Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация истории Беларуси






Слово «история» греческого происхождения (historia) и означает «рассказ о прошедшем». История – наука многоотраслевая и складывается из истории экономической, политической, социальной, военной, истории государства и права, культуры, религии и др. К историческим наукам относятся этнология и археология. Существуют также вспомогательные исторические дисциплины, такие, как палеография, нумизматика, топонимика, геральдика и др. Предметом данного учебного курса являются особенности и общие закономерности исторического развития Беларуси.

Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных функций. Среди них:

1) описательная, или функция социальной памяти;

2) познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества конкретного континента, региона, страны;

3) прогностическая, или прикладная. Позволяет определять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений, при этом исследовать не только один путь развития, но и альтернативные пути, выбирать из них оптимальные;

4) воспитательная – заключается в воздействии результатов исторического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание истории своей родины, своих корней позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

Изучение истории Беларуси обусловлено необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а значит и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию.

История Беларуси изучается на основе разнообразных истори-ческих источников. К ним относится всё то, что осталось из прошлого и удерживает информацию о нём. Исторические источникиможно разделить на группы:

устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, за-гадки);

письменные (летописи, материалы делопроизводства, хроно-графы, хроники, мемуары, дневники, периодическая печать и др.);

вещественные: археологические и этнографические;

художественно-изобразительные и художественно-графи-ческие (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи);

кинофотодокументы, фонодокументы.

Основными принципами исторического исследования являются:

принцип объективности – требует изучения каждого явления в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним;

принцип историзма – рассматривает каждое событие только в историческом развитии, в связи с другими событиями и конкретным опытом истории;

принцип социального подхода – рассматривает проявления различных социальных, классовых и партийных интересов, их про-тиворечия и пути преодоления.

Человеческое сообщество на территории Беларуси прошло ряд этапов в своем развитии.

Древнее общество: 100 – 40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.

– каменный век: 100 – 40 тыс. лет до н.э. – II тыс. до н.э.

– бронзовый век: около II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.

– железный век: начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.

Средневековье: конец V – XV вв.

– начало перехода к классовому обществу и возникновение го-сударственности на территории Беларуси: конец V – первая половина ХIII вв.

– развитие феодальной системы: середина ХIII – ХV вв.

Новое время: XVI – началоXX вв.

– оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса: XVI – конец XVIII вв.

– генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного об-щества: конец XVIII вв. – 1917 г.

Новейшее время: с 1917 г. – по настоящее время.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения истории Беларуси?

2. Какие существуют методологические основы и принципы изучения истории?

3. Какие исторические источники вы знаете?

4. Какие цивилизации в мире и Европе вам известны?

5. В чем особенности периодизации истории Беларуси?

6. Что вам известно об отечественных историографических школах?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.