Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биография.






а) детство – провёл в с. Карево (ныне Псковская обл.) в помещичьей усадьбе, крестьянский быт. В 7 лет под руководством матери он уже играл на фортепиано несложные пьесы Листа. Согласно семейной традиции, в 1849 г. его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Духовое созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что «был удостоен особенно любезным вниманием императора»; был желанным участником вечеров, где разыгрывал польки и кадрили. В то же время изучал иностранные языки, историю, литературу, искусство, брал уроки фортепианной игры у педагога Герке, посещал оперные спектакли;

б) раннее творчество – в 1856 г. Мусоргский был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк. Знакомство с Балакиревым, Кюи, Даргомыжским. В 1858 г. подал прошение об отставке. Делает наброски опер «Царь Эдип», «Саламбо» (по Флоберу), «Женитьба» (по Гоголю), симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», песни «Калистрат», «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке», «Сиротка», «Семинарист»;

в) зрелое творчество – этот период начинается с создания оперы «Борис Годунов» (1868-1870 гг.) – вершина творчества композитора. В 1870 г. дирекция императорских театров отклонила оперу из-за отсутствия женской партии и сложности речитативов. После доработки в 1874 г. опера наконец была поставлена, но с большими купюрами. Замысел оперной трилогии: 2 ч. – «Хованщина», 3 ч. – «Пугачёвщина». С 1868 г. Мусоргский становится чиновником Лесного департамента Министерства государственных имуществ. Параллельно с «Хованщиной» работает над комической оперой «Сорочинская ярмарка». 1874 г. – фортепианный цикл «Картинки с выставки», 1872 – вокальные циклы «Детская», 1874 - «Без солнца», 1877 – «Песни и пляски смерти»;

г) последние годы жизни – летом 1879 г. вместе с певицей Леоновой совершает большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, свою собственную. В феврале 1881 г. Мусоргского поместили в Николаевский госпиталь, где через месяц он скончался.

 

Архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил «Хованщину», осуществил редакцию «Бориса» и добился их постановки на оперной сцене. «Сорочинскую ярмарку» завершил Лядов.

 

 

3 курс пианисты

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов».

Могучий подъём передовой общественной мысли, охвативший Россию в середине 19 века, нашёл яркое отражение в искусстве того времени. В литературе, живописи, музыке шли активные поиски тем, жанров, выразительных средств, с помощью которых художники могли ярче и полнее выразить тот огромный круг интересов, которыми жила страна.

Призыв Чернышевского черпать сюжеты из жизни среди композиторов Могучей кучки наиболее последовательно был воплощён Мусоргским. В его романсах и песнях, в его оперных шедеврах нашли отражение острые социальные конфликты русской общественности 60-70-х гг.

В музыкальном искусстве исторические сюжеты воплотились в операх трёх молодых композиторов: почти одновременно появились «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Опричник» Чайковского и «Борис Годунов» Мусоргского. Все три оперы раскрывают переломные этапы в истории, борьбу царской власти и народных масс. С появлением «Бориса Годунова» русский оперный театр обогатился новым жанром – народной музыкальной драмой, создателем которой является Мусоргский.

В «Борисе» композитор проявил себя как выдающийся драматург, сумевший ярко воплотить целый узел конфликтов, заложенных в пушкинской трагедии:

- народ и Борис;

- внутренний конфликт Бориса;

- борьба за престол, то есть конфликт между Борисом и Шуйским;

- конфликт Бориса и Самозванца, выходящий на уровень конфликта между Россией и Польшей.

Следует вспомнить, что Мусоргский, создавая либретто, значительно развил образ народа, сделал его более действенным, выпуклым, чем у Пушкина.

Раскрытие конфликтов в опере происходит при помощи лейтмотивов и ярко очерченных интонационных сфер, присущих каждому образу. Помимо этого, Мусоргский применяет принцип монотематизма. Так, оркестровая тема вступления, её интонации, рисующие многострадальный, горестный образ народа, встречаются в хоре «На кого ты нас покидаешь», песне Варлаама «Как во городе», хоре «Расходилась, разгулялась».

В опере три интонационных сферы:

1) сфера народных сцен. Здесь преобладает опора на разнообразные песенные фольклорные жанры: плач, стенания, скорбная протяжная, плясовая, эпически-былинный сказ;

2) вторая сфера связана с образом Бориса. Здесь нет непосредственных связей с русской песенной культурой. Сосредоточенная в трёх монологах, эта сфера приобретает национальный облик за счёт широты интонаций, национально-своеобразного речитатива, натуральных ладов, плагальных оборотов, интонаций православного песнопения, колокольного звона, очерчивающего вехи в жизни царя;

3) польская, дана Мусоргским в традиционном для русской музыки плане – через танцевальные жанры.

В опере есть две ведущие драматургические линии: Борис и народ. Долгое время они развиваются параллельно, а в прямой конфликт вступают лишь в 4 д. – в сцене у собора Василия Блаженного. Лишь здесь устами Юродивого народ высказывает своё отношение к царю Борису.

Создавая народную музыкальную драму, Мусоргский в разработке образа народа пошёл значительно дальше своих предшественников: Глинки (хоры величаво-статичны, хоровой портрет) и Даргомыжского (хор в качестве фона). В «Борисе» образ народа дан в динамике, в напряжённом и последовательном развитии.

Мусоргский, как истинно демократический художник, сумел среди этой толпы разглядеть и показать отдельные лица, персонажи, группы и происходящие между ними диалоги. То есть Мусоргский создаёт полную жизненной правды хоровую сцену. В хоровых сценах композитор применил новаторский приём – хоровой речитатив, благодаря которому музыкальная речь стала более выразительной, живой, правдивой, приближённой к разговорной интонации.

Кроме хоровых сцен, образ народа представлен и отдельными персонажами, каждый из которых является выразителем определённых черт народа. Строго индивидуализирован и музыкальный язык каждого. Так, монах-летописец Пимен характеризуется 2-мя лейтмотивами, его речь нетороплива, величава. Пимен – воплощение объективности, мудрости.

Иной народный тип – Варлаам с буйным и непокорным нравом. Его речитативы необычайно красочны, пронизанные лукавым юмором и выразительными прибаутками. Кульминацией образа Варлаама является его песня «Как во городе было, во Казани». Характер песни удалой и стихийный. Быстрый темп, плясовой ритм, обилие выразительных оркестровых деталей в куплетах-вариациях. Варлаам – это показ мощи и неудержимости народной стихии.

Юродивый являет собой воплощение извечного народного горя и крайней нищеты. Музыкальная характеристика Юродивого дана в его песенке «Месяц едет». Она пронизана интонациями плача-причета в сопровождении и вокальной партии. Бессмысленная в начале песня Юродивого во 2-м куплете содержит конкретное и трагическое пророчество: «Плачь, плачь, русский люд, скоро враг придёт и настанет тьма», эти слова прозвучат и в конце оперы. Тема вечно обманутого народа и его веры в справедливую власть рождает гениальное окончание оперы.

Образ народа как главного действующего лица оперы разработан Мусоргским подробно и тщательно. Добиваясь единства и цельности образа, композитор объединяет узловые моменты единством мелодических интонаций, ладовой общностью (фригийский минор – хор в прологе, песня Варлаама, хоры «Хлеба!» и «Расходилась»).

Уже отмечалось огромное жанровое разнообразие и творческое претворение народных песенных традиций, использование цитат и их концентрации в кульминации развития образа народа. Интересный и смелый финал оперы: в нарушение традиций отсутствует финальный хор, а одинокий и печальный голос Юродивого возвращает к эмоциональному состоянию вступления в опере. Таким образом, круг замыкается, ибо по выражению самого Мусоргского: «Пока сам народ не захочет, чтобы то или то с ним состряпали – там же!».

 

3 курс инструменталисты

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов».

Могучий подъём передовой общественной мысли, охвативший Россию в середине 19 века, нашёл яркое отражение в искусстве того времени. В литературе, живописи, музыке шли активные поиски тем, жанров, выразительных средств, с помощью которых художники могли ярче и полнее выразить тот огромный круг интересов, которыми жила страна.

В романсах и песнях Мусоргского, в его оперных шедеврах нашли отражение острые социальные конфликты русской общественности 60-70-х гг. С появлением «Бориса Годунова» русский оперный театр обогатился новым жанром – народной музыкальной драмой, создателем которой является Мусоргский.

В «Борисе» композитор проявил себя как выдающийся драматург, сумевший ярко воплотить целый узел конфликтов, заложенных в пушкинской трагедии:

- народ и Борис;

- внутренний конфликт Бориса;

- борьба за престол, то есть конфликт между Борисом и Шуйским;

- конфликт Бориса и Самозванца, выходящий на уровень конфликта между Россией и Польшей.

Следует вспомнить, что Мусоргский, создавая либретто, значительно развил образ народа, сделал его более действенным, выпуклым, чем у Пушкина.

Раскрытие конфликтов в опере происходит при помощи лейтмотивов и ярко очерченных интонационных сфер, присущих каждому образу. Помимо этого, Мусоргский применяет принцип монотематизма. В опере три интонационных сферы:

1) сфера народных сцен. Здесь преобладает опора на разнообразные песенные фольклорные жанры: плач, стенания, скорбная протяжная, плясовая, эпически-былинный сказ;

2) вторая сфера связана с образом Бориса. Здесь нет непосредственных связей с русской песенной культурой. Сосредоточенная в трёх монологах, эта сфера приобретает национальный облик за счёт широты интонаций, национально-своеобразного речитатива, натуральных ладов, плагальных оборотов, интонаций православного песнопения, колокольного звона, очерчивающего вехи в жизни царя;

3) польская, дана Мусоргским в традиционном для русской музыки плане – через танцевальные жанры.

В опере есть две ведущие драматургические линии: Борис и народ. Долгое время они развиваются параллельно, а в прямой конфликт вступают лишь в 4 д. – в сцене у собора Василия Блаженного. Лишь здесь устами Юродивого народ высказывает своё отношение к царю Борису.

Создавая народную музыкальную драму, Мусоргский в разработке образа народа пошёл значительно дальше своих предшественников: Глинки (хоры величаво-статичны, хоровой портрет) и Даргомыжского (хор в качестве фона). В «Борисе» образ народа дан в динамике, в напряжённом и последовательном развитии.

Мусоргский, как истинно демократический художник, сумел среди этой толпы разглядеть и показать отдельные лица, персонажи, группы и происходящие между ними диалоги. То есть Мусоргский создаёт полную жизненной правды хоровую сцену. В хоровых сценах композитор применил новаторский приём – хоровой речитатив, благодаря которому музыкальная речь стала более выразительной, живой, правдивой, приближённой к разговорной интонации.

Кроме хоровых сцен, образ народа представлен и отдельными персонажами, каждый из которых является выразителем определённых черт народа. Строго индивидуализирован и музыкальный язык каждого. Пимен – воплощение объективности, мудрости.

Иной народный тип – Варлаам с буйным и непокорным нравом. Его речитативы необычайно красочны, пронизанные лукавым юмором и выразительными прибаутками. Кульминацией образа Варлаама является его песня «Как во городе было, во Казани». Варлаам – это показ мощи и неудержимости народной стихии.

Юродивый являет собой воплощение извечного народного горя и крайней нищеты. Музыкальная характеристика Юродивого дана в его песенке «Месяц едет». Она пронизана интонациями плача-причета в сопровождении и вокальной партии. Бессмысленная в начале песня Юродивого во 2-м куплете содержит конкретное и трагическое пророчество: «Плачь, плачь, русский люд, скоро враг придёт и настанет тьма», эти слова прозвучат и в конце оперы.

Интересный и смелый финал оперы: в нарушение традиций отсутствует финальный хор, а одинокий и печальный голос Юродивого возвращает к эмоциональному состоянию вступления в опере. Таким образом, круг замыкается, ибо по выражению самого Мусоргского: «Пока сам народ не захочет, чтобы то или то с ним состряпали – там же!»

 

Мусоргский «Борис Годунов»

 

Пролог 1 картина:

Тема подневольного народа

Тема пристава

Хор «На кого ты нас покидаешь»

Хоровая сцена «Митюх, а, Митюх»

2 картина:

Сцена коронации

Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»

Первый монолог Бориса «Скорбит душа» - л/м угрызений совести

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.