Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта






В современном мире выделяют 6 видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный.

Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный.

Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров.

У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

Особенности морского транспорта:

1) низкая стоимость перевозок: при транспортировке на значительные расстояния;

2) мобильность, т.е. возможность переключения судов с одного маршрута на другой;

3) большая грузоподъемность судов – перевоз значительных партий грузов;

4) неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов);

5) незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли.

Ограничения (недостатки) использования морского транспорта:

1) зависимость от работы портов;

2) небольшая скорость перевозок;

3) сезонность морских перевозок в северных районах плавания.

Особенности железнодорожного транспорта:

1) высокие материальные затраты при строительстве железных дорог и затраты по эксплуатации и содержанию станционных сооружений;

2) наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозке на расстоянии более 200 км;

3) относительная дешевизна перевозок;

4) возможность доставки «от двери к двери» за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

5) способность перевозить различные виды грузов;

6) независимость от климатических условий.

Особенности автомобильного транспорта:

1) возможность доставки грузов «от двери до двери»;

2) обеспечение высокой сохранности грузов;

3) большая мобильность и скорость перевозки;

4) экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до 200 км) (в США считается целесообразным использовать автомобильный транспорт на расстоянии до 1500 км, в Западной Европе до 800 км (суточный пробег));

5) использование автомобильного транспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет организовать ритмичность поставок.

Ограничения в использовании автомобильного транспорта:

1) зависимость от дорожной сети;

2) дороговизна перевозок;

3) ограниченность использования при перевозке массовых партий грузов на значительные расстояния.

Особенности речного транспорта:

1) высокая перевозная способность по рекам;

2) невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов, не требующих срочной доставки;

3) возможность перевозки крупных по объему партий грузов;

4) возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть.

Ограничения в использовании:

1) необходимость строительства гидротехнических сооружений;

2) сезонность работы на большинстве рек России;

3) необходимость считаться с естественными географическими расположениями водных путей и частым их несовпадением с направлениями грузопотоков;

4) неоднородность судоходных условий на различных реках и на участках одной реки.

Особенности воздушного транспорта:

1) высокая скорость доставки;

2) сокращение (спрямление) пути (самолет летит фактически по прямой);

3) высокая сохранность грузов в пути;

4) возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды транспорта.

Ограничения:

1) самый дорогой вид транспорта, используется чаще всего при перевозках дорогостоящих грузов;

2) ограниченная грузоподъемность и невозможность перевозки массовых, навалочных и других грузов;

3) зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.

Особенности трубопроводного транспорта:

1) низкая себестоимость транспортировки;

2) герметичность труб, практически исключает потери грузов;

3) высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;

4) независимость от окружающей среды, отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки;

5) обеспечение непрерывности подачи и транспортировки грузов.

Ограничения:

1) трудоемкость строительства трубопроводов;

2) трубопровод окупается лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем он используется только в одном направлении;

3) объемы транспортировки жестко ограничены пропускной способностью трубопроводов и их увеличение возможно лишь путем строительства другого трубопровода;

4) в случае, если месторождение иссякает, либо в использовании трубопровода нет необходимости, он не может быть использован для других целей;

По возрастанию степени – речной, морской, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, воздушный транспорт (трубопроводный не учитывается из-за ограниченности использования в грузовых перевозках).

Выбор вида транспорта

Основными критериями выбора вида транспорта являются:

1) экономическая целесообразность;

2) техническая возможность данного вида транспорта обеспечить транспортировку конкретного груза в срок и без потерь.

Критерии: экономические и внеэкономические.

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта:

- надежность соблюдения графика поставки;

- время доставки;

- стоимость перевозки;

- транспортная характеристика перевозимых грузов (физические, химические свойства).

Качество доставки грузов предполагает скорость и регулярность доставки, сохранность грузов, ликвидацию излишних перегрузочных операций, уровень обслуживания.

В практике перевозок грузов различают 2 вида сообщений:

1) смешанное – это перевозка грузов одним или разными видами транспорта, но с перегрузкой при этом при перегрузке заключается новый договор перевозки;

2) прямое сообщение – перевозка грузов по одному документу, даже если груз перегружается в пути (документ просто передается с одного вида транспорта на другой);

3) прямое-смешанное – тоже что прямое, груз хоть и с перегрузкой, как бы в смешанном сообщении, но по единому документу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.