Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В школе и микрорайоне






Работа социального педагога в школе, социальные задачи школы в современных условиях. Школа — центр воспита­тельной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагоги­ческого комплекса школы № 59 г. Ярославля.

Раньше эта тема часто рассматривалась раздельно: как воспи­тательная работа в школе и как работа в микрорайоне. Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, вос­питание ребенка, формирование личности, изменяет свое содер­жание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен соци­альный педагог, — это школа, и его работа в школе — особый вопрос.

В различных странах существует два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным работником.

Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нор­мализации отношений, выясняет причины непосещения учени­ками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с деть­ми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. От школьно­го врача он узнает о длительной болезни ребенка, причинах ее, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице.

В Германии социальный педагог введен в штат школы. Он рабо­тает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, со­здает детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

Чем занимается социальный педагог в школе? В отличие от учителя-предметника, он — не за учительским столом, а в школь­ном клубе, в секции, в «тусовке», в разновозрастном отраде, там, где необходима его помощь и содействие ребенку.

Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, что­бы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом слу­чае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уве­ренным. Но и в том и другом случае от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной ра­боте с родителями. Он организовывает различные секции и клу­бы, разнообразные трудовые, туристские и краеведческие от­ряды.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей соци­альной микросредой и общественностью микрорайона. Он пери­одически информирует педагогический коллектив школы о пси­хологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую шко­лу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда,

Он следит за детьми-дошкольниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им; контролиру­ет получение всех социальных привилегий многодетными семья-

frми: бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды, тран­спортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распрост­раняется. Так, в некоторых школах Вологодской области введена должность социального педагога, разработано положение о его обязанностях. Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения, посещения, наблюдения, проведения анкетирования1. Он изучает как интересы отдельных детей, так и отношения в целом в семьях с различным укладом. Изучая семью, он помогает в кризисных ситуациях, в оздоровлении среды, в улучшении пси­хологической обстановки и педагогической культуры среды, за­щищает интересы ребенка, организует контакты.

В практике современной школы, когда «ка- Социальные задачи нула в лету» идеология коммунистического

воспитания и утопия «всестороннего раз­вития личности», казалось, у педагогов на­ступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколе­ния обойтись без школьного комсомола и пионерии.

Однако в последние годы появилась практика педагогических коллективов, где школа решает не только вопросы обучения и воспитания, но и целый ряд социальных проблем ребенка.

Изменения в нашей стране повлияли на существующую систе­му образования; на ней не мог не отразиться социальный, эконо­мический и политический кризис общества. Общеобразователь­ная школа должна была пересмотреть свою учебную, воспитатель­ную и социальную роль, выдвинув на первый план социальные функции. Попытаемся их выделить.

— Это, по-прежнему, решение задачи выполнения Закона о всеобщем образовании, но организация образования строится в интересах детей и подростков.

— Это организация воспитательной работы в школе на том же уровне, что и обучение.

— Это переориентация всей деятельности школы с тем, чтобы поставить в центре всей ее работы личность ребенка, его интере­сы и способности, организовать по-настоящему заботу о детях, утвердить «педагогику ненасилия».

— Это организация всей работы школы при развитии активно­сти детей, детского самоуправления, создания различных детских объединений, клубов.

Основной социальной задачей школы остается воспитание Че­ловека, Гражданина и осуществление права ребенка на образо­вание.

На современную школу возложена обязанность выполнения пре­зидентской программы «Дети России», в соответствии с которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нужда­ющимся в социальной защите.

Как в современных условиях школа может решать вопросы со­циальной защиты ребенка?

Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня организовывают детям из малообеспечен­ных семей выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изучают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.

В школе психологи исследуют способности ребенка и его инте­ресы, намечают пути его индивидуального развития, его обуче­ния и воспитания; оказывают психотерапевтическую и психоло­гическую помощь, консультируют родителей и детей.

Существующая в школе служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организо­вывает специальное питание для ослабленных детей и наблюде­ние за карантинными классами.

Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических

советах.

В школах, где нет освобожденного социального работника, пересмотрены обязанности всех ее сотрудников1.

Так, администрация школы кроме традиционных вопросов руководства педагогическим коллективом и осуществления Зако­на о всеобуче выделяет организацию воспитательной работы во внеучебное время, направляет работу родительского комитета с семьями, где трудные дети.

Заместитель директора по воспитательной работе уделяет боль­ше внимания связи школы с внешкольными детскими учрежде­ниями, различными просветительскими организациями, инспек­цией по делам несовершеннолетних.

1 См.: Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитанис школьни­ка. 1996. № 5. - С. 35-38. (Даны анкеты)

1 См.: Закатова Я. Я. Развитие социально-педагогических функций общеобра­зовательной школы в современных условиях. (Автореферат). — М., 1996. — С. 11-12.

347 Заместитель директора по учебной работе выделяет в своей де­ятельности организацию и работу кружков, секций, клубов, ин­дивидуальную работу учителей с учениками, проведение консуль­таций для школьников по месту жительства, работу с трудными детьми, с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании.

Учителя начальных классов и классные руководители, изучив се­мьи и учеников микрорайона, обращают внимание на тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи; помогают семье в вос­питании трудных детей.

Учителя-предметники, изучив наклонности ребят, вовлекают их в различные кружки и секции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их проведению родителей и бывших учени­ков, приглашают в школу интересных людей.

Такова схема решения социальных вопросов в школе, не име­ющей освобожденного социального педагога, которая в практике современной системы образования нашла широкое распростра­нение.

р -^ Работая социальным педагогом, следует гаоота социального учитывать, что формирование личности, педагога в микро- воспитание ребенка происходит не только районе в семье, школе, в дошкольных и внешколь­ных учреждениях, но и во дворе, среди сверстников, и важно на этот процесс сегодня обратить внима­ние.

Обращаясь к воспитанию ребенка, следует помнить, что и в школе, и в семье он находится под контролем, точнее, подчиня­ется правилам поведения, установленным и в школе, и в семье. На улице же, во дворе, со сверстниками он предоставлен сам себе, и этот процесс в его развитии может быть главным. Поэтому работу по месту жительства следует вести не с подростками (уже трудными), а с дошкольниками, организовывая их свободное вре­мя, развивая их задатки и способности1. Именно там, вне контро­ля семьи и школы, когда ребенок предоставлен сам себе, возни­кают неформальные группы, появляются лидеры, происходят контакты со взрослыми. Именно здесь проявляются негативные черты у подростков, которые не могут себя занять, здесь подрост­ки вовлекаются в преступные группы-.

Сложилась практика, когда социальный педагог закрепляется за отдельным районом, домом, подъездом. Какая работа прово-• дится им в подобном случае?

1 См.: Закатова И.Н. Указ. соч. — С. 5. 348

Одна из практикуемых форм — это создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров на базе прежних клу­бов по месту жительства. Кроме того, это создание различных объединений для совместного времяпровождения в выходные дни. Это походы, спортивные соревнования, проведение утрен­ней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие клубов по интересам, оборудование спортивных пло­щадок и стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки.

Однако в современных условиях возникает практика совмест­ной социальной работы с детьми и в школе, и по месту житель­ства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Работа по единому плану изменяет в корне работу педагогическо­го коллектива школы. Педагоги включаются в работу внешколь­ных детских учреждений, деятельность классных руководителей и воспитателей групп продленного дня тесно увязывается с работой социального педагога.

Главным в этом единении является ребенок, личность; работа педагогического коллектива не замыкается в стенах школы, а об­ращается к ребенку, в его семью, в детские объединения, в среду сверстников.

Такова практика социально-педагогических центров, комплек­сов Москвы, Свердловска, Ленинграда и других городов. Экспе­римент создания социально-педагогического комплекса в России был начат еще в конце 60-х гг. Это были поиски новых форм вос­питания, привлечения к заботе о детях всего общества. Экспери­мент в Свердловской области возглавил В.А.Семенов, контроли­руя и направляя все этапы его проведения. Были охвачены школы Свердловска, Нижнего Тагила, Первоуральска Свердловской об­ласти.

Так, в г. Свердловске территорию Октябрьского района раз­делили на микрорайоны, в которых находились по 2—3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлечен­ных в воспитание подрастающего поколения. В Совет входили все категории работников, которые занимались воспитанием. Это научные работники и учителя, воспитатели и представители про­изводственных предприятий, партийных и комсомольских орга­низаций.

349Перед Советом стояла задача создать благоприятную среду для воспитания детей и подростков1. В этом эксперименте интересно рассмотреть функции каждого социального института, в чем вы­разились его особенности и чем они отличались от прежнего уча­стия в воспитании детей и подростков.

В первую очередь семья. Удалось привлечь родителей к актив­ной работе в комплексе. Производственные коллективы принимали участие во всей воспитательной работе, профориентации, в тру­довом и экономическом воспитании. В комплексе работали члены депутатской комиссии райсовета. Идейно-политическим, нрав­ственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские орга­низации. Учреждения культуры (Дворцы и Дома культуры, киноте­атры и клубы, библиотеки) организовывали совместную воспитательную работу со школой. Преподаватели и студенты ву­зов занимались созданием и подготовкой педагогических отрядов.

Сотрудники больниц и поликлиник оказывали медицинскую по­мощь, следили за здоровьем детей и подростков, занимались ме­дицинским просвещением. Административные органы микрорай­она (ГАИ и пожарный надзор) принимали участие в работе Совета и с детьми и подростками. Военкомат привлек к работе комплекса офицеров запаса, демобилизованных солдат, проводил подготов­ку подростков к службе в армии, занимался военно-спортивными играми «Зарница» и «Орленок». Жилищно-коммунальное управление участвовало в создании материальной базы для воспитательной работы комплекса с детьми и подростками по месту жительства, в клубах, на детских и спортивных площадках2.

Особенная роль отводилась школе. Все мероприятия комплекса включались в планы школы: годовые, работу классных руководи­телей, учительских и ученических общественных организаций.

Главный упор в этой социальной работе был сделан на коллек­тив педагогов. Связь педагогического коллектива и коллективов производственников на протяжении нескольких лет не была фор­мальной. Взаимодействие школы с учреждениями культуры рас­ширяло ее возможности в эстетическом воспитании, становилось реальным развитие способностей ребенка, решались проблемы его взаимодействия с окружающей средой. Здесь объединялись инте­ресы ребенка и родителей. Так, в г. Свердловске клубы «Гномик» и «Малышок» объединяли и детей, и родителей3. Проведенный экс-

1 См.: Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. — С. 39-40.

2 Там же. -С. 42.

3 Там же. — С. 80—82.

но-педагогического комплекса

перимент дал хорошие результаты: выполнялся Закон о всеобуче, решалось полное трудоустройство молодежи, среди несовершен­нолетних не было правонарушений, дети и подростки участвова­ли в различных видах общественно-полезного труда, в самых раз­личных работах по благоустройству района1.

В последние годы создание социально-педагогических комплексов не единично. Со­вместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением.

Структура социально-педагогического комплекса получила свое признание и распространение.

Идеальным стало единение в проведенном эксперименте в шко­ле № 59 г. Ярославля. Эксперимент необычен, интересен, и, ко­нечно, не каждая школа сможет воплотить у себя опыт этого пе­дагогического коллектива. Но социальному педагогу будут интересны организация и содержание работы этой школы, мно­гое из опыта он сможет взять на вооружение. Об этом экспери­менте пишет в своей книге директор школы Ирина Николаевна Закатова2. Школа построена в 1984 гм рассчитана на 1600—1800 учеников, 50—60 классов. Школа работает в две смены, оборудо­вано 10 предметных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, читальный, актовый, спортивный, тренажерный и гимнастиче­ский залы, мастерские, библиотека, столовая, швейный цех, 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, со­циальной педагогики, прикладного творчества, логопедический, экологический.

Педагогический коллектив — 170 специалистов и 8 заместите­лей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополни­тельного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора3.

Изучение семей дало возможность представить, что в большин­стве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания.

Была поставлена задача — превратить школу в воспитательный центр, в основе всей учебной и воспитательной работы которого должна быть личность ребенка; добиться на деле равенства в по­лучении образования (без сегрегации или селекции). Для этого было необходимо реорганизовать деятельность школы, всех ее подразделений на индивидуальную работу с ребенком и, глав-

1 См.: Семенов В.Д. Указ. соч. — С. 43—45.

2 Закатова Я.Я. Социальная педагогика в школе, — М., 1996.

3 Там же. — С. 15.

351ное, объединить в воспитании детей все силы школы, семьи, со­циальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона1.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Попечительский совет

Работа в микрорайоне

Центр «Досуг»

Центр «Семья»

Центр «Здоровье»

Медико-психологическая юридическая консультация

Педагогический совет

 

Работа в школе

Социальные педагоги в классах

Образовательный центр во внеучебное время

Центр спортивно-оздорови тельной работы

Центр «Доверия» для детей

Система дифференцированного обучения

Система социального воспитания, творческой деятельности

Медико-психологическая — педагогическая служба семьи

Служба защиты прав ребенка

Служба социальной защиты молодежи

Служба досугово-творческой деятельности

Служба психологического и физического здоровья

и коррекции общения

Служба социальной и профессиональной ориентации Служба связи с научно-исследовательскими учреждениями

1 Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. — М., 1996. — С. 16. 352

При таких задачах изменялось основное направление работы школы:

— содержание образования становилось социальным заказом родителей и детей;

— созданная система воспитательной работы должна была осу­ществляться вместе с родителями;

— в школе создавалась социально-педагогическая служба.

При подготовке эксперимента среди пожеланий родителей было выявлено около 50 направлений дополнительного образования. Ис­ходя из этого, в школе было создано 8 направлений дифференци­рованного обучения:

— музыкально-эстетическое;

— изобразительного искусства;

— прикладного творчества;

— языковой культуры;

— нравственной культуры;

— экологии;

— волеологии;

— математической культуры.

Для каждого отделения был разработан свой учебный план — с I по XI классы, уровень подготовки по каждому из которых давал выпускникам школы достаточную степень знаний для по­ступления в средние и высшие профессиональные учебные заве­дения1.

Отделения комплектовались при по< же при переходе в V, VIII и X классы.

Разработанные экспериментальные учебные планы предусмат­ривали сохранение базового ядра образования, насыщение его гуманитарной культурой, стремление развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие спо­собности ребенка, отход от информационных методов обучения, переход к развивающей педагогике2.

Социальная служба комплекса состоит из нескольких подраз­делений:

— территориальная социальная служба, которую осуществля­ют социальные педагоги;

— внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 клас­сных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы);

в школу, а, так-

1 Закатова И.Н. Указ. соч. — С. 16.

2 См.: Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы и средней школе на осно­ве программы. — М., 1996. — С. 7.

353— психологическая служба (3 психолога и логопед);

— медицинская служба (врач, медсестра)1.

Разработанная комплексная программа взаимодействия шко­лы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изуче­ние интересов детей, составление программ социальной адапта­ции «Семья», «Трудный подросток», «Здоровье» и т.д.

Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, в которых созданы почти сотни кружков, студий, секций, охва­тывающих две трети учеников школы. Руководят центрами специ­алисты, многие кружки ведут родители2.

Так, в экологический центр входят: школьное лесничество «Со­сенка», несколько лекториев для разного возраста, кружки орни­тологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб «Экология и культура». Только в работе лесничества участвует от 100 до 600 ребят. В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители. В школе разработана про­грамма воспитательной работы, которой руководствуются и клас­сные руководители, и родители. Организационно эта программа осуществляется в «годовом цикле общешкольных творческих дел». Это циклы «Истина», «Красота», «Интеллект», «Добро».

Так, цикл «Красота» объединяет все мероприятия по эстети­ческому воспитанию посредством занятий со специалистами. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных делах принимают участие учителя, ребята, роди­тели, выпускники школы3.

В разработанной программе социальной работы в школе пре­дусмотрена система мероприятий, направленных на развитие глав­ных качеств личности. Это просвещение ребенка в области эстети­ческой и этической культуры, обязательное участие в труде, в разнообразной трудовой деятельности и, главное, объединение в единый педагогический процесс воспитания личности в коллек­тиве и ее самовоспитание. Эффективным в этой работе, точнее, в этом опыте является метод педагогической диагностики, процесс фиксирования степени, уровня воспитанности ребенка на каж­дом этапе его развития.

Некоторое время назад многолетний эксперимент педагоги­ческой диагностики был проведен в нескольких школах Красно-Публикация поосЬ. М.И.Шиловой об этом опыте была встре-

-С 8.

1 См.: Тихомирова Н.К. Указ, соч

2 Там же. - С. 18. * Там же. -С. 18-19.

чена в штыки. Критиковали за несовместимость определения уровня воспитанности по уровню «коммунистической нравствен­ности» и уровню простейших навыков ребенка в быту1. Двадца­тилетний опыт школ Красноярска был невостребован. Любопыт­нейшие же разработки определения уровня воспитанности ребенка, отсюда — составление воспитательных планов с груп­пой детей, с классом представляют интерес для социального педагога.

Несомненно, опыт организации социальной работы педагоги­ческого коллектива школы № 59 г. Ярославля дал положительные

результаты.

План социальной работы школы стал связующим звеном меж­ду всеми, кто причастен к воспитанию ребенка. Положительно то, что в составлении плана принимали участие ученики и роди­тельский актив, педагогический коллектив, совет школы и обще­ственность.

Важно то, что главной задачей плана было дойти до каждого ребенка, объединив силы педагогического коллектива, родите­лей, общественности в социальной работе; направить эти силы на развитие задатков и способностей ребенка, подготовку его к жиз­ни, а главное, на самовоспитание и самообразование.

Этот опыт демонстрирует действительное взаимодействие шко­лы, семьи с органами правопорядка и социальной защиты, с пред­приятиями и детскими садами.

В учебно-воспитательный комплекс микрорайона «Марьина роща» г. Москвы входят 2 школы, 2 детских сада; в штате — 32 социальных педагога (за счет ставок воспитателей групп продлен­ного дня плюс доплат из бюджета). Ввести ставки социального педагога в школе позволяет статья 55 Закона «Об образовании».

Кроме организованного отдыха здесь важное место занимает полезный труд: автоперевозки, ремонт автомашин, резьба по де­реву, сборка компьютеров, организация службы социального стра­хования2.

Интересный опыт работы накоплен в социально-педагогиче­ском комплексе школы № 26 г. Ставрополя3. Кроме школьных сек­ций здесь существуют кружки, созданные родителями у себя дома («Макраме», «Вязания», «Вышивок», «Умелые руки»). Родители

1 См,: Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. — М., 1990.

2 См.: Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитанис школь­ника. 1994. №2. - С. 2-5.

3 См.: Гуров В., Шинкаренко Н. «Открытая* школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. 1994. № 2. — С. 6—9.

355занимаются английским языком с пятью отстающими ученика­ми, организовали домашний театр. В школе 43 кружка, созданные учителями и родителями, в которых занимаются 370 учеников. Со­стояние развития отдельных учеников обсуждается на педагогиче­ских советах, где о результатах наблюдений докладывают психо­лог и логопед.

В ряде школ и гимназии существует практика подготовки социальных педагогов1. Учащихся знакомят с профессией соци­ального педагога. Для этого в школе создается класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Школьники знакомятся с основами социальной педагоги­ки, проходят социально-педагогическую практику в качестве подготовки к самостоятельной работе.

Вопросы студентам

1. Социальные задачи школы в современных условиях.

2. Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне.

3. Работа социального педагога в школе и микрорайоне.

4. Опыт социально-педагогического комплекса и школы N° 59 г. Яро­славля.

Литература к лекции

1. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. — М., 1986.

2. Гуров В., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагоги­ческая работа с детьми//Воспитание школьника. 1994. № 2.

3. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

4. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. — М., 1996.

5. Проблемы эстетического воспитания подростков. — М., 1994.

6. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. — М., 1996.

7. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспи-тания//Педагогика. 1992. № 5, 6.

8. Гуров В.Н. Опыт организации социально-пелагогичсской работы//

Педагогика. 1993. № 3.

9. Селевко Г. £ Дифференциация учебного процесса на основе интере­са детей. — М., 1996.

10. Маанди Я. Школа моей мечты//Народное образование. 1995. № 5, 6.

1 См.: Березина В., Ермоленко Г. Указ, соч.— С. 2—5. 356

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.