Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной высшей школе
Классификация
| Основание
| Группы методов
| Традиционная (Петровский Е.И и др.)
| Источник знаний
| ● Словесные (беседа, рассказ, лекция и пр.)
● Наглядные (показ, схемы и пр.)
● Практические (упражнение, решение задач и пр.)
| По назначению (Данилов М.А. и др.)
| Последователь-ность этапов обучения
| - приобретения знаний;
- формирования умений и навыков;
- применения знаний;
- творческой деятельности;
- закрепления ЗУН;
- проверки ЗУН
| По дидактическим целям (Щукина Г.И. и др.)
| Цели обучения
| Методы, способствующие:
а) первичному усвоению материала;
б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний
| Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому
| Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД)
| · организации и осуществления УПД:
– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);
– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
· стимулирования и мотивации УПД:
– интереса к учению;
– долга и ответственности в учении.
· контроля и самоконтроля за эффективностью УПД:
– устный, письменный, лабораторно-практический.
| Классификация методов обучения по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину
| Характер деятельности обучающихся
| - объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
|
Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)
Метод
| Вид деятельности обучающе-гося
| Уровни умственной деятель-ности обучающе-гося
| Уровни знаний
| Сущность
| Усовершен-ствование
| 1. Объяснительно-иллюстративный
| Получение знаний с помощью преподавателя
| I - узнавание
| I - знания - знакомства
| Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний
| Программированное обучение
| 2. Репродуктивный
| Применение изученного на основе образца (репродукция)
| II - воспроиз-ведение
| II – знания- копии
|
|
| 3. Проблемное изложение
| Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя
| III – применение
| III – знание- умение
| Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний
| Диалоговые формы обучения
| 4. Частично-поисковый
| Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя
| III – применение
IV – творчество
| III – знание- умение
IV – знание- трансформа=ция
|
|
| 5. Исследова-тельский
| Самостоятельный поиск варианта решения
| IV – творчество
| IV – знание- трансформа-ция
|
|
|
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.
3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.
Ни одна из рассмотренных классификаций не свободна от недостатков. Следует исходить из того, что «чистых» методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие преподавателя и обучающихся. «И если мы можем сказать на определенном этапе об использовании одного метода, то это лишь означает, что он в данный момент доминирует».
|