Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертные методы оценки качества продукции






Экспертная оценка качества продукции предусматривает решение ряда задач, к числу которых относятся:

· формирование экспертной группы и оценка компетентности экспертов;

· выбор метода экспертных измерений;

· обработка экспертных оценок и установление степени согласованности мнений экспертов;

· повышение согласованности оценок экспертов.

К числу методов экспертных измерений относятся непосредственная оценка, ранжирование, парное сравнение и др.

Непосредственная оценка объектов экспертизы (частных или интегральных показателей качества продукции) состоит в присвоении экспертами балльной оценки с использованием шкал отношений (рисунок 5.1). Шкала отношений – это разновидность интервальной шкалы с нулевой точкой отсчета. В этом случае допустимо использовать аддитивную свертку частных показателей для получения интегрального показателя продукции. Обычно используются 5-, 10- и 100-балльные шкалы. Для обработки результатов экспертных оценок используются статистические методы и следующие статистические показатели:

· медиана – для получения усредненного группового мнения экспертов;

· верхний и нижний квартили – для характеристики разброса экспертных оценок;

· коэффициент конкордации – для характеристики степени согласованности мнений экспертов.

 
 

Рис. 5.1. Оценка показателя качества продукции группой экспертов

Верхний и нижний квартили определяют границы значений оценок, за пределами которых расположены 25% оценок экспертов.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1, причем 0 – полная несогласованность экспертов, 1 – полное единодушие.

Одним из наиболее эффективных методов формирования групповой оценки экспертов является метод Дельфи.

Для повышения степени согласованности мнений экспертов в этом методе предусматривается многоэтапная процедура опроса экспертов.

На первом этапе осуществляется изолированное вынесение экспертами своих оценок. На следующих этапах каждый эксперт знакомится с суждениями других экспертов с целью возможной корректировки своей оценки. Многоэтапная процедура опроса экспертов продолжается до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в заданных пределах.

Особенностями метода Дельфи являются:

· групповой характер экспертизы;

· многоэтапная процедура опроса экспертов;

· изолированность экспертов при вынесении оценок на каждом этапе;

· обоснование оценок экспертов в процессе дискуссии после кждого этапа.

Процедура опроса по методу Дельфи заключается в анкетировании экспертов с помощью персональных компьютеров, включенных в локальную или глобальную сеть с обработкой с централизованной обработкой информации после каждого тура.

В качестве программных средств обработки экспертных оценок могут использоваться статистические программные продукты Statistica (разработчик StatSoft) и SPSS (Statistical Products and Service Solution – статистические продукты и сервисные решения, разработчик SPSS Inc.).

Для согласования экспертных оценок путем их «сглаживания» может быть применении аппарат нечеткой логики, рассматриваемый в п. 5.3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.