Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промышленная архитектура и конструктивизм






До 1917 г. крупнейшими фигурами в архитектуре промышленных сооружений в России были А. Кузнецов, Л. Серк, Д. Дмитриев. А. Лолейт, В. Веснин.

В 20-е годы, как уже было рассмотрено выше, в МВТУ на фабрично-заводском отделении под руководством А. Кузнецова, В. и Л. Весниных был подготовлен первый отряд советских архитекторов-промышленников, который стал основой формировавшейся тогда промышленной школы советской архитектуры.

Получилось так, что эти молодые архитекторы не только вошли в ОСА, но и их дипломные, а затем и реальные проекты промышленных сооружений во многом определили стилистику конструктивистских работ, публиковавшихся в " СА".

Промышленные сооружения и раньше были менее подвержены обильному декорированию и эклектичной стилизации. При их проектировании в 20-е годы принципы конструктивизма, прежде всего ориентация в процессах формообразования на конструктивно-функциональную целесообразность, проводились наиболее последовательно. Здесь чаще и полнее, чем в других типах сооружений, использовались новейшие технические достижения. Все это не могло не сказаться и на стилистике промышленных сооружений. Они, пожалуй, и во второй половине 20-х годов в большей степени сохранили приемы и средства выразительности раннего архитектурного конструктивизма, почти не поддавшиеся влиянию стилистики проектов Ле Корбюзье и супрематизма.

Именно школа промышленной архитектуры стала стилистически наиболее устойчивой частью конструктивизма в целом, сохраняя его приемы и средства практически до середины 30-х годов, когда другие типы зданий и сооружений уже были охвачены лихорадочными поисками " обогащения" внешнего облика.

Можно говорить именно о конструктивистской школе промышленной архитектуры, так как многие выпускники МВТУ и МИГИ во второй половине 20-х годов работали в коллективах, возглавлявшихся их бывшими руководителями по курсовому и дипломному проектированию.

Прежде всего нужно выделить две творческие группы - одна выполняла последовательно ряд комплексных проектов во главе с А. Кузнецовым (или при его консультации), другая работала с Л. Весниным в созданном в 1927 г. при ВСНХ СССР паевом товариществе Стромстрой.

А. Кузнецов А. Кузнецов (руководитель), Б. Гладков, Г. Мовчан, И. Николаев, А. Фисенко, Г. Карлсен. Комплекс сооружений ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) в Москве. 1924-1928. Главный корпус (аэродинамическая труба)

 

А. Кузнецов (руководитель), Б. Гладков, Г. Мовчан, И. Николаев, А. Фисенко, Г. Карлсен. Комплекс сооружений ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) в Москве. 1924-1928. Корпус гидродинамической и механической лабораторий В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, И. Николаев, Л. Мейльман и Г. Карлсен (общее руководство строительством - А. Кузнецов). Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927-1929. Корпус лаборатории высокого напряжения

 

В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, И. Николаев, Л. Мейльман и Г. Карлсен (общее руководство строительством - А. Кузнецов). Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927-1929. Машинно-аппаратный корпус В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, И. Николаев, Л. Мейльман и Г. Карлсен (общее руководство строительством - А. Кузнецов). Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927-1929. Административный корпус

 

В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, И. Николаев, Л. Мейльман и Г. Карлсен (общее руководство строительством - А. Кузнецов). Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927-1929. Жилой корпус В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, И. Николаев, Л. Мейльман и Г. Карлсен (общее руководство строительством - А. Кузнецов). Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927-1929. Корпус электрофизической лаборатории

 

В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, И. Николаев, Л. Мейльман и Г. Карлсен (общее руководство строительством - А. Кузнецов). Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927-1929. Корпус электрофизической лаборатории В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, И. Николаев, Л. Мейльман и Г. Карлсен (общее руководство строительством - А. Кузнецов). Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927-1929. Корпус электрофизической лаборатории - план

Наиболее ярко творческая направленность группы выпускников МВТУ, работавшей ряд лет под руководством А. Кузнецова, проявилась в коллективных проектах для Москвы (почти все они осуществлены):

во-первых, это комплекс ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), в разработке отдельных объектов которого участвовали Б. Гладков, Г. Мовчан, И. Николаев, А. Фисенко, Г. Карлсен (1924- 1928);

во-вторых, это комплекс сооружений ВЭИ (Всесоюзного электротехнического института) - В. Мовчан, Г. Мовчан, А. Фисенко, Н. Николаев, Л. Мейльман, Г. Карлсен (1927-1929);

в-третьих, это лаборатории Московского текстильного института - И. Николаев и А. Фисенко (1927-1929);

в-четвертых, это комплекс научно-исследовательского института сахарной промышленности - И. Николаев, А. Фисенко (1927);

в-пятых, это дом ВЭО (Всесоюзного электротехнического объединения) - В. Мовчан, Г. Мовчан, Л. Мейльман, Р. Чуенко и др. (1929-1933).

И. Николаев, А. Фисенко (общее руководством - А. Кузнецов). Московский текстильный институт. 1927-1929. Лаборатория шерсти - проект (перспектива) И. Николаев, А. Фисенко (общее руководством - А. Кузнецов). Московский текстильный институт. 1927-1929. Лаборатория шерсти - проект (фасад)

 

И. Николаев, А. Фисенко (общее руководством - А. Кузнецов). Московский текстильный институт. 1927-1929. Лаборатория шерсти - общий вид И. Николаев, А. Фисенко (общее руководством - А. Кузнецов). Московский текстильный институт. 1927-1929. Лаборатория шерсти - лаборатория хлопка

 

И. Николаев, А. Фисенко (общее руководством - А. Кузнецов). Московский текстильный институт. 1927-1929. Лаборатория шерсти - проект аудиторного корпуса (перспектива) - не осуществлен И. Николаев, А. Фисенко (общее руководством - А. Кузнецов). Московский текстильный институт. 1927-1929. Лаборатория шерсти - проект аудиторного корпуса (перспективный разрез) - не осуществлен

 

В. Мовчан, Г. Мовчан, Л. Мейльман, Р. Чуенко и др. Всесоюзное электротехническое объединение (ВЭО) в Москве. 1929-1933. Макет В. Мовчан, Г. Мовчан, Л. Мейльман, Р. Чуенко и др. Всесоюзное электротехническое объединение (ВЭО) в Москве. 1929-1933. Общие виды

 

В. Мовчан, Г. Мовчан, Л. Мейльман, Р. Чуенко и др. Всесоюзное электротехническое объединение (ВЭО) в Москве. 1929-1933. План В. Мовчан, Г. Мовчан, Л. Мейльман, Р. Чуенко и др. Всесоюзное электротехническое объединение (ВЭО) в Москве. 1929-1933. Общие виды

 

Г. Вегман и Л. Славина. Цементный завод на станции Арарат в Армении. 1928. Перспектива Н. Воротынцева. В. Владимиров. А. Суслов (консультант Л. Веснин). Цементный завод на станции Каспи в Грузии. Проект 1927 г. построен в 1929 г. Перспектива

 

Коллектив Стромстроя. 1929. Слева направо: сидят - Н. Воротынцева. Л. Веснин. Л. Славина. Е. Чернов, Бодунова (?), неизвестный, стоят- Р. Шилов, М. Мамулов, Левитус, И. Володько (?), С. Маслих, В. Владимиров, Г. Вегман, чертежник, Г. Мовчан, И. Вильям, В. Лебедев, неизвестный

В этих постройках функциональная и конструктивная целесообразность сочетается с использованием художественных достижений новой архитектуры - геометрически четкое членение масс, контраст остекления и глухих плоскостей стен, сопоставление прямоугольных и полукруглых элементов и т. д.

Вторая группа молодых конструктивистов, создававших проекты промышленных сооружений, сложилась в Стромстрое, вокруг Л. Веснина (он был консультантом). Там работали выпускники не только МВТУ, но и МИГИ - Г. Вегман, В. Владимиров, Н. Воротынцева, Л. Славина, С. Маслих, Г. Мовчан, М. Латышева, В. Калиш, Е. Попов, И. Вильям, А. Пастернак, М. Гакен и др. Многие выпускники этих вузов, защитив дипломные проекты, оказались в ситуации, когда архитектору было сложно трудоустроиться. Государственных проектных организаций было тогда еще очень мало. Поэтому они, в том числе и те, кто не готовил себя к работе по проектированию промышленных сооружений, охотно приняли приглашение своего учителя Л. Веснина и вместе с ним поступили в Стромстрой, став костяком архитекторов этой новой проектной организации, задачей которой было проектирование и строительство заводов строительных материалов.

Сам тип заводов, которые проектировались в Стромстрое, столкнул молодых конструктивистов с задачей создавать объекты, состоящие не просто из фабрично-заводских корпусов, внутри которых располагалось технологическое оборудование, а проектировать сложные по пространственному решению комплексы, состоящие как из собственно зданий (корпусов), так и из сопоставимых с ними по размерам открыто размещенных агрегатов (например, вращающиеся трубы-мельницы цементных заводов), мостовых кранов, силосных емкостей и т.д. Все это было новым и необычным для тех молодых архитекторов, которые не готовились к работе в такой специфической проектной сфере (особенно это относится к выпускникам МИГИ).

Б. Гладков и И. Николаев. Хлопчатобумажная прядильная фабрика " Красная Талка" в Иванове-Вознесенске. 1927. План первого этажа Б. Гладков и И. Николаев. Хлопчатобумажная прядильная фабрика " Красная Талка" в Иванове-Вознесенске. 1927. Перспектива

 

Б. Гладков и И. Николаев. Хлопчатобумажная прядильная фабрика " Красная Талка" в Иванове-Вознесенске. 1927. Фасад Б. Гладков и И. Николаев. Хлопчатобумажная прядильная фабрика " Красная Талка" в Иванове-Вознесенске. 1927. Фрагмент

 

В. Владимиров и Н. Воротынцева. ГИЭВ в Москве. Прозекторий. 1929. Общий вид Проектная группа Текстильстроя. 1929-1936. Стоят слева направо; 1 - С. Добрынин, 6 - А. Зальцман, 8 - Б. Гладков, 9 - Г. Булычев, 10 - Н. Юргенсон, 12 - П. Блохин, 13 - С. Вахтангов, 14 - М. Бархин, 15 - В. Лобов, 16 - М. Кузнецов

 

И. Николаев, А. Фисенко. К. Соколов. Льняная фабрика в Пскове. Аксонометрический разрез И. Николаев, А. Фисенко. К. Соколов. Льняная фабрика в Пскове. План

Молодые архитекторы с увлечением проектировали насыщенные агрегатами сложные пространственные композиции цементных заводов, на практике усваивая формообразующие концепции конструктивизма. Характерны в этом отношении два созданных при консультации Л. Веснина проекта цементных заводов: на станции Арарат в Армении (1928, Г. Вегман и Л. Славина) и на станции Каспи в Грузии (проект 1927 г., построен в 1929 г.- Н. Воротынцева, В. Владимиров, А. Суслов).

В период НЭПа, этап расцвета которого приходится на 1925-1928 гг., много делалось, чтобы создать условия для эквивалентного обмена между городом и деревней. Необходимо было насытить рынок бытовыми товарами, нужными крестьянину, чтобы он был заинтересован продавать государству и на рынке хлеб, а на вырученные деньги приобретать товары в государственных и кооперативных магазинах.

Задача экономической смычки города и деревни во второй половине 20-х годов выдвинула на первый план требования по скорейшему наращиванию мощностей текстильной промышленности. Годы первой мировой и гражданской войн создали резкий дефицит тканей. Особенно остро этот дефицит ощущался в деревне, что вызвало появление так называемых " ножниц цен", т. е. тревожной тенденции быстрого роста цен на промышленные товары при относительно низких ценах на зерно.

Ориентация на ускоренное развитие текстильной промышленности потребовала кадров проектировщиков. В результате ряд лет многие выпускники МВТУ специализировались в основном на проектировании текстильных фабрик. В короткий срок были запроектированы и построены текстильные фабрики в различных городах страны: Иванове-Вознесенске, Фергане, Касимове, Орше, Ногинске (Гпухове), Ленинакане, Витебске, Клину и др.

Г. Орлов. Водонапорная башня в Москве. 1929. Фасад, план И. Николаев, А. Фисенко. Льнопрядильная фабрика в Касимове. 1928. Аксонометрический разрез

 

И. Николаев, А. Фисенко. Льнокомбинат в Орше. Аксонометрический генплан А. Юганов. Завод " Геофизика" в Москве. 1929-1932. Перспектива

 

А. Юганов. Завод " Геофизика" в Москве. 1929-1932. Общий вид в процессе строительства А. Юганов. Краснодарская электростанция. 1928. Перспектива

 

С. Тургенев и А. Швидковский. Насосная станция. 1927. Фасады, аксонометрия, план Б. Мительман. инж. С. Прохоров. Электросиловая станция Поволжского фанерного завода. 1928. Перспектива

Среди выпускников МВТУ, успешно работавших в этой области, прежде всего следует назвать Б. Гладкова (он был главным архитектором Текстильстроя) и И. Николаева. Проектировали текстильные фабрики также Б. Варгазин, В. Калиш, С. Маслих, Е. Попов, К. Соколов, А. Фисенко и др. Создавались заказные, конкурсные и типовые проекты. Разрабатывали проекты текстильных фабрик и выпускники МПИ-МИГИ (например, И. Вильям и А. Пастернак).

Широкое участие архитекторов (с их специфическим профессиональным пространственным мышлением) в проектировании текстильных фабрик не только влияло на их внешний облик, но и приводило нередко к оригинальным и в то же время рациональным пространственным решениям. Инженер-технолог был более подвержен стереотипам при пространственно-планировочной организации производственного процесса. Архитектор обладал большими степенями свободы и мог взломать устоявшуюся схему планировочно-пространственной организации производственного процесса, внеся новое даже и в технологию производства.

Так сделал, например, И. Николаев, который еще в своем дипломном проекте отказался от общепринятой технологической организации производственного процесса.

К 1927 г. сложился стереотип - текстильные фабрики строили одно- или четырехэтажные. И. Николаев разработал проект двухэтажной текстильной фабрики, рационально организовав при этом технологический процесс. Это было новшеством, которое затем было реализовано Николаевым в реальном проектировании.

К. Соколов. Фабрика искусственного шелка в Клину. 1929-1930 Б. Гладков и А. Зальцман. Ферментационный завод в Краснодаре. 1929. Фасады

 

Б. Гладков и А. Зальцман. Ферментационный завод в Краснодаре. 1929. Аксонометрия, фрагменты Г. Гольц и А. Швидковский. Бумажная фабрика в Балахне. 1926-1928. Фасады

 

Г. Гольц и А. Швидковский. Бумажная фабрика в Балахне. 1926-1928. Перспектива комплекса Г. Гольц и А. Швидковский. Бумажная фабрика в Балахне. 1926-1928. Общий вид

 

Я. Корнфельд. Электростанция Никольской хлопчатобумажной фабрики в Орехове-Зуеве. 1927. Фасад

Именно двухэтажным был основной корпус фабрики " Красная Талка" в Иванове-Вознесенске (1927), проект которой И. Николаев разрабатывал совместно с Б. Гладковым. Это была первоклассная фабрика, выполненная на самом современном (по тем временам) уровне. Технологи высоко оценили планировочно-пространственную организацию пространственного процесса на этой фабрике, а на архитекторов и инженеров произвели большое впечатление конструктивное решение интерьеров и выразительный внешний облик знания (в котором сказалось влияние Корбюзье, работами которого именно тогда увлекся И. Николаев, как, впрочем, и другие советские архитекторы).

Выпускники МВТУ проектировали и строили самые различные промышленные объекты. Это и бумажная фабрика в Балахне А. Швидковский и др.), завод " Геофизика" в Москве (А. Юганов) и др.

В целом можно сказать, что первое пополнение ОСА молодыми архитекторами (выпускниками МИГИ и МВТУ) в своем большинстве прошло через промышленную архитектуру, что, безусловно, сказалось на творческой направленности как их работы, так и конструктивизма в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.