Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






См.: Озерская Ф.С. Указ. соч. — С. 220.






1 Объединение прогрессивной интеллигенции организаторов бесплатных дош­кольных учреждений, стремившихся улучшить семейное воспитание детей; за­нимались проблемами теории и практики дошкольного воспитания.

1 Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты Российской империи//Педаго-гика.- 1995. -JSfei.-C. I17-1I9.

1 Там же.

ИЗных детях» к 1899 г. открыло 89 учреждений для 849 детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет1.

В начале XX в. в России было 148 приютов. Из них 11 яслей-приютов, 10 ремесленных приютов и рукодельных школ, школы поварского дела и одна школа для подготовки смотрительниц. После закона 1828 г. большинство воспитательных домов, при­ютов, детских яслей создавалось за счет благотворительности. К 1917 г. на территории РСФСР располагалось 538 детских при­ютов, где воспитывались 29650 детей.

. На протяжении 50 лет в XIX в. в практике

пял* ^fiiJfoii СИР°ТСКИХ приютов и воспитательных домов (1803—1869) применялось «Положение о детском приюте»,

разработанное Владимиром Федоровичем Одо­евским.

Князя В.Ф.Одоевского, аристократа из рода Рюриковичей, по­читали за писательский дар и энциклопедические знания; он был в центре прогрессивной части петербургского общества. Выступал за введение в России всеобщего образования, против привлече­ния иностранцев в качестве домашних учителей, так как, по его мнению, это вредит гражданскому воспитанию молодежи.

Посещая приюты для детей-сирот в 20-е гг., он ознакомился с их жизнью и работой воспитательниц. С середины 30-х гг. занимал­ся благотворительной деятельностью, открытием приютов; тогда же разработал «Положение о детских приютах».

В «Положении» он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться; обучать воспи­танников какому-либо ремеслу.

Одоевским были написаны две «Детские книжки для воскрес­ных дней», которые стали пособием для воспитательниц сиротс­ких приютов и воспитательных домов. В них давались педагогичес­кие рекомендации воспитательницам, сказки и небольшие рассказы для детского чтения; был включен и дидактический ма­териал: карты, рисунки, чертежи.

Книги «Азбука для употребления в детских приютах. Таблицы складов», «Руководство для гувернанток», «Наука для наук. Книжки дедушки Иримея» были написаны Одоевским специально для вос­питательниц приютов и воспитательных домов.

1 Розенфельд Б. Р. Первые учреждения для детей народа в царской России//Сов.

государство и право. 1991. — № 6. — С 216.

В «Антологии педагогической мысли России первой половины XIX в.» (М., 1987) помещена часть его статьи «Руководство для гувернанток». Хочу обратить внимание на главу «Разговоры с деть­ми», в которой Одоевский дает психологический анализ разгово-гра с ребенком и самое главное — рассматривает этот процесс с юзиций восприятия речи взрослых ребенком. Этот анализ пред-уставляет интерес не только для социального педагога, но и для любого социального работника.

«Искусство говорить с детьми, — пишет он, — очень важно для успеха в воспитании. И все познания воспитательницы не принесут пользы, если она не умеет говорить тем языком, который и может быть внятен и убедителен для ребенка»1.

По мнению Одоевского, только на книгах ребенок ничему не научится. Нужны объяснения взрослых. Живое слово воздействует на умственное, эстетическое, нравственное и религиозное разви­тие ребенка эффективнее, чем простое чтение. Но разговоры с детьми требуют искусства. Не всякое слово, направленное на доб­ро, так отзовется на ребенке.

Значит, пишет он, важно не только ЧТО, но и КАК нужно говорить с детьми. Важно видеть, КАК ребенок слушает, понима­ет ли он то, что Вы говорите. Речь ребенка и взрослого различна. Воспринимая речь взрослого, ребенок проходит несколько ступе­ней познания. В том-то и состоит искусство взрослого при разго­воре с ребенком: суметь дать образ, сравнить, активизировать на процесс сравнения мысль ребенка, кратко изложить суть, ясно представить то, в чем убеждаешь ребенка. Кроме того, нужно сле­дить, внимателен ли ребенок, мыслит ли он самостоятельно. В этом случае следует помочь ему словами: «Подумай!», тем самым направив мысли ребенка в нужное русло.

В. Ф. Одоевский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.