Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие организационно-методические указания






Кафедра философии, истории и социологии

 

 

Методические указания и

Контрольные задания

По дисциплине

“История мировых цивилизаций”

Для направления бакалавриата

«Государственное и муниципальное управление»

Заочной формы обучения

Мурманск


Составитель – Порцель Александр Константинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета;

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры истории и социологии 201 г., протокол №.

 

Рецензент – Нефедова Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов ГАУ ДПО МО " ИРО".


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 5

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 7

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 11

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 12

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 15


ВВЕДЕНИЕ

«История мировых цивилизаций» как учебная дисциплина принадлежит к блоку социально-гуманитарных дисциплин и играет важную роль в гуманитарном образовании студентов, являясь одной из важных составляющих социально-гуманитарных знаний. Она теснейшим образом связана с такими дисциплинами, как «Отечественная история», «Всемирная история», «Политология», «Социология» и др.

Учебная дисциплина «История мировых цивилизаций» является обязательным в цикле учебных дисциплин по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Преподавание курса построено на сочетании хронологического и проблемного принципов изложения. Его содержание направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, аналитических способностей, повышению уровня их исторической грамотности и т.д. Студентам не навязываются однозначные оценки и суждения о прошлом и настоящем. Напротив, предполагается плюрализм теоретических подходов к изучению социально-политической действительности, освоение студентами основных категорий различных подходов к истории: формационного, цивилизационного и культурологического (социокультурного).

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего образования.

Изучение дисциплины «История мировых цивилизаций» предполагает взаимодействие следующих форм обучения: лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов.

Лекции носят проблемный характер и раскрывают актуальные, наиболее значимые проблемы курса. На лекциях также определяются знания задания по самостоятельному изучению источников и учебной литературы, подготовке к семинарским занятиям. На семинарских занятиях закрепляются знания, полученные в ходе лекционных занятий и во время самостоятельной работы. В ходе самостоятельной работы студенты повторяют и закрепляют пройденный материал, приобретают навыки и умения отбора наиболее ценных знаний, учатся вести самостоятельные научные исследования при написании докладов.


 

 

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания и контрольные задания по курсу “История мировых цивилизаций” для всех специальностей заочной формы обучения составлены в соответствие с ФГОС по направлению (специальности): 081100.62. " Государственное и муниципальное управление", утвержденного приказом Министра образования и науки РФ от 17 января 2011 года № 41.

Процесс изучения дисциплины «История мировых цивилизаций» направлен на формирование знания базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии.

Целью дисциплины «История мировых цивилизаций» является подготовка специалистов с высшим образованием по циклу «Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в соответствии с квалификационной характеристикой и типовым учебным планом подготовки специальности 081100.62. " Государственное и муниципальное управление".

Задачи дисциплины:

- формировать теоретические знания, практические навыки и умения по анализу процессов формирования и развития мировых цивилизаций;

- сформировать у студентов целостное представление о всеобщей истории и выявить основные тенденции и закономерности, определявшие специфику мировых цивилизаций;

- развивать у студентов навыки системно-исторического анализа явлений и процессов всеобщей истории.

- дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по изучаемым проблемам

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- терминологию и понятийный аппарат изучаемой научной дисциплины,

- особенности становления первобытного общества, формирования и развития цивилизаций древнего мира, типологические характеристики западной и восточной цивилизаций, закономерности развития западной цивилизации в эпохи Средних веков, Нового и Новейшего времени, тенденции развития восточной цивилизации,

-знать основные направления процессов «диалога цивилизаций», «конфликта цивилизаций» и тенденции процесса глобализации;

уметь:

- проводить параллели между процессами становления и развития различных цивилизаций;

- выявлять типологические характеристики и уникальные особенности в истории отдельных цивилизаций,

- анализировать логику взаимодействия цивилизаций в процессе глобализации;

владеть:

-навыками самостоятельного поиска информации по изучаемым проблемам в печатной литературе и в электронных источниках.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяются на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в форме экзамена. К экзамену допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы и имеющие зачтенную контрольную работу по дисциплине.

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Содержание тем разделов дисциплины  
 
     
  Модуль 1. Введение. Основные понятия и характеристики истории мировых цивилизаций как научной дисциплины. История мировых цивилизаций как научная дисциплина, ее объект и предмет. Дискуссии вокруг понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Региональные, культурные и религиозные критерии в определении типа цивилизации. Дискуссии вокруг проблемы цивилизационной идентичности России. Основные тенденции взаимодействия цивилизаций.  
  Модуль 2. Происхождение человека. Становление и развитие первобытного общества. Дискуссии вокруг проблемы происхождения человека. Понятие «первобытное общество». Варианты периодизации первобытного общества. Родоплеменная организация первобытного общества. Хозяйственная деятельность первобытных людей. Неолитическая революция. Древнейшие формы мифологии и религии.  
  Модуль 3. Цивилизации Древнего Востока. Причины возникновения цивилизаций на Древнем Востоке, их типологические черты. Цивилизация Древнего Двуречья: ее периодизация, типы государств, особенности функционирования и развития экономики и культуры, законы Хамураппи. Цивилизация Древнего Египта: ее хронология, религия, основные достижения, специфика погребального культа. Цивилизация Древней Индии: древние арии, веды, индуизм и буддизм как религиозно-культурные системы, социальная стратификация древнеиндийского общества. Цивилизация Древнего Китая: хронология, основные достижения, даосизм и конфуцианство как религиозно-этические системы.  
  Модуль 4. Цивилизации античного мира. Цивилизация Древней Греции: периодизация, понятие и типы полиса, особенности полисной демократии, Пелопонесские войны, специфика мифологии и религии, образование и культура. Цивилизация Древнего Рима: периодизация, эволюция государственного устройства (доминат и принципат), социальная стратификация, принципы римского права (законы двенадцати таблиц), специфика материальной и духовной культуры. Причины заката греко-римской цивилизации. Трансформация экономических и социально-политических институтов в период поздней Римской империи.  
  Модуль 5. Цивилизация Средневековой Европы. Раннее Средневековье в Западной Европе. Причины появления и распада крупных раннесредневековых государств. Социальная структура средневекового европейского общества. Характеристика вассально-ленных отношений. Место города в средневековом обществе. Специфика положения католической церкви и ее роль в европейской и международной политике. Место крестовых походов в процессе межцивилизационных контактов и влияний. Трансформация средневекового европейского общества в ХIV – ХV вв. Преобразование вассально-ленных отношений в гражданско-государственные. Сословная монархия как первая представительская политическая система. Эпоха Возрождения как социально-культурный феномен. Великие географические открытия, их значение и последствия. Причины возникновения абсолютных монархий в Европе. Реформация и Контрреформация в Европе, религиозные войны.  
  Модуль 6. Цивилизация Византии. Причины относительной устойчивости античных социальных отношений в Византии. Специфика складывания новых социальных связей. Особенности государственной модели Византийской империи. Кодекс Юстиниана. Эволюция византийского государства. Искусство Византии. Церковно-политическое соперничество Рима и Константинополя. Разделение христианской церкви. Догматические и исторические особенности православия и католицизма. Взаимоотношения православной церкви и государства. Османская экспансия на Балканском полуострове. Падение Византии. Влияние османского господства на исторические судьбы народов Юго-Восточной Европы.  
  Модуль 7. Цивилизация Средневекового Востока. Дискуссии вокруг хронологических рамок и основного содержания понятия «средние века» применительно к восточной цивилизации. Циклический характер развития средневековой восточной цивилизации. Особенности средневекового развития Индии, Китая, Японии, империи Великих Моголов. Ислам как религиозно-социальная система. Становление и развитие Арабского халифата. Исламские завоевания как фактор дестабилизации Средневекового Востока.  
  Модуль 8. Цивилизация Нового времени. Проблема периодизации истории Нового времени. Региональные особенности развития культур и цивилизаций в ХVII – ХIХ вв. Тридцатилетняя война как первый общеевропейский вооруженный конфликт. Социально-политические революции конца ХVI – ХVIII вв. (Нидерланды – Англия – Северная Америка – Франция) и их влияние на развитие общества и государственности. Переход от абсолютистских государств к национальным государствам с монархической и республиканской формами правления. Эпоха промышленного переворота, ее технико-экономический, социальный, интеллектуальный аспекты. Изменение экономической и социальной роли государства. Складывание основ социального законодательства. Международные отношения в первой половине ХIХ в. и создание «концертной системы». Расширение колониальной экспансии европейских стран и формирование колониальных империй Великобритании и Франции. Национально-объединительные и национально-освободительные процессы в Европе в ХIХ в. Особенности развития европейской духовной культуры в ХVIII – ХIХ вв.  
  Модуль 9. Цивилизация Новейшего времени. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации ХХ века. Социально-политические последствия Первой мировой войны. Социальные потрясения первых послевоенных лет. Мировой экономический кризис конца 1920-х – начала 1930-х гг. и поиски путей его преодоления. Кейнсианство, «новый курс» Рузвельта и их значение для дальнейшего развития стран Запада. Появление тоталитарных режимов. Нацизм в Германии. Вторая мировая война, причины, основные периоды. Новое в стратегии и тактике ведения войны. Преступления против человечности Социально-экономические и политические последствия Второй мировой войны. «Холодная война» как историческая проблема. Американская политика «сдерживания коммунизма». Создание и расширение мировой социалистической системы. Усиление политико-идеологического диктата СССР в странах восточной Европы. Крах колониальной системы. Поворот в мировой политике в середине 1980-х гг. Концепция «нового политического мышления» и ее реализация. Новый облик западной цивилизации во второй половине ХХ в. Трансформация «индустриального общества» в «постиндустриальное». Ответ современного Востока на вызов меняющегося мира. Японское «экономическое чудо». Основные достижения искусства ХХ в. Дискуссии вокруг проблем глобализации.  

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная (есть в библиотеке МГТУ):

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. – В 3-х тт. - М.: Прогресс, 1991.
Васильев Л. С. История Востока: Учебник: В 2-х ч. - М.: Высш. шк., 1998.
Поляк Г. Б. Всемирная история: учебник – М.: Культура, 1997.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.