Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной высшей школе






Классификация Основание Группы методов
Традиционная (Петровский Е.И и др.) Источник знаний ● Словесные (беседа, рассказ, лекция и пр.) ● Наглядные (показ, схемы и пр.) ● Практические (упражнение, решение задач и пр.)
По назначению (Данилов М.А. и др.) Последователь-ность этапов обучения
  • приобретения знаний;
  • формирования умений и навыков;
  • применения знаний;
  • творческой деятельности;
  • закрепления ЗУН;
  • проверки ЗУН
По дидактическим целям (Щукина Г.И. и др.) Цели обучения Методы, способствующие: а) первичному усвоению материала; б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний
Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД) · организации и осуществления УПД: – словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации); – индуктивные и дедуктивные (логические аспекты); – репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); – самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением). · стимулирования и мотивации УПД: – интереса к учению; – долга и ответственности в учении. · контроля и самоконтроля за эффективностью УПД: – устный, письменный, лабораторно-практический.
Классификация методов обучения по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину Характер деятельности обучающихся
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемного изложения;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

 

Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)

 

Метод Вид деятельности обучающе-гося Уровни умственной деятель-ности обучающе-гося Уровни знаний Сущность Усовершен-ствование
1. Объяснительно-иллюстративный Получение знаний с помощью преподавателя I - узнавание I - знания - знакомства Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний Программированное обучение  
2. Репродуктивный   Применение изученного на основе образца (репродукция) II - воспроиз-ведение II – знания- копии    
3. Проблемное изложение   Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя III – применение   III – знание- умение Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний Диалоговые формы обучения
4. Частично-поисковый   Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя III – применение IV – творчество III – знание- умение IV – знание- трансформа=ция    
5. Исследова-тельский Самостоятельный поиск варианта решения IV – творчество IV – знание- трансформа-ция    

 

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.

Ни одна из рассмотренных классификаций не свободна от недостатков. Следует исходить из того, что «чистых» методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие преподавателя и обучающихся. «И если мы можем сказать на определенном этапе об использовании одного метода, то это лишь означает, что он в данный момент доминирует».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.