Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и значение информационной логистики и информационных систем.






Логистику по праву можно считать существенным фактором ре­ализации мероприятий, направленных на увеличение экономичес­кой эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности, может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информацион­ных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-тех­нических связей, организация работы на основе научного функцио­нального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.

В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, про­изводства и сбыта. В свою очередь в рамках каждой из субсистем находятся структуры функционального характера — складское хо­зяйство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и об­работка информации. Каждый из этих элементов неизбежно при­сутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систе­му с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимиза­ции издержек всего производства, а не отдельно взятого элемента.

Инструментом подобного объединения является информацион­ное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кон­чая сбытом продукции. Во внешней сфере деятельности фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить: а) оператив­ное получение информации о том или ином событии или коммер­ческой ситуации, сложившейся на рынке; б) получение запроса на поставку или отказ от нее. И в том и в другом случае также перво­степенную роль играет комплекс информационного обеспечения. Потоки информации являются теми связующими «нитями», на которые нанизываются все элементы логистической системы. При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию опе­ративных решений и т.д.

Еще несколько лет назад основные проблемы, которые стояли перед создателями логистических систем, лежали в области физиче­ских потоков товаров и сырья. Под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потреби­телю подразумевалась лишь сопроводительная информация.

По Мере распространения логистических систем на предприяти­ях во псе большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику логистических информационных систем, ко­торые позволяли бы органически объединить в единое целое все логистические субсистемы (логистику снабжения, производственную логистику, логистику распределения и др.).

Успешному претворению этой концепции в жизнь способствова­ло понимание того факта, что информация на современном уровне развития общественного производства — это самостоятельный про­изводственный фактор, потенциальные возможности которого от­крывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособ­ности фирм.

Чтобы анализ информационной деятельности в логистике был плодотворным, необходимо рассматривать всю логистическую систе­му как совокупность функционально ограниченных логистических суб­систем, функционирование которых как целого обеспечивается инфор­мационной логистикой на уровне ее собственных информационных суб­систем. Безусловно, подобное деление весьма условно, поскольку в практической деятельности их тесное переплетение, взаимодейст­вие являются залогом успешного функционирования всего ком­плекса в целом.

Важно также подчеркнуть еще один аспект. Ключевым пунктом планирования и управления производством является оптимальное соотношение централизации и децентрализации в деятельности от­дельных подсистем. Оптимально организованная локальная деятель­ность каждой из подсистем, как правило, не приводит к оптималь­ному (наилучшему) результату в деятельности всей системы.

Функциональная изолированность отдельных подразделений про­изводства, даже при наличии высококвалифицированного персона­ла, может тормозить повышение эффективности всей системы в целом. Поэтому одним из важнейших условий успешного функционирования всего производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (производственную и обслуживающую, включая транс­порт и складское хозяйство) и управлять ею исходя из принципов единого целого.

Для создания информационной логистической системы на уров­не производства необходимо сформировать модель такой системы. Традиционно в практике западных компаний поиск путей рационализации материально-технического обеспечения ограничивается в основном физическим уровнем предприятия. Анализируются имеющие отношение к эффективности и экономической выживаемости технические средства организации материального потока, и при необходимости производится их модернизация. Получаемая величина возможной экономии, как правило, невелика, особенно для малых и средних предприятий. Здесь, например, в основное применяют незначительное количество транспортных средств внутри и вне предприятий, а имеющиеся средства складирования реально усовершенствовать весьма трудно. Один из выходов - применение логистического подхода к созданию модели, а затем и реальной системы организации информационного потока на взятом как единое целое предприятии. Для этого требуется достаточное количество детальных данных, которые могут быть получены только с помощью интегрированной системы материально-технического снабжения.

Информационная система здесь является существенным компонентом логистической структуры, связывающим ее воедино и служащим для координации поставок, производства и сбыта.

Сущность системы координации поставок заключается, во-первых, в разбиении физических потоков на независимые периоды транспортировки и складирования, во-вторых, в подготовке информации о фазе состоянии потока в реальном масштабе времени. Информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий.

Компьютерная система передачи и хранения снабженческой информации приносит двоякую пользу.

Во-первых, такая система улучшает управление все более услож­няющимся материально-техническим снабжением. Для компактных высоко организованных систем производства, таких, как синхрон­ное производство и поставки «Точно в срок», управление движением поступающих материалов становится все более важным

Во-вторых, благодаря деятельности информационной логистики при обмене снабженческими данными повышается эффективность управления запасами. Моментальное получение данных о движении товаров вселяет уверенность в своевременности доставки товаров и как бы позволяет заменить реальные запасы информационными потоками. Обмен снабженческими данными, распространяемый на сеть фирм — поставщиков и транспортных компаний, позволяет изготовителю уменьшить затраты, связанные с обеспечением дея­тельности полной логистической цепи. Повысив ее эффективность, фирма-изготовитель получает ощутимую экономию. Эта экономия фактически делится в определенных пропорциях между тремя сто­ронами: изготовителем, поставщиком и транспортной компанией, компенсируя затраты на создание и содержание современных ин­формационных систем и создавая дополнительную прибыль от их использования. Получение эффекта от действия информационной логистики стимулирует всех участников логистического процесса поддерживать достигнутый уровень этого процесса, а также вклады­вать новые средства для его оптимизации.

Побочным продуктом системы координации поставок является постоянно пополняемая база данных, помогающая оценивать эф­фективность работы логистических служб.

Одним из подходов к созданию модели информационных пото­ков на производстве является анализ существующей системы управления. Он предполагает сведение конкретных участков производст­ва к отдельным компонентам, комбинируя которые, можно полу­чить структурную модель для анализа вариантов структуры предпри­ятия.

Структурная модель должна содержать оба основных элемента, а именно: производственные мощности и средства организации мате­риального потока. Комбинируя эти элементы, исследователи и орга­низаторы системы делят всю структуру предприятия на буферную и технологическую части. При этом охватываются все виды деятельно­сти — от получения сырья до передачи готовой продукции покупа­телю. Основной критерий, отличающий буферные и технологичес­кие зоны, сосредоточен в вопросе: находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение? Получив ответ на этот вопрос, далее определяют, какие конкретно данные должны быть собраны, обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком. Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие девять информационных элементов, которые, как считается, создают базу для информационного контроля над «сей структурой материально-технического снабжения:

1. Тип предмета снабжения.

2. Количество или его объем.

3. Происхождение предмета снабжения.

4. Его месторасположение (размещение).

5. Время прибытия в пункт размещения.

6. Время отправки из пункта размещения.

7. Система транспортировки.

8. Время транспортирования.

9. Резервирование.

Перечисленные группы данных составляются для всех мест размещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью уста­навливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения. Как правило, такие пункты рекомендуется ор­ганизовывать на границах между буферными и технологическими секциями производства.

Заключительный этап построения информационной модели сис­темы материально-технического снабжения связан с распределени­ем полученных данных по двум компьютерным системам с различ­ными областями функционирования. Одна система (она связана с транспортными заказами) ведет контроль потока материалов и.осуществляет управление им, другая же управляет непосредственно производством и следит за заделами материалов, находящихся под непосредственным влиянием процесса производства. В ряде случаев обе системы объединяют в одну. В любом варианте информация начинает обрабатываться сразу после поступления производствен­ного заказа так же, как и регистрация материалов, уже перевезенных с помощью транспортной системы.

На рисунке 1 представлена наиболее типичная информационная система логистики, функционирующая на отдельно взятом произ­водстве. Эта система имеет ряд особенностей:

во-первых, она всепроникающая — для нее нет закрытых зон; ее каналами связи и датчиками пронизаны все уровни по горизонтали

и вертикали;

во-вторых, она строго иерархична, управляющие уровни точно очерчены и несут ответственность за вверенные им функции;

в-третьих, функции внешних связей приданы лишь определенно­му уровню иерархии.

 

Как правило, внешние связи опираются па общественные кана­лы коммуникаций, хотя возможно использование и специальной закрытой связи. Внешними агентами системы являются рынок снаб­жения и рынок сбыта предприятий.

 

Рынок снабжения Рынок сбыта

 
 

 

  Руководство производством  
 
Поставки материально-технических средств   Контроль управления предприятием   Распределение продукции  
 
 

 

  Контроль производства   Контроль материально-технического снабжения  
  Уровень автономных подсистем
 
 

 

  Конвейеры Размещение Контроль качества Средства погрузки Идентификаторы   Обработка Автоматизация Сборка Оперативные данные Автоматы складирования Буферные зоны Сортировка Хранение Управление Автоматизированная транспортная система Роботы Идентификаторы  
 
  Планирование маршрута, Конвейер Склад готовых товаров Идентификаторы Упаковка Средства погрузки Зона погрузки    
                   

 

Рис. 1Пример организации информационной логистической сети на производстве

На вершине пирамиды информационной сети предприятия нахо­дится его генеральное руководство с функциями менеджмента (пла­нирование и контроль). Функциональный контроль осуществляется на следующем уровне и включает поставки предметов снабжения, управление предприятием, управление распределением. Основные контролируемые параметры — время обработки, обслуживание по­ставок, запасы, производительность.

На нижней ступени расположены системы, входящие непосред­ственно в контакт с рабочими местами и функционально управляю­щие производством и подачей материально-технического снабже­ния. Здесь контролируемыми параметрами являются: производст­венные мощности, количество и маршруты прохождения продук­ции, сроки производства.

Отдельно выделяется «уровень автономных подсистем», состоя­щих из локальных информационных сетей. Локальная информаци­онная сеть, связанная с конвейером, собирает и передает данные о размещении предметов снабжения, контроле их качества, состоянии средств погрузки, маркировке и идентификации продукции, по­ступлении ее на склад. Эта сеть передает данные непосредственно на второй уровень, отвечающий за поставки материально-техничес­ких средств. Локальные сети, расположенные непосредственно на рабочих местах, питают информацией структуру контроля произ­водства о темпах сборки, результатах тестирования и пр. А инфор­мацию о положении в буферных зонах и на складах получает струк­тура контроля за материально-техническим снабжением. Обе кон­тролирующие системы активно обмениваются информацией на сво­ем уровне. Наконец, локальная сеть, собирающая данные по обра­ботке готовой продукции и ее перевозке клиентуре, передает их в подразделения, ведающие распределением продукции.

Таким образом, информация сама по себе представляет один из важнейших элементов производства, а для систем материально-тех­нического снабжения играет решающую роль в повышении их эф­фективности. Этот процесс интенсификации производства обуслов­лен как более короткими сроками обработки материалов при более низком уровне запасов и возрастающей гибкости производства, так и высокой «прозрачностью» каждого участка на предприятии. В свя­зи с этим, последовательное применение информационных, микро­электронных, сенсорных технологий приведет к повышению эф­фективности информационных локальных сетей предприятий, ко­торые, будучи расширенными до уровня межфирменной логистики, охватывающей целый ряд предприятий, откроют возможность пря­мого доступа на рынки снабжения и распределения.

Информационные логистические сети разделены на уровне кон­троля процессов производства. На самом нижнем уровне — функци­ональном — посредством инструментальных средств для сбора и передачи данных обеспечиваются базовой информацией автоном­ные подсистемы, отвечающие за производство, складирование и перевозки. При этом используются сенсорные и сканирующие уст­ройства, специально разрабатываемые для этой цели.

На следующем уровне организуется контроль оборудования сис­тем материально-технического снабжения и путем комбинирования отдельных элементов, образующих автономные подсистемы, дости­гается максимальная управляемость элементов системы в целом.

На высшем уровне производства автономные подсистемы объе­диняются во всеобъемлющую информационную сеть (центральную систему управления).

Здесь менеджмент предприятия имеет дело с высокоуровневым планированием и принятием решений.

Роль информационных сетей подобного типа заключается в ин­теграции методов менеджмента и новых технологий информатиза­ции и автоматизации, а это гарантирует предприятиям повышение производительности систем материально-технического обеспечения, базирующихся на автоматизированных информационных системах.

Наличие развитой информационной структуры производства обес­печивает две стороны общего логистического процесса.

Во-первых, эта система позволяет обслуживать производственные процессы, слагающиеся из субпроцессов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания субсистем делает возможным свя­зать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в цепи поступления товаров и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные по­токи с общей системой планирования и управления на уровне произ­водства и фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства.

Во-вторых, существует не менее важная для определения страте­гии закупочной и сбытовой деятельности вертикальная интеграция логистической информационной системы, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического пла­нирования развития производства и сбыта и кончая уровнем опера­тивного руководства отдельными производственными участками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии от­дельных звеньев производства и оперативно реагировать на проис­ходящие изменения. С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспече­ния выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий мо­мент; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; в) стабильного поддержания высокого качества.

Существенно облегчает работу служб снабжения переход на опе­ративную систему. Здесь, по мнению специалистов-логистиков, за­ключены значительные резервы повышения производительности управленческого труда, снижения объемов переписки и, в конечном итоге, предпосылки для создания эффективно действующей информационной логистической системы. В настоящее время именно на основе оперативного снабжения по системе «точно в срок» стали конструироваться автоматизированные человеко-машинные систе­мы материально-технического снабжения, немыслимые без хорошо налаженной информационной логистики.

Оперативное снабжение в любой его форме требует меньшего объема и времени формального оформления документов, так как поставки производятся по нескольку раз в день, используются дол­госрочные контракты, и даже просто телефонный звонок или корот­кая телеграмма могут легко изменить время и размер поставки.

Одновременно оформительская работа сокращается за счет ис­пользования особых карточек заказа (они в большинстве случаев именуются японским термином «Канбан»), которые способствуют ускорению поставок. Это карточка из пластмассы или плотной бу­маги, на которой каждый рабочий получает производственную ин­формацию. Находясь, например, на сборочной линии, он переме­шает ее из контейнера для деталей в данной стадии производства в точку складирования на предыдущей стадии. Карточка, оставленная в этой точке, служит сигналом для восстановления израсходованных запасов. Так две карточки образуют информационную систему, дей­ствующую в реальном масштабе времени и показывающую произ­водственную загрузку, состояние складов и использование рабочей

силы.

В условиях жесткой конкуренции особое значение придается планированию и управлению сбытом продукции. Прежде всего, от­метим, что структуре фирмы, управляющей сбытом, требуется зна­чительное количество информации в нужное время и в необходимой форме. Без этого, невозможно надеяться на обеспечение прибыльно­сти производства. В процессе сбытовой деятельности решаются весь­ма специфические проблемы, с трудом поддающиеся анализу, к тому же не всегда достаточно понятные, постоянно меняющиеся, с различными приоритетами и разной степенью значимости.

Главная задача информационных систем в этой области — обес­печить актуальную и точную информацию о рынке и продажах, способствовать сокращению административных расходов. Интегри­рованная система управления сбытом фирмы является частью обще­фирменной системы информации и управления, которая должна обеспечивать потребителя несколькими формами важнейшей ин­формации, в том числе цифровыми и текстовыми данными, графи­ческим изображением, передачей голоса на расстоянии.

Для информационной поддержки сбытовой деятельности фир­мы необходимо задействовать следующие основные виды информации, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем:

1) история рынка сбыта (анализ по регионам), типы сбытовых операций;

2) прогнозы рынка и сбыта;

3) конкуренция: история, состояние, перспективы;

4) доля на рынке: история и анализ;

5) цены и ценообразование;

6) расходы;

7) модели рынка (сбыта);

8) контроль деятельности персонала;

9) территориальное планирование, циклы деловых поездок, пер­сональное распределение командировок;

10) источники запросов перехода на новый продукт и пр.;

11) реестр покупателей;

12) исходящая и получаемая информация;

13) печатание и отправка почты;

14) контроль ответов и анализ результатов рекламной деятельности;

15) обсчет сбытовой деятельности;

16) движение заказа, выставление счетов, составление смет и отчетов;

17) доступ к внутренней и внешней информации; и ряд других.

Исходя из представленного списка видно, что информационные системы обеспечивают сбытовую службу в вопросах планирования, техники сбытовых операций, наблюдения рынка, внутреннего конт­роля и т. д.

Формирование информационной системы — сложный и много­плановый процесс, в котором используются достижения современ­ной информационной технологии, новейшие компьютерные систе­мы, что делает возможным успешное руководство производствен­ными процессами на основе применения адекватной информацион­ной техники, методов и форм информационного обеспечения всей логистической системы в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.