Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный контроль за использованием и охраной земель






Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

В числе функций государственного земельного контроля можно выделить информационную, превентивную, а также функцию пресечения.

Информационная функция государственного земельного контроля заключается в получении, обобщении и анализе сведений о состоянии и использовании земель, об исполнении контролируемыми субъектами предписаний земельного и других отраслей законодательства, а также направлении материалов о выявленных земельных правонарушениях (преступлениях) на рассмотрение уполномоченных органов для решения вопроса о привлечении виновного лица к юридической ответственности. Превентивная функция состоит в профилактике нарушений земельного законодательства путем вынесения обязательных к исполнению предписаний, направленных на устранение причин и условий, их порождающих.

Функция пресечения направлена на приостановление неправомерных действий лиц, виновных в совершении земельных правонарушений. Так, в исключительных случаях государственный инспектор по контролю за использованием и охраной земель вправе самостоятельно принять решение о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. К таким случаям, в частности, можно отнести приостановление промышленного строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, проведения агротехнических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и других работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим деградационным процессам, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение.

Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 утверждено Положение о государственном земельном контроле, устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. В соответствии с Положением Государственный земельный контроль осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и ее территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Главным государственным инспектором РФ по использованию и охране земель является руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

 

Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Государственный земельный контроль.

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль. Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль. Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:

1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

2. непрерывное наблюдение за использованием земель

3. анализ и оценка качественного состояния земель.

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:

1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.