Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины, понятия. Интенсивный путь – путь, связанный с ростом производства на основе улучшения качественных показателей






Интенсивный путь – путь, связанный с ростом производства на основе улучшения качественных показателей, прежде всего включения в производство достижений науки и техники и увеличения производительности труда.

Мелиорация – комплекс мероприятий с целью осушения заболоченных земель и увеличения посевных площадей.

Научно-техническая революция (НТР) – коренные изменения производства в результате превращения науки в непосредственную производительную силу и внедрения достижений науки в производство.

Репарации (от лат. reparatio – восстановление) – форма материальной ответственности за причиненный ущерб; в частности, возмещение государством ущерба другому государству, подвергшемуся нападению. Выплата репарации может осуществляться в виде денежной или другой материальной компенсации.

Стагнация (от лат. stagnatio – неподвижность, от stagnum – стоячая вода) – состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. Состояние стагнации было характерно для советской экономики в середине 1970-х – конце 1980-х гг.

Экстенсивный путьразвития – путь развития экономики за счет количественных факторов: строительства новых предприятий, увеличения количества трудящихся и расходования денег из государственного бюджета.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Докажите, что ведущая роль в послевоенном развитии народного хозяйства БССР принадлежала тяжелой промышленности.

2. Какими были направления индустриального развития БССР в 1960 – 1980-е гг.?

3. Приведите примеры волюнтаризма в управлении сельским хозяйством.

4. Объясните, почему реформа 1965 г. не привела к коренным изменениям в развитии экономики.

5. В чем заключались причины складывания механизма торможения социально-экономического развития БССР, результаты которого проявились в первой половине 1980-х гг.?

27. Основные тенденции общественно-полити-ческого и культурного развития Беларуси во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.

В общественно-политической и культурной жизни СССР и БССР второй половины1940-х – первой половины 1980-х гг. выделяют несколько этапов, которые в литературе характеризуются следующими историческими метафорами: «сталинская зима», «хрущевская оттепель» и «брежневский застой». В первые послевоенные годы в стране сохранялась политическая система, которая сложилась в 1920 – 1930-е годы. В это время ведущим звеном командно-административной системы оставалась Коммунистическая партия. Формальный характер носила деятельность советов, продолжались репрессии.

В 1953 г. после смерти И.В. Сталина первым секретарём ЦК КПСС стал Н.С. Хрущёв, который выступил с инициативой демократизации советского общества. Ощутимые изменения в общественно-политической жизни страны начались после ХХ съезда КПСС (1956 г.), где Н.С.Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях».

Наиболее значительным результатом нового политического курса стала работа по реабилитации жертв репрессий. Происходило дальнейшее расширение прав союзных республик, в том числе и БССР, возросла роль советов различных уровней, профсоюза и комсомола.

Однако не все изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни страны приводили к положительным результатам. Внутренняя политика руководителя государства характеризовалась противоречивостью и волюнтаризмом. Разработанная на ХХII съезде КПСС (1961 г.) программа построения коммунизма предусматривала создание в СССР к 1980 г. «материально-технической базы коммунизма». Нереальность поставленной цели была очевидной для специалистов даже в те годы, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации в начале 1960-х гг.

В 1964 г. первым секретарём ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. В руководстве страны происходит поворот к более жесткому консервативному курсу. В 1970-е гг. началась пропаганда концепции так называемого «развитого социализма», в которой центральное место занял тезис о повышении руководящей роли партии во всех сферах общественной жизни. Этот тезис был закреплён в Конституции СССР 1977 г. В области национальных отношений Конституция опиралась на положение о том, что нации и народности сближаются и возникает новая историческая общность – «советский народ».

Некоторые изменения в общественно-политической жизни СССР и БССР происходили после избрания в 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андропова. Его стремление навести порядок и дисциплину в стране, вести борьбу с коррупцией отвечали настроениям и надеждам народа. Усиление дисциплины рассматривалось как способ решения экономических проблем. Однако после смерти Ю.В. Андропова и избрания в 1984 г. на должность Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко вновь наблюдалось возвращение к прежним формам и методам управления.

Условия развития белорусской культуры в рассматриваемый период менялись в зависимости от изменений в общественно-политической жизни. Культура находилась под достаточно жёстким идеологическим контролем. Литература и искусство развивались в русле социалистического реализма. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. происходили компании борьбы с формализмом и космополитизмом в культуре. Либерализация общественно-политической жизни во второй половине 1950-х гг. содействовала появлению новых форм и образов в искусстве. Определяющей была тема Великой Отечественной войны. Большое внимание уделялось теме социалистического строительства. На протяжении всего периода происходило увеличение количества государственных средств, которые выделялись на развитие культуры, что содействовало значительным достижениям в ее развитии.

В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. В начале 1970-х гг. начался переход к всеобщему среднему образованию. К 1985 г. в 33 вузах обучались 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения – Минский радиотехнический институт (1964 г.), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965 г.), Брестский инженерно-строительный институт (1966 г.), Минский институт культуры (1975 г.) и др.

Значительный вклад в развитие культуры и образования внесла Академия наук БССР и её президент В.Ф. Купревич. Достижения на-уки начали постепенно внедряться в производство. Многое для этого сделали ученые БГСХА. В 1951 г. Государственную премию получил П.И. Альсмик за выведение и внедрение в производство высокопродуктивных сортов картофеля, в 1952 г. – Г.В. Богомолов за разведку и открытие Старобинского месторождения калийных солей.

Конец 1950-х – начало 1960-х гг. – начало «космической эры» в СССР. Белорусы П.И.Климук и В.В. Ковалёнок стали лётчиками космонавтами и внесли непосредственный вклад в освоение космоса.

Белорусская литература послевоенных лет была посвящена преимущественно минувшей войне. В числе лучших произведений этого времени романы И. Шамякина «Глубокое течение», И. Мележа «Минское направление» и др. Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период «оттепели» содействовало появлению новой плеяды литераторов (А. Адамович, В. Быков, Р. Бородулин, В. Короткевич, И. Науменко, И. Чигринов, Н. Гилевич и др.).

В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика: «Оборона Брестской крепости» И. Ахремчика, «Минск, 3 июля 1944 года» В. Волкова, «Парад белорусских партизан в 1944г. в Минске» Е. Зайцева, серии картин М. Савицкого и др.

Исторический подвиг советского народа стремились осмыслить и скульпторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов. В настоящее время всем известны мемориальные комплексы «Хатынь», «Брестская крепость-герой», Курган Славы, ансамбль площади Победы в Минске.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.