Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Причины, условия и порядок принятия Конституции РФ 1993 г.






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Время лекции - 90 мин.

 

Цели лекции:

Учебная: дать курсантам представление о структуре, содержании и социально-политической сущности Конституции Российской Федерации, особенностях реализации норм Основного закона РФ.

Воспитательная: формирование правосознания юриста, воспитание курсантов в духе уважения Конституции Российской Федерации как Основного закона государства и общества, демократических ценностей конституционного государства, соблюдения конституционных принципов.

Развивающая: совершенствование навыков работы с юридической терминологией, формирование правильного понимания места и роли Конституции Российской Федерации в системе российского права.

Метод проведения занятия:

Свободное изложение материала лекции.

 

Учебные вопросы

1. Причины, условия и порядок принятия Конституции РФ 1993 г.

2. Структура Конституции РФ

3. Конституция РФ как политический и идеологический документ

4. Юридические свойства и реализация Конституции РФ

5. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 04 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

3. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г., 10 января 2003 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4. Указ Президента РФ от 19 сентября 1994 г. № 1926 «О дне Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

 

Основная литература:

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

2. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

3. Конституционное право России: Учебник. / Отв. ред. А.Н. Кокотов; М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп.– М.: Норма; Инфра-М, 2010.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – 6-е издание, доп. и перераб. – М.: Норма, 2009.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1. Причины, условия и порядок принятия Конституции РФ 1993 г.

Конституция 1993 года явилась для российского государства документом знаковым, знаменующим новый этап в его развитии. В полной мере она несет на себе отпечаток тех исторических перипетий, которые постигли наше общество в конце ХХ столетия.

Причин принятия нового основного закона было несколько. Среди них можно выделить причины исторические, идеологические, собственно юридические.

Конституционная реформа явилась естественным продолжением реформ политических и экономических, попытки проведения которых были предприняты руководством СССР с середины 80-х годов минувшего века. В 1991 году прекратил свое существование СССР. Еще за 5-6 лет до этого никто не мог представить, что распадется столь мощнейшая империя, одна из двух господствующих в мире супердержав. В 1985 г. коммунистическая партия СССР во главе с генеральным секретарем М.С. Горбачевым провозгласила курс на коренную перестройку советского общества и государства.

На общей волне демократических реформ государствообразующие процессы приняли необратимый центробежный характер, потстепенно союзные республики одна за другой заявляли о своем суверенитете и выходе из состава союза. Причем, важно помнить, что возможность такого выхода была предусмотрена в самой Конституции СССР, другое дело, что этот документ всегда был лишь формальным, реальная действительность ему не соответствовала.

В России еще летом 1990 г. высший орган власти - Съезд народных депутатов принял решение о разработке новой Конституции и образовал из своего состава Конституционную комиссию. Осенью того же года был опубликован первый вариант проекта новой Конституции. В дальнейшем проект, вокруг которого развернулась острая борьба политических сил, дорабатывался, было опубликовано еще несколько вариантов.

Продолжался процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию страны 1978 г. Несмотря на эти поправки (а их было более трехсот), Конституция ни по структуре, ни по содержанию не могла уже быть юридической базой происходящих в российском обществе коренных перемен. После августа 1991 г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла с политической арены КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

Новое государство должно было быть принципиально новым, оно не могло быть построено на основе прежней Конституции. Конституция - основной закон общества и государства, причем это не только исключительно юридический документ - это главный политический и идеологический документ. Резкое и кардинальное изменение основ государственности, общественного уклада должно быть отражено и закреплено в этом важнейшем законе.

Нужен был новый основной закон, который бы отразил коренные изменения, происшедшие в связи с крахом тоталитарного режима и распадом советской империи.

Результатом процессов, происходивших в сфере федеративного устройства РСФСР, стало заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, вошедшего в качестве составной части в Конституцию РСФСР. К этому времени возник и продолжал разрастаться конфликт между Президентом РФ и законодательной властью. Президент практически перестал руководить Конституционной комиссией, значительная часть членов которой, если не большинство, его уже не поддерживала.

В мае 1993 года был опубликован подготовленный в недрах президентских структур проект Конституции, альтернативный проекту Конституционной комиссии. Этот проект использовал в той или иной мере ряд положений, выработанных Конституционной комиссией, однако содержал и положения, отличающиеся от разрабатываемых ею.

В июне Президент созвал широкопредставительное Конституционное совещание, на которое были приглашены представители федеральных органов власти, включая народных депутатов, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, представители политических партий и иных общественных объединений, деловых кругов и представители местного самоуправления. Каждая группа представителей образовала как бы особую палату, в рамках которой был обсужден весь текст проекта в сопоставлении с текстом проекта Конституционной комиссии. Координация этой работы была возложена на рабочую комиссию из представителей от каждой из групп; в значительной своей части комиссия состояла из высококвалифицированных юристов. В результате проект был существенно улучшен.

Острейшее противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти привело к конституционному кризису в сентябре-октябре 1993 г. 21 сентября Президент издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», которым прекратил полномочия законодательных органов, ввел в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах в Государственную Думу.

Во второй половине октября заседала часть Конституционного совещания и рабочая комиссия, которые доработали проект, и за месяц до голосования он был опубликован. Существенным изменением стало исключение из текста проекта Федеративного договора. Перед публикацией, уже после завершения работы Конституционного совещания, в проект оказались внесены еще некоторые поправки, наиболее существенной из которых стало изменение порядка формирования Совета Федерации.

Победа одной из сторон противоборства и обстоятельства заключительного этапа работы над конституционным проектом неизбежно должны были отразиться в статьях Конституции, принятой в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. На голосование был вынесен проект, подготовленный в спешке в недрах лояльного Президенту Конституционного совещания, и, несмотря на то, что в «президентский» текст было включено множество положений из «парламентского» варианта, Конституция РФ 1993 г., по мнению некоторых исследователей, уступает проекту Конституционной комиссии.

В референдуме 12 декабря 1993 г. приняли участие 54, 8 % избирателей, и из них 58, 4 % высказались за принятие Конституции РФ. 25 декабря 1993 г. после опубликования в «Российской газете» Конституция РФ вступила в силу.

Референдум стал принципиально новым способом принятия Конституции в истории России. Слова в самом начале Преамбулы и в самом ее конце вполне отразили результаты всенародного голосования: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.