Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление к сочинению






Прошу ознакомиться с рекомендациями по подготовке к экзамену по литературе. Обратите внимание, они содержат следующие материалы

Требования к сочинению

Направления и темы сочинений. Надо выбрать направление и написать 3 сочинения на разные темы данного направления.

Литературоведческие статьи по направлениям тем сочинений

Тексты художественных произведений (к разным направлениям)

Образцы сочинений

Список литературы (по направлениям). Можно добавить своими текстами, необходимыми при работе над классными сочинениями.

Требования к сочинению

1. К сочинению предъявляются следующие требования:

2. Соответствие теме. Обдумайте каждое понятие, каждое ключевое слово в формулировке темы. Сформулируйте тезис, в котором бы прозвучала выбранная тема

3. Аргументация. Для аргументации должен быть использован текст художественного произведения. Обращаться надо лишь к такому произведению, которое вы прочитали, поняли идею, уяснили авторскую позицию. Любой аргумент должен быть подтвержден примером с вашим обязательным комментарием (Следует избегать пересказа)

Композиция и логика сочинени.

· Вступление. Размышление по поводу выбранной темы, тезис, основанный на материале этих раздумий. Тезис может быть сформулирован в виде цитаты. Во вступлении должен быть логический переход к основной части (это предложение можно ввести с помощью выражений: докажем это, обратившись…; это можно доказать на примере…; в этом можно убедиться… (объем вступления 4-5 предложений)

· Основная часть. Содержит аргументы и примеры (здесь может анализироваться как одно, так и несколько произведений). В качестве аргументов могут быть взяты литературные источники, факты из биографии писателей. Каждое новое положение этой части должно закономерно вытекать из предыдущего.

· Заключение. Это часть должна содержать вывод, сделанный на основе размышлений над темой произведения.Вывод может быть связан с основной частью с помощью выражений: итак, вот почему, следовательно, значит, таким образом… (объем 2-3 предложения)

Как работать над сочинением

Вступление к сочинению

 

Варианты зачинов Примеры Плюсы и минусы названного варианта
  1.Академический   «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»     Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости
  2. От «я»   «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»   Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции
  3. «Киношный»   «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»   Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции
  4. Дневниковый   «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»   Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу
  5. Цитатный   «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»   Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

 

Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)

Каждое предложение абзаца как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

 

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

 

Тип мостика Его характеристика Примеры
  1. Риторический вопрос   Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора   «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?»
  2. Прямая связь   Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях   «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…»
  3. Переход- соединение   Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…   «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
  4. Переход- противопоставление   Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…   «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»
  5. Внутренняя связь     Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла   «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Заключение.

 

1. Итог и обобщение

Размышляя о.........................., начинаешь пониматьть, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

 

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

 

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение.......... не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

 

4.Концовка- афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.

«Безумству храбрых поем мы песню»!

 

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

 

6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

 

7. Корректное возражение автору.

Сложно не согласиться с автором......., что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

 

8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.