Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование в XIX - начале XX В.






М.ММанасеина о развитии ребенка от рождения до уни­верситетского возраста. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье. «Воспоминания» П.А.Флоренского. Образование в дворянской семье, воспитание крестьянских детей.

Предмет социальной педагогики, историю социального вос­питания нельзя рассматривать в отрыве от уровня и развития тео­ретических вопросов воспитания и образования. История и тео­рия социальной педагогики взаимозависимы, их нельзя применять разрозненно, в отрыве друг от друга.

В истории отечественной культуры социальная педагогика скла­дывалась, впитывая практику семейного, сословного, православ­ного и одновременно народного воспитания, как воздействую­щие на человека в обществе1. Как развивается ребенок (подросток) под этим воздействием, как формируется его личность, его изме­нения были предметом исследований многих отечественных педа­гогов в XIX в. Поэтому прежде чем рассмотреть семейное и право­славное воспитание, остановимся на работах некоторых из них, посвященных вопросам развития личности ребенка.

Обратимся к наследию ученых и практиков. Исключительность авторского исследования Марии Михайловны Манасеиной о развитии человека от рождения до университетского возраста состоит в том, что проводила его врач, психолог, физиолог и писатель. Ее первая книга «О воспитании детей в первые годы жизни» вышла в свет в 1870 г. и была встрече­на с одобрением.

Автор писала о том, что важно знать родителям для правиль­ного воспитания ребенка: о наследственности, о браках между родственниками, о беременности. Как предотвратить заболевания

1 Маслова Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книгасоциального педагога. Ч. II. — Орел, 1995, — С. 8.

ребенка, как правильно направлять его умственное развитие, удов-(створять и развивать его любознательность и память, воображе-[ей речь. Опираясь на психологию и физиологию ребенка, она Сделала вывод, что воспитание — самая важная и сложная наука. Оно возможно только в единстве его физической, нравственной и умственной сторон. Дробить воспитание на отдельные элементы нельзя, так как многостороннее развитие ребенка составляет еди­ное целое.

М.М.Манасеина оставила потомству свой уникальный труд «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» (1894—1899). Ни до, ни после нее не было попыток охватить непрерывность воспитания от рожде-и до зрелости так глубоко и многосторонне, анализируя раз­личные стороны воспитания: физическое, нравственное, религи­озное и умственное, семейное и общественное.

Свое исследование М.М.Манасеина не окончила. Она плани-[ ровала выпустить семь книг, было издано только пять, две после­дние работы она не успела закончить. Они были подготовлены, но свет не увидели.

1-я — «О религиозном воспитании от 1 года до 21».

2-я — «Воспитание ума, речи, памяти, внимания, сознания,

воображения».

3-я — «Воспитание чувств, настроений, воспитание воли, са­мообладания совести, эстетической стороны человека».

4-я — «О физическом развитии человека».

5-я — «Об эмбриологическом воспитании».

6-я — «Исторический очерк различных систем воспитания и

образования».

7-я — «История университетского образования и его задачи в

будущем».

В советское время из-за первой книги о религиозном воспита­нии эти исследования не публиковались.

Попытаемся из огромного числа поднятых проблем рассмот­реть только две: о воспитании настроений и образовании ума. Со­циальному педагогу эти ее исследования даже через сто лет помо­гут в работе.

Анализируя воспитание настроений, автор отмечает, что это направление в воспитании человека совершенно не изучено. В то же время, отмечая важность воспитания настроений, она доказы­вает, что индивидуальные особенности характера человека обус­ловлены преобладанием определенных настроений.

Настроение рассматривается автором в сравнении этого пси­хологического процесса с физическими потребностями тела, ко-

127.

торое, встречая препятствия к своему удовлетворению, воплоща­ется в сознании в форме самых разных ощущений. Настроение, по ее мнению, — это мостики, переброшенные из психической жизни человека в физическую. Она объясняет причины изменения настро­ений у человека: от общения, неудовлетворения, болезней. Безус­ловно, люди пытаются изменить свое настроение, принимая раз­личные возбуждающие средства, но это только притупляет эффект.

Автор ставит вопрос: как воспитать настроение? Наряду с фи­зическими существуют и психологические условия различных на­строений.

Хорошее настроение чаще всего преобладает у людей зауряд­ных способностей, так как при таких способностях легко получа­ется равномерное развитие, то есть ни одна из сторон душевной жизни заурядного человека не развивается чрезмерно, в ущерб другим. Все душевные силы человека получают необходимую дея­тельную работу. В результате этого — жизнерадостное настроение.

Для равномерного развития и деятельности душевных сил че­ловеку нужно определенное и целостное мировоззрение, которое дает ему и конкретные цели и возлагает определенные обязанно­сти.

Известно, что чувства одного человека могут передаваться дру­гим: смех, слезы, зевота. При виде плачущего человека сначала мысленно, а потом и реально повторяет его мимику — настрое­ние передается. Но это не значит, что передаются все чувства. Это должен помнить и учитывать воспитатель.

М.М. Манасеина приводит убедительную классификацию на­строений:

1-я группа (нормальное) — веселое, жизнерадостное настрое­ние — результат равномерного развития разнообразных сил и спо­собностей души и тела человека. При работе с этой группой детей в возрасте от года до восьми лет воспитатель должен обращать внимание на даже временное отсутствие у ребенка веселого на­строения, так как это указывает или на физическое расстройство ребенка, или на то, что психическое развитие совершается не­правильным односторонним путем. В некоторых семьях в 3 года заставляют ребенка учить серьезные стихи, что приводит к его угнетенному настроению. Воспитатель должен помнить, что удру­ченное состояние перерождается в характер.

Ко 2-й группе относятся настроения, которые развиваются вслед­ствие вялого кровообращения. М.М.Манасеина определила, что у детей апатичного настроения наблюдается застой кровообраще­ния со значительными накоплениями в ногах во время сидячего и стоячего положения. Для этих детей характерно равнодушное, ле-

нивое настроение, которое составляет основу флегматичных тем­пераментов. Для таких детей необходимы прогулки на воздухе,

[.гимнастика, спорт.

3-я группа настроений — застенчивость, стыдливость, робость, смущение. Дети, подверженные таким настроениям, прячутся от каждого незнакомого, трудно осваивают любое изменение окру­жающих условий. В более старшем возрасте они ненаходчивы. Если в раннем детстве не побороть застенчивость, то это настроение перерастает в патологические формы в период половой зрелости. У таких детей недостаточно развиты мышцы, что приводит к сла­бому волевому контролю над другими мышцами, которые не за­действованы в конкретный момент: гримасы во время письма или игры на пианино и т.д.

М.М.Манасеина утверждает, что конфузливое настроение обус­ловлено произвольным состоянием мышечной системы, когда мышцы «не слушаются» воли, трудно контролируемы. Дети этой группы часто и сильно краснеют, в большинстве случаев беспри­чинно. В их воспитании следует обращать внимание на закалива-рие, занятия гимнастикой, плаванием, спортом, проводить игры на воздухе, необходимо воспитывать волю, которая может повли­ять на уверенность ребенка.

К 4-й группе настроений Манасеина относит те, которые раз­виваются на почве ускоренного кровообращения и усиленной раздра­жительности нервной системы. Это настроение беспокойства, раздражительности, вспыльчивости. Мышечная система этих де­тей быстро усваивает правильность и координацию движений, но они с трудом выдерживают длительную продолжительность того или другого движения. При письме быстрее пишут мелкие буквы, чем крупные, заглавные, не могут спокойно сидеть на уроке, ча­сто плачут, одарены богатой мимикой. У них быстро возникают ассоциации, они не жадны, бывают застенчивы. С годами это на­строение перерождается, дети хотят все оспаривать, противоре­чить. Важно обратить внимание на то, чтобы при еде они переже­вывали пищу, жидкость не пили залпом, чаще гуляли на воздухе; необходимо приучать их к ритмическим движениям, а также си­деть смирно.

5-я группа настроений является результатом ненормальных; лримесей в крови — это настроения тоскливости, угнетенности,

хандры.

В самом раннем возрасте возможно такое состояние печени, когда желчь в малых дозах поступает в желудок, а также в кровь. Малыш беспричинно плачет. Для маленького ребенка хандра — неестественное состояние. Если она часто повторяется, то станет

привычным состоянием. Люди такого настроения нежелательны в семье, в обществе. Поэтому с раннего возраста нужно следить за тем, чтобы пища у ребенка была здоровой.

6-я группа настроений может быть названа скукой. Манасеина определяет скуку как скудность и однообразие впечатлений. Такое определение автор называет относительным, так как одним лю­дям в одной и той же обстановке бывает скучно, а другим — нормально. Настроение скуки начинается тогда, когда внимание человека остается незанятым, а область сознания лишена новых впечатлений. Автор рекомендует управлять вниманием, для чего нужно убирать препятствия, которые мешают правильному ходу психической жизни.

Препятствия эти состоят в том, что недисциплинированное внимание не может снабжать сознание необходимым для психи­ческой деятельности материалом. Воспитатель должен следить, чтобы не развивалась наклонность к быстрым переходам от одно­го ощущения к другому. Следует ограничивать число игрушек у ребенка, приучая ремонтировать старые, находить в них что-то новое.

7-я группа настроений — мечтательность, рассеянность. Ма­лыши в таком настроении любят удаляться от всех в уголок, раз­говаривают сами с собой. С годами эта привычка переходит в меч­тательность «про себя». Дети рассеяны, их часто наказывают. Это объясняется неправильным развитием внутреннего внимания, его неумением подчиняться внутренней воле, ребенок стремится ос­танавливать внимание на вещах более приятных для него. Это пе­рерастает в стремление человека жить не настоящим, а будущим.

Автор говорит, что такие дети обладают высокими способно­стями, но они рассеяны и внутренняя недисциплинированность сказывается на их учебе. Они трудно усваивают математику. Рабо­тая с ними, необходимо воспитывать у них внутреннее внима­ние, тренировать в счете, упражнениях с отвлеченными понятия­ми, приучать наблюдать за явлениями внешнего мира.

М.М.Манасеина делает вывод, что все группы настроений, кроме первой, развиваются вследствие различных отклонений от нормы.

Отсюда следует фиксировать у ребенка все отклонения настро­ений, чтобы предотвратить их развитие.

В процессе воспитания с первых лет жизни важно приучать де­тей сохранять жизнерадостное настроение среди всевозможных обстоятельств волнений, тревог, обращать их внимание не столько на горестные случаи их жизни, сколько на радостные, приятные события.

Остановимся еще на одном исследовании М.М.Манасеиной: 1, 06 умственном воспитании ребенка. Проанализируем отрывок из ее работы «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного.окончания университетского образования».

М. Манасеина О воспитании ума (до 8 лет) (отрывок)

...Господствующая система воспитания детей, отнимающая у малю­ток почти всякую возможность интеллектуальной самодеятельности, в.то же самое время силой вещей вынуждена бывает предоставлять им большую или меньшую свободу в деле развития мышечной системы, в сфере различных мышечных актов, так как путем пассивной механи­ческой гимнастики дети не могут научиться разнообразным движени­ям. Одним словом, при воспитании детей их лишают по возможности.всякой самодеятельности в психическом отношении и в то же время по необходимости вынуждены бывают предоставлять им свободу само­деятельности в деле упражнения и развития их мышц. Что же удиви­тельного после этого в том, что люди цивилизованной Европы видят личную свободу не в условиях самообладания и самодисциплины, а напротив того, в возможности давать больший или меньший простор своей мышечной системе, то есть силе мышц, захватывающих делае­мое и удерживающих его силой кулака. Не должно забывать, что вся­кое самообладание, самодисциплинирование является всегда и везде результатом самостоятельной и деятельной психической жизни; а для этого человек должен привыкать с пеленок самостоятельно пользовать­ся дарованными ему душевными силами и способностями, и тогда-то он действительно может обретать свободу мысли, слова и действий.

Ввиду стремления, общего всем людям, объяснять все и вся по ана­логии с собой маленькие дети при ограниченности их опыта и знаний, выслушивая басни и сказки, удивляются сравнительно мало, так как им кажется вполне вероятным, что все животные, растения и даже пред­меты неорганического мира и чувствуют, и рассуждают подобно лю­дям. Ввиду этого и басни, и сказки я вовсе не могу признать за сред­ство развивать воображение малютки; хотя обойтись без них при воспитании было бы трудно именно ввиду их соответствия детскому возрасту. Но давать им первенствующую роль не следует, напротив того, даже детей от 1 до 8 лет необходимо знакомить с явлениями незнакомой им еще реальной жизни во всех ее разнообразных фор­мах, вследствие этого детям надо и рассказывать и читать о жизни других детей, о детстве их отца, их матери, их деда, бабушки и т.д.; их

131следует знакомить с жизнью других стран, в другом климате, среди других народов. Точно так же детям следует в рассказах и в чтениях давать короткие очерки жизни различных животных, растений; их сле­дует знакомить и с ролью разных предметов неорганической природы, одним словом, при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда по­мнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможнос­ти полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты, при всем том надо по возможности больше приучать детей к самодеятельности, памятуя, что каждому ребенку предстоит быть человеком и, следова­тельно, ему предстоит вести жизненную борьбу во всевозможных ее видах, борьбу с природой, борьбу с другими людьми и, главное, со своими собственными дурными наклонностями, со своим собственным эгоизмом.

Для всего этого будущий человек должен возможно лучше научить­ся самостоятельно наблюдать, самостоятельно думать и самостоятель­но действовать.

Сказки допустимы только те, в которых в поэтической форме заклю­чена какая-нибудь мысль, и в этом отношении всегда следует отдавать предпочтение народным сказкам, в которых воплощены бывают и наи­более дорогие данному народу мечты и стремления, и те выводы, к которым народ пришел на основании жизненного опыта.

При воспитании воображения следует помнить, что оно оказывает­ся тем пышнее, чем богаче бывает у того или иного человека запас ощущений, представлений, понятий, запас чувств, стремлений и, сле­довательно, чем больше мы будем давать детям возможности упраж­нять свои органы ощущения, набирая все новые и новые знания, тем богаче окажется и содержание их воображения. Это с одной стороны, а с другой — воображение в качестве свободного проявления собствен­ной жизни нервно-мозговых приборов окажется у ребенка тем деятель­нее, чем больше мы его приучим к самостоятельному мышлению.

Воспитатели должны помнить, что жизненной атмосферой вообра­жения служит именно психическая свобода. И потому повторяю и на­стаиваю — маленьких детей надо вести так, чтобы они привыкли само­стоятельно мыслить и отстаивать свои детские мнения, и окружающие люди должны с полной терпимостью и совершенно серьезно относить­ся к детским умозаключениям, как бы наивны и ошибочны они ни были. К тому же в ошибках и промахах детской мысли зачастую как в зеркале отражаются заблуждения человеческой мысли вообще...

Печатается по изд.: Антология пед. мыс­ли России второй половины XIX начала XX в. - М., 1990. - С. 408-410.

Семейное воспитание в истории отечественного образования, его особенности в России, социальные проблемы семьи — огром­ная тема. В советской педагогике она чаще рассматривалась в раз­деле «семья и школа».

До 1917 г, в работах видных педагогов обязательно давались рекомендации по какой-нибудь проблеме семейного воспитания. В небольших книжечках, рассчитанных на широкий круг читате­лей, публиковались проповеди служителей церкви, в которых были обращения к родителям, как нужно воспитывать детей.

Миклухо-Маклай в своем малоизвестном наследии представ­лялся нам только как этнограф и путешественник, хотя это толь­ко десятая часть его научных трудов; у него имеются статьи о семейном воспитании и важности отношений отца и сына.

В начале XX в. группа известных русских педагогов (П.Ф.Капте-рев, П.Ф.Лесгафт, И.А.Сикорский, В.П.Острогорский) прини­мают участие в издании «Энциклопедии по семейному воспита­нию и обучению».

По вопросам семейного воспитания проводятся Всероссийские педагогические съезды. Организатором одного из них был Петр Федорович Каптерев. С ярлыком «буржуазный педагог» (Н.К.Круп­ская) он 70 лет не был известен советскому учительству. Однако ему, Каптереву, принадлежит ряд работ по педагогике семейного воспитания, об особенностях дошкольного воспитания, о состоя­нии образования, о подготовке учителя, о содержании обучения и истории отечественной школы и педагогики. В журнале «Народ­ная школа» еще в 1875 г. он писал, что воспитание детей в семье должно начинаться с момента рождения. Однако часто родители устраняются от духовного влияния на ребенка, ограничиваются физической стороной воспитания. Родители должны знать все про­цессы, которые совершаются в развитии ребенка. «Без этого зна­ния, — писал Каптерев, — воспитание невозможно».

И самым важным в семейном воспитании должно быть знание, что «первые три-четыре года ребенка составляют самое важное время всего воспитательного процесса». Именно в эти годы закладывают­ся основы дальнейшего развития и образования ребенка.

В начале XX в. русская городская семья переживает изменения. Браки становятся расторжимыми. Вовлечение женщин в произ­водство порождает необходимость создания детских яслей и садов. Поэтому огромное внимание уделялось семейному, дошкольному

П Ф Лесгафт 1 8 7—1909 Более 40 лет во второй половине XIX в. занимался научной, педагогической и общественной деятель­ностью замечательный русский педагог Петр Францевич Лесгафт.

133 Его исследования становления всесторонне развитой личности, физического развития человека, а также создание теории разви­тия ребенка в семье — огромный вклад не только в историю оте­чественного образования, но и медицинской науки и отечествен­ной культуры в целом.

Петр Францевич Лесгафт родился в семье ювелира. После окон­чания гимназии, а затем Медико-хирургической академии (1861) занимался исследовательской работой; в 1865 г. ему была присво­ена степень доктора хирургии; с 1868 г. он профессор, затем заве­дующий кафедрой физиологического факультета Казанского уни­верситета.

В медицине он известен как основоположник функционально­го направления в анатомии, гигиены физических упражнений, лечебной гимнастики, как автор учебников по анатомии и био­механике физических упражнений; считался лучшим врачом по заболеваниям костно-мышечной системы.

Его работы о физическом воспитании были результатом мно­голетнего исследования гимнастических занятий с детьми и взрос­лыми, его наблюдений за развитием ребенка и взаимосвязью фи­зического, умственного, нравственного формирования личности.

В своих работах «Об играх и физическом воспитании в школе» (1883), «О наказании в семье и его влиянии на развитие типа ребенка» (1884), «Школьные типы» (первая часть его «Семейного воспитания») (1884), «Руководство по физическому воспитанию детей дошкольного возраста» (1888) Лесгафт обращается к об­щим вопросам воспитания, определив методы физического, нрав­ственного, школьного и семейного воспитания.

Основная деятельность ученого была связана с Медико-хирур­гической академией и Петербургским университетом. Создав Об­щество содействия физическому развитию, он устраивает детские спортивные площадки, катки для ребят и взрослых. Он был со­здателем первых женских Высших курсов (1890) в России, на ко­торых готовили воспитательниц и руководительниц физического воспитания, В 1906 г. Лесгафт открывает Вольную высшую школу, где читались лекции для рабочих. Он добивается открытия Есте­ственно-исторических курсов Общества народных университетов. Однако работать в них ему не пришлось, заболев, он умер.

Заслуги П.Ф.Лесгафта в истории отечественного образования огромны. Он стал основателем отечественной науки о физичес­ком воспитании, им исследовалось взаимодействие физиологи­ческих и психологических процессов в развитии ребенка.

Рассматривая проблему всестороннего развития личности ре­бенка, ученый относил к числу главнейших вопрос о роли на-

следственное™. Он признавал наследование конструкции тела, строения органов, особенностей проявления энергии человека. Но в физическом и духовном развитии ребенка он придавал решаю­щее значение среде, воздействию окружающих людей.

«Большинство воспитателей, — писал он, — в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пре­словутую «наследственность», «на прирожденную испорченность» детской натуры... и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы вос­питания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник».

Он осуждал педагогическое невежество воспитателей и роди­телей, не знающих своего ребенка, указывал, что многие пороки у детей создаются самими взрослыми и условиями среды. «Злым ребенок будет только тогда, — писал он, — когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдой. Лень у него появляется тогда, когда его насильно заставляют произво­дить непосильную, несоответствующую его занятиям и подготов­ке, следовательно, логически непоследовательную работу или ра­боту сильно, угнетающую его однообразием, утомительным действием».

Свою теорию «об идеальной нормальной личности» Лесгафт изложил в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение», рассматривая физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие ребенка как единое целое. Он пытается от­ветить на вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие ребенка, почему у детей так много откло­нений от нормального развития человеческого организма? По мнению ученого таких причин множество.

Во-первых^ ребенок должен быть окружен атмосферой любви. Если он будет лишен этого чувства с детства, то сам всю жизнь не будет способен любить, делать людям добро.

Во-вторых, воспитатель должен быть эталоном нравственности, человеком слова и дела. Лучше, если этим человеком будет мать.

В-третьих, атмосфера труда в семье должна быть радостной, так как ребенок этому учится сначала в игре, а потом уже работая со взрослыми.

В-четвертых, следует исключить из жизни ребенка лакомства, роскошь, нищету, азартные игры, табак, беспорядочную еду.

В-пятых, чередовать занятия ребенка: труд — с игрой, игру — с учением, рисование — с лепкой и т, д. Выбирать занятия должен сам ребенок, а не родители.

В-шестых, следует постоянно следить за нагрузкой ребенка, не допускать перегрузки в учении и труде.

135В-седьмых, следить, чтобы ребенок не был с безнравственны­ми детьми.

До 7 лет, считал Лесгафт, ребенок повторяет все за взрослыми и только в 7 лет вырабатывает свои «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих. Поэтому взрослые должны следить за каждым своим поступком. В дошколь­ном возрасте «складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данный местности и семьи». Этот период имеет боль­шое влияние на судьбу человека, оставляя след на всю жизнь.

Критикуя семейное воспитание, ученый обращает внимание на то, что и семья и школа не вырабатывают у ребенка самостоя­тельности, не приучают его рассуждать. А раннее определение ребенка в школу уничтожает его индивидуальность, «его самосто­ятельное проявление, содействует развитию в нем стадности за счет развития личных его способностей».

В воспитании следует помнить, «что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека».

Лесгафт выделяет «основания», точнее, основы воспитания ре­бенка в семейный период. Это соблюдение чистоты, отсутствие произвола взрослых, последовательность взрослых в словах и де­лах, признание ребенка как полноправного человека.

Чистота, указывал он, необходимое условие предупреждения болезней и детской смертности. «Большая смертность детей се­мейного периода всегда больше бывает там, где распущенность нравов и неопрятность всего сильнее развита».

Отсутствие произвола не даст ребенку впитать эти качества в себя, не позволит поступать так по отношению к другим.

Последовательность в отношении слова и дела важна в воспита­нии ребенка в том плане, что «на ребенка главным образом вли­яет дело, а не слово», ребенок формируется «под влиянием по­ступков, которые видит».

Признание ребенка как личности Лесгафт выдвигает как протест против обращения с ребенком, как с куклой, «существующей для потехи взрослых». И в то же время он предостерегает, что нельзя потворствовать капризам ребенка, «превращать их в кумиров».

Считая наилучшей средой для воспитания ребенка семью, он главную роль отводит матери, подчеркивая, что «умная, толко­вая, правдивая и любящая мать... никогда не допуская произвола, лжи или оскорбления ребенка, будет в состоянии содействовать его умственному развитию и установлению его нравственного ха­рактера... Вовремя сказанным словом и разъяснением сумеет под­держать деятельность ребенка, а также будет содействовать усвое-

нию им понятий о правде, будет непременно содействовать раз­витию сознательной деятельности».

Такая мать, писал Лесгафт, «никогда не отдаст своего ребенка в детский сад, ее семья никогда и ни в коем случае не может быть заменена школою, начинающейся с трехлетнего возраста ребен­ка». В то же время он признавал существование детских садов как необходимость и предлагал изменить содержание их работы. В группе детского сада должно быть не более 4—5 детей, их орга­низация должна быть близкой к семье, создавать их следует на

природе.

В семейном воспитании Лесгафт огромное значение придавал игре, игрушкам, считая, что это богатое средство для умственно­го, физического, нравственного воспитания. Он разделял игры для семейного и школьного возраста. Ребенок семейного возраста в своей игре повторяет все, что видит в окружающей жизни, при этом развивается его наблюдательность, он приобретает навыки в

труде.

Работа П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его зна­чение» представляет научный интерес в том плане, что в ней да­ется возможность всем, кто занимается с детьми, понять «психи­ческое отправление» ребенка, его «индивидуальные свойства», не зная которых воспитатель «может ежеминутно встать в тупик пе­ред проявлением той или иной черты нрава воспитанника».

В первой части книги под названием «Школьные типы» он ха­рактеризует детей по типами поведения: лицемерные, честолю­бивые, добродушные, мягко-забитые, злостно-забитые, угнетен­ные и нормальные. Нормальный тип — это идеал воспитания, достигаемый при «полной гармонии между умственным и физи­ческим развитием».

Лесгафт дает характеристики детям, которые только пришли в школу и прежде их воспитание проходило в семье; обращает вни­мание родителей на недостатки семейного воспитания, приводя­щие к формированию у детей отрицательных привычек и черт

характера.

Заметим, что некоторые ученые такую классификацию П.ФЛесгафта считают неполной, так как он ограничивается только влиянием на ребенка среды и нравственных идей. Здесь, конечно, не следует забывать, что одни и те же условия семейного воспи­тания могут по-разному влиять на детей. Так, угнетающие усло­вия могут подавить слабого и вызвать злобу и сопротивление силь­ного.

Но даже считая, что эти «отвлеченные психологические обра­зы» являются результатом ошибок семейного воспитания, непра-

137вильного влияния взрослых, рассмотрение этих «типов» представ­ляет интерес для современного практика, социального педагога.

П. Ф.Лесгафт

Школьные типы (антропологический этюд)

(в сокращении)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.