода характерны:

1) убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;

2) экономика является базисом формации, материальному производству принадлежат решающая роль в развитии общества;

3) общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является уровень развития производительных сил, совершенствование производственных отношений;

4) неизбежность смены одной общественно – экономической формации на другую.

Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

1) человек является единственным творцом истории;

2) ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;

3) каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения истории цивилизации, что дает возможность определить ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.

Выделяются четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации:

1) природно – климатические;

2) геополитические;

3) конфессиональный;

4) фактор социальной организации.

Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова эволюция содержания понятия культуры в истории философии?

2. В чем специфика философского анализа культуры?

3. Каковы наиболее известные определения культуры?

4. В чем смысл деятельностного подхода к определению культуры?

5. Каковы основные закономерности культуры?

6. В чем заключаются основные функции культуры?

7. Какие существуют подходы к изучению цивилизации?

8. Какова специфика цивилизации Востока и Запада?

9. В чем состоят особенности российской цивилизации?

Темы докладов и рефератов:

1. Философия культуры.

2. Нравственная культура и ее роль в современном обществе.

3. Материальная и духовная культура.

4. Традиции и современность.

5. Закономерности развития культуры.

6. Элитарная и массовая культура.

7. Традиционная и современная цивилизация.

8. Основные черты техногенной цивилизации.

Литература:

1. Кириллов В.И. Основные проблемы философии. Часть 2. М.: Юристъ, 1997.

2. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

3. Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии №6, 1992.

4. Швейцер А.А. Культура и этика. М., 1973.

 

Тема: Основные направления современной западной философии

XX век - время суровых испытаний и крутых перемен во всех сферах общественной жизни, что не могло не найти своего отражения в духовной атмосфере, во всех срезах духовной культуры общества, а значит, и в философии. В нашем столетии переход от классической науки ХVШ-ХIХ века к современной, неклассической совпал по времени с аналогичным сдвигом от философской классики ХIХ века к неклассической философии XX века Иными словами, своеобразная " переоценка ценностей", начавшаяся на рубеже столетий, охватила практически все этажи здания духовной культуры, в том числе и философию. Действительно, в центр фи­лософского процесса выдвинулись вместе с такими течениями, как неопозитивизм, экзи­стенциализм и др., новые проблемы. Но рядом с ними сохранили свои позиции и некоторые традиционные школы, продолжившие отдельные направления философии прошлого, хотя и здесь многое подвергалось модернизации, обновлению под влиянием требований времени, оп­ределяемых как новыми социальными условиями, так и решительными переменами в научном сознании. Таким образом, на всем протяжении завершающего столетия сталкиваются идейные течения, крайними полюсами которых являются " радикальный нигилизм" с его отрицанием классического наследия и консервативный традиционализм, хотя в действительности, на деле нет ни полного отбрасывания классики в первом случае, ни некритического следования тради­циям - во втором. Обратимся по необходимости к краткой характеристике некоторых основных направлений и школ зарубежной философии XX века1.

Важным специфическим моментом в ряде философских концепций в новых условиях стал поворот от рациональных установок, от присущего практически всей философии нового времени культа разума к иррационализму, к нерациональным элементам человеческой психи­ки - к воле и инстинктам, интуиции, эмоциям, подсознанию и т.д. Этот поворот наметился еще в ХГХ веке в философских воззрениях Шопенгауэра и Ф.Ницше, выступивших с позиций крайнего волюнтаризма, во взглядах С.Кьеркегора, положившего первые камни в основание экзистенциальной философии. В " философии жизни", основы которой заложил еще Ф.Ницше и которая получает дальнейшее развитие во взглядах В.Дилтея, А.Бергсона, О.Шпенглера, центральным является понятие " жизни" как особой целостной реальности, не тождественной ни материи, ни духу, ни сознанию. Поэтому постичь " жизнь" рациональными средствами не-возможно, она доступна лишь интуиции. Под " жизнью", " живым" понималось при этом не только единично-неповторимое развертывание конкретной жизни, ной некая космическая си­ла, определяемая А.Бергсоном как " жизненный порыв", сущность которого состоит в непрерыв­ном самовоспроизведении себя и творчестве новых форм, благодаря чему эволюция мира, при­роды приобретает характер " творческой эволюции".

Иррационализм нашел свое проявление и в философских воззрениях З.Фрейда, полу­чивших название психоанализа. Важным достижением психоанализа явилось открытие и спе­циальное изучение бессознательного, роль и место которого в психике человека весьма значительны. Культ сознания - вот что, по мнению З.Фрейда мешало увидеть и верно оценить роль бессознательного. Фрейд сломал эту традицию. Однако, обнаружив и во многом верно раскрыв роль и значение бессознательного, он одновременно преувеличил эту его роль, в силу чего бессознательное нередко превращалось у З.Фрейда и его учеников в определяющее начало психики в ущерб сознанию, рациональному. Иррационализм в современном мире нередко принимает и облик как крайних иррационалистических, так и откровенно мистических идей и концепций. Волна мистики достигла сегодня и нашей страны, проникает на книжный рынок и, что особенно тревожно, завоевывает все новые позиции на радио и телевидении в форме пропаганды астрологии, магии и т.п. Опасно то, что пока практически не видны усилия, на­правленные на то, чтобы противостоять этой волне.

Особое место в зарубежной философии в нашем столетии занимают учения и школы, осуществившие своеобразный антропологический поворот, сделавшие центральным пунктом и основным предметом своего философствования проблему человека. Причем отличительная черта этих школ, по крайней мере, некоторых из них, состоит в отходе от крайне абстрактного рассмотрения человека вообще и обращении к исследованию конкретных индивидов с их мыслями, переживаниями, с их страстями и настроениями.

Необходимость поворота к человеку имеет свои реальные основания в той цепи жестоких испытаний, которые выпали на долю человечества в XX веке. Мировые войны, унесшие мно­гие миллионы жизней, неисчислимые жертвы тоталитарных режимов и многие другие потрясения углубили отчуждение человека Он все больше превращается в игрушку обстоятельств, в бесправный винтик тоталитарных режимов и экономических монстров в виде военно-промышленных комплексов и транснациональных корпораций. Заслугой философской антро­пологии, собственно экзистенциализма, персонализма, а также современной франкфуртской школы является выдвижение на первый план проблемы человека, акцентирование внимания на этой проблеме, стремление отыскать пути выхода из бесчеловечных условий его бытия. Осо­бое место среди названных выше школ занимает экзистенциализм. Экзистенциализм - это фи­лософия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения и т.д. Идеи экзистенциализма восходят к воззрениям датского философа С.Кьеркегора и " философии жизни". Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 19O5-19O7 гг. в работах Н.А.Бердяева (1874-1948), примкнувшего в дальнейшем к религиозному экзистенциализму, а также в трудах философа и публициста ЛШестова.

После первой мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии. Здесь его главными представителями были К Ясперс и М.Хайдеггер. В период после второй мировой войны во Франции идеи экзистенциализма нашли отражение в художественных произведениях и философских трудах А.Камю и Ж.П.Сартра. Внутри экзистенциализма существует два ос­новных направления - атеистическое и религиозное. Характерно, что представители атеисти­ческого направления дают более чем умеренную критику религии. Так, А.Камю в своем произ­ведении " Миф о Сизифе. Эссе Абсурда" пишет, что мир вообще и религия, в частности, равно абсурдны. Центральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проекти­рует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Больше того, как утверждал Ж.П.Сартр, человек " обречен бьпъ свободным", поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего " Я". Отсюда вытекает ответственность человека и за свои по­ступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось.

Таким образом, экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. И это положительно, хотя здесь же всплывают и слабости, состоящие в том, в частности, что человеку свойственно в мире бытие, а сам этот мир - мир абсурда, недоступный рациональному анализу, в силу чего и выбор им своего " Я" не может быть сознательным, базирующимся на разумных основаниях. Это придает оттенок трагичности и ситуации выбора, и самой свободе. К тому же существованию, " Я" всегда противостоит безличная сила, масса, стремящаяся затруднить этот выбор, стереть индивидуально особенное в человеке, сделать его таким же, как все в обезли­ченной массе. Истинное существование поэтому - это одинокое существование. Но, стремясь оградить человека от нивелирующего воздействия массы, экзистенциалисты не видят, что тем самым они одновременно лишают личность почвы для развития, которое одинокое " Я" без об­щения с себе подобными, с массой реализовать не может.

Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, дос­тижения ее сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смерью, в ситуациях, которые КЛсперс назвал пограничными, причем само существование характеризуется в экзи­стенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно. Внимание к человеку в условиях пограничньк ситуаций вовсе не заслуживает только негативной оценки уже потому, что подобные ситуации в жизни совсем не редкость, а главное - смысл внимания к ним не только в том, что, как высказался один из основоположников экзистенциализма, философство­вать - значит учиться умирать, но и в другом: в том, чтобы привлечь внимание человека к выс­шей ценности, которая ему дана, к самой жизни. К тому же в условиях обострения глобальных проблем само человечество приближается к своего рода пограничной ситуации, осмысление которой во весь рост встало ныне в повестку дня.

Таким образом, сдвиг акцента в философии с бытия вообще, бытия обезличенного на бытие человека, осуществленный экзистенциализмом, явился предпосылкой и условием про­яснения ряда новых моментов в характеристике этого микрокосмоса, а главное - привлек вни­мание к человеку как центру философских размышлений, хотя целый ряд аспектов этих раз­мышлений в пределах экзистенциализма далеко не бесспорен. Среди главных направлений со­временной философии немаловажное место занимает неотомизм, чьи истоки восходят к воз­зрениям средневекового монаха Фомы Аквинского, философия которого в 1879 году была провозглашена официальной философской доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетие спустя в Лувене был создан Высший институт философии, и доныне являющийся междуна­родным центром неотомизма, широкого распространенного в странах с преобладанием, либо большим числом католиков.

Представители неотомизма - Жан Маритен, Эгьен Жильсон, Ван Стеенберген и др. -усматривают главную цель в философском обосновании христианского вероучения. Иначе го­воря, во главу угла честно и открыто возводится принцип: " Философия - служанка богословия".

В качестве высшей реальности в неотомизме рассматривается " чистое бытие" как ду­ховное, божественное первоначало. Изыскания неотомистов приводят к признанию Бога пер­вопричиной бытия и первооснователем всех без исключения философских категорий. Далее, согласно томизму и неотомизму, мир предстает как иерархическая, разделенная на ступени сис­тема. Низшую, самую несовершенную ступень занимает природа, материя, высшую - сверхче­ловеческий дух, абсолютное сознание, сверхсознание, которым сотворяется все существующее. Тяготея к объективному идеализму, неотомизм характеризует материю как нечто чисто пассив­ное, лишенное всякой определенности без " богодухновенных" нематериальных форм. При этом высшей формой признается внешний по отношению к материи Бог. Наука, по мнению неотомистов, должна заниматься лишь изучением низшей ступени мира, дабы логически по­дойти к естественно-научному подтверждению существования, бытия Бога. При этом верхняя граница, дозволенная в познании науки, определяется достаточно четко: науке " разрешено" лишь частичное познание, вскрытие лишь вторичных причин и внешней связи событий, да и то осуществляемое при непрерывной работе " внутреннего цензора", интеллект человеческий с ин­теллектом божественным. Такова современная версия томистского принципа гармонии веры и разума, религии и науки. Неотомизм резко выступает против атеизма, который, по мнению то­мистов, ведет лишь к замене бога идолами. Человек, при этом, мол, теряет свою целостность, выходит из-под своего ангела-хранителя и подпадает под влияние " нечистого", подсовывающе­го ему " сатанинские" соблазны. Неотомизм в связи с этим выполняет функцию отвлечения че­ловека от мирских целей и ценностей и предлагает ему в качестве альтернативы цели духов­ные, способные противостоять мирским соблазнам наподобие " порождения семидесятых" -хард-рока, хэви-мэтал рока и т.п. Наряду с этим необходимо отметить, что и в современной ре­лигиозной философии проблема человека занимает все более заметное место. Это проявляется и в религиозных вариантах экзистенциализма, и в антропологической концепции Тейяра де Шардена Нельзя не видеть усиления внимания религиозной философии к человеческой про­блематике и в ее активном обращении к вопросам морали, к нравственным устоям обществен­ной жизни и общечеловеческим нравственным ценностям. Это является одной из причин дос­таточно широкого влияния религиозного мировоззрения.

Нельзя обойти вниманием еще один узел проблем, являющихся предметом ожив­ленных дискуссий в зарубежной философии. Он связан с различиями в оценке такого важней­шего явления современности, как наука. Одна из позиций и в данном споре сводится к культу науки и техники, к возрождению былого культа разума Концепции подобного рода получили название сциентистских или технитских, суть которых сводится к тому, что прогресс науки и техники будто бы автоматически приведет к разрешению всех трудных проблем и острых про­тиворечий общественной жизни. На эту бравурно-оптимистическую ноту сциентизма были на­строены в свое время концепции индустриального и постиндустриального общества. Однако 7О-8О-е годы обнаружили, что следствия ускоряющегося развития науки и техники далеко не так безоблачны, как это представлялось ранее. Обострение глобальных проблем, особенно эко­логической, с особой силой высветило углубляющиеся противоречия общества и природы, тех­носферы и биосферы. Тем не менее оптимизм сторонников сциентизма, хотя и основательно потускнел, но далеко не иссяк. В наши дни он находит свое проявление в представляющих и теоретический и практический интерес моделях информационного общества, способных якобы решить те самые больные проблемы, с которыми ни науке, ни технике так и не удалось спра­виться полтора-два десятка лет назад.

А между тем влияние прогресса науки и техники на общественную жизнь действительно противоречиво. И неудивительно в этих условиях, что обнаружение несостоятельности иллю­зий сциентизма и техницизма неизбежно вызывает усиление антисциентистских и антитехни­цистских настроений. Это нашло свое проявление в художественной, преимущественно науч­но-фантастической литературе, а наряду с этим и в рождении утопических проектов, начиная с предложений о наложении на длительный срок моратория на научные открытия и технические новшества и кончая ретроградными призывами вернуться к ремеслу, мануфактуре и принци­пам организации земледелия эпохи конного плуга и сохи. Сегодня ясно, что ни безбрежный оп­тимизм, ни безысходный пессимизм в оценке влияния научно-технического прогресса на ход истории не могут быть приняты. Установление оптимальных места и роли НТП в жизни об­щества сегодня и в обозримой перспективе остается в наши дни одной из центральных задач философии, поскольку от характера решения этой задачи во многом зависит: быть или не быть земной цивилизации. Мы подошли к одному из основных направлений философии нашего сто­летия - к позитивизму, хотя истоки его уходят в сравнительно далекое прошлое.

Появление первой связано с именами французского философа О.Конта и англичан Д.С.Милля и Г.Спенсера Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э.Маха и швейцарского философа и психолога Р.Авенариуса и представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Наконец, третья волна позитивизма - нео­позитивизм и постпозитивизм, истоки которого относятся к началу XX века, а эволюция про­должается вплоть до настоящего времени. Основы неопозитивизма были заложены в трудах Б.Рассела и в Венском кружке в начале 2О-х годов. В него входили М.Шлик, Р.Карнап, С Нейрат и другие. При всем различии в понимании целей и задач позитивистской философии на разных этапах ее развития она с первых шагов и вплоть до современного периода отличалась и определенными общими чертами. Во-первых, позитивизм всегда претендовал на роль фило­софии науки. Другой общей чертой позитивизма было и остается отрицание самостоятельного значения традиционной философии со всей ее проблематикой, объявление всего ее содержа­ния метафизикой, а основных положений - псевдопроблемами. Больше того, неопозитивизм начал свой путь с призыва: " Философию за борт! " Что же касается собственного понимания философии позитивизмом, то оно началось с незамысловатого признания: наука сама себе фи­лософия и поэтому следует ограничиться частнонаучным знанием.

Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может претендовать на выход за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. В то же время в отличие от махизма, который свел филосо­фию к теории познания, неопозитивизм устами одного из своих основателей Л.Витгенпггейна обвинил махистов в увеличении запретной метафизикой и провозгласил, что главная задача философии не выработка теории и даже не решение мировоззренческих и методологических проблем, а деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки и его очищении от вся­кой метафизики. Неопозитивизм в своем развитии прошел ряд этапов. Первоначально он вы­ступил в виде логического позитивизма.

Рассмотрим исходные положения логического позитивизма. Первое положение: науч­ное знание, как утверждали логические позитивисты, включает два вида высказываний. Первый - аналитические или логико-математические, которые тавтологичны и не несут нового по­знавательного содержания. Это предложения типа: " сумма углов треугольника равна 2d", " все металлы электропроводны". Второй тип высказываний - эмпирические, синтетические, кото­рые несут новые знания и фиксируют данные опыта. Например, " этот ключ железный"; " стрел­ка прибора сдвинулась на 3 деления". Все остальные высказывания логическими позитивистами трактуются как либо бессмысленные, либо лишенные смысла. К числу последних неопозити­визм относит высказывания о чем-то, находящемся за пределами опыта. Эти предложения ме­тафизичны, поскольку они не опираются опыт и не могут быть сведены к данным опыта. На этом основании и отвергается неопозитивизмом традиционная философия.

Второй принцип логического позитивизма - принцип редукционизма, т.е. возможности сведения теоретических положений науки к элементарным эмпирическим высказываниям. Третье исходное положение: наше знание относится не к объективному миру, а к " наблюдени­ям", " опыту" либо к высказываниям о них. По сути дела неопозитивисты продолжают линию Юма. Это еще одна причина, по которой неопозитивизм отвергает традиционную философию, т.к. она выходит за пределы опыта, т.е. признает, если говорить о материализме, реальное суще­ствование объективного мира Неопозитивизм же урезает мир до схемы - субъект и его опыт.

Итак, наука сводится к эмпирическим высказываниям и логическим выводам из этих высказываний по правилам логики. Но перед логическими позитивистами встал вопрос о спо­собах проверки истинности эмпирических высказываний. Так возникла проблема верифика­ции (проверки) эмпирических высказываний. Принцип верификации эмпирических высказы­ваний сводится к сравнению этих высказываний с опытными данными.

Одновременно представители общей семантики занялись " социотерапией". Представи­тели общей семантики Чейз и Кожибский утверждали, что все беды и потрясения в обществе проистекают из неправильной трактовки языковых явлений. Они заявляли, что общественная жизнь есть по преимуществу языковая конструкция, т.е. определяется тем, что о ней говорят люди. При этом имеющими значение они объявили только те слова, которые имеют соответ­ствующий референт, т.е. единичный чувственный факт, обозначаемый ими. В итоге произошла

своеобразная подмена объективной реальности с ее конфликтами и проблемами языковой кон­струкции, а реальных причин социальных конфликтов и проблем - чисто филологическими.

Попытки создать идеальный язык науки и обосновать конвенционализм в качестве базы логического построения науки закончились неудачей. Поиск идеального языка оказался безрезультатным, а конвенционализм натолкнулся на серьезное сопротивление представителей науки. В итоге неопозитивизм вступил в следующий этап своего развития. Этот этап представ­лен лингвистической философией. Если на предыдущем этапе шел безуспешный поиск искус­ственного идеального языка науки, то лингвистическая философия сосредоточила свое внима­ние на естественном языке в его использовании наукой. Задача философии сузилась до языко­вой терапии, очищения языка от " метафизических предложений", т.е. от высказываний о явле­ниях, лежащих за пределами опыта, а также алогичных, а философские проблемы все чаще ста­ли подменяться филологическими. Лингвистическая философия, с одной стороны, отрывает язык от действительности, а с другой - непомерно преувеличивает его роль, превращая язык чуть ли не единственную реальность, объективный мир зачастую оказывается подмененным тем, что и как о нем говорят, а мышление отождествляется с языком.

Вместе с тем философия языка, в которую вылился неопозитивизм, представляет со­бой своеобразный синтез логического, лингвистического и математического подходов. На этой основе исследуется соотношение значения и смысла языковых форм, предложений, на основе сопоставления форм языка и форм логики реализуется как комплексный логико-лингвистический анализ, что в целом может давать и дает положительные результаты. Послед­ний этап в развитии позитивизма, начало которому было положено сравнительно недавно, в бО-х годах, представлен постпозитивизмом. Его появление на свет было связано с кризисными явлениями в лингвистической философии. Представители постпозитивизма в отличие от сво­их предшественников сосредоточили свое внимание не на языке ии логике науки, а на более общих проблемах ее развития - на анализе структуры научных теорий и их функциях, на про­цедурах проверки подтверждения и опровержения теорий, законов и гипотез, на вопросах ис­тории науки и закономерностях ее развития. Наиболее видные представители постпозитивизма - Т.С.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд - в своих работах высказали целый ряд оригинальных по­ложений относительно закономерностей развития науки, хотя далеко не все из них бесспорны.

Было бы ошибкой не видеть серьезных заслуг представителей неопозитивизма. Эти за­слуги состоят в углубленной разработке широкого круга проблем логики, в особенности логики математической. Не меньшее значение имеет закладка фундамента механизмов формализации мышления, разработка науки о знаковых системах - семиотики. Все это имеет особенно боль­шое значение для развития процессов компьютеризации и информатики. Важна и проработка проблем, связанных с языком науки, с соотношением мышления и языка. Наконец, определен­ное значение для развития философии, если отбросить крайности, имела критика позитивиз­мом традиционной философии за ее отрыв от действительности, за туманный, неясный язык.

Проблемы языка привлекли в современной философии внимание не только неопозити­визма, но и таких течений философской мысли, как структурализм и герменевтика. При этом внимание этих течений обращено прежде всего на язьжовые проблемы в гуманитарной сфере, в области духовной культуры, т.е. в тех областях, которыми неопозитивизм практически не зани­мался. Наряду с этим в отличие от позитивизма оба названных течения ориентированы не на анализ исходных единиц языка, доступных описанию и исчислению, а на целостные образова­ния язьжа или его большие фрагменты, тексты и документы.

Структурализм - наиболее крупные его представители Леви-Стросс, Ф.деСоссюр и др. - выдвигает в качестве задачи научного анализа выявление и изучение структуры объектов. Эта деятельность включает ряд процедур: а) описание объекта таким, каков он есть; б) выявле­ние инвариантных, устойчивых связей объекта; в) построение абстрактной модели объекта; г) построение динамической модели, включая генезис и прогноз будущего объекта.

Структурализм преимущественно исследовал процессы деятельности, опосредствуе­мые общением их участников с помощью знакомых систем. Это естественные языки, перво­бытные социальные и культурные структуры и т.д. Применение структуралистских методов в исследовании названных выше явлений дало свои результаты. Так, в лингвистике решен ряд задач, связанных с описание бесписьменных языков, с дешифровкой неизвестных письменно­стей методом внутренней реконструкции языковых систем, с изучением явлений духовной культуры. Формализм и математизация лингвистики методами структурализма создали предпо­сылки для применения теоретико-информационных подходов к языку, стихосложению, а вме­сте с тем и для создания " думающих" машин. Этим объясняется интерес кибернетиков и совре­менных программистов к структуралистским разработкам. К явлениям языка обращена и гер­меневтика - искусство и теория толкования текстов, смысл которых по тем или иным причинам неясен. Наиболее видные представители течения Г.Г.Гадамер, П.Риккер.

В центре внимания герменевтики - проблема ответа на вопрос: что значит понимание текста? Решение этого вопроса имеет особо важное значение для современных кибернетиче­ских, информационных систем. Г.Г.Гадамер, например, используя методы герменевтики, про­делал большую работу по исследованию античной философии и культуры, ПРикер применил герменевтику для исследования литературных произведений. Таким образом в работах структу­ралистов и представителей герменевтики отчетливо просматривается поворот в логико-лингвистических разработках к гуманитарной проблематике.

 

Литература

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение. Логика и методология науки




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.