Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №4. Сократ (около 469 – 399 до н.э.), наряду с софистами, является родоначальником антропологического поворота в философии






Сократ (около 469 – 399 до н.э.), наряду с софистами, является родоначальником антропологического поворота в философии. Начиная с этого времени человек становится темой размышления философов. Софист Протагор выразил это в формуле: «Человек есть мера всех вещей». В отличие от софистов, стоявших на позициях релятивизма и отрицавших существование объективной истины, Сократ стремился отыскать такую истину. Только разум, по мнению Сократа, может дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы отыскать истину. Свой метод обнаружения истины Сократ сравнивал с майевтикой (повивальным искусством). Он говорил, что помогает родиться истине так же, как повивальные бабки помогают родиться человеку. Начинал Сократ размышления с иронии. Благодаря ироничному отношению к общепринятым истинам, он вызывал оппонента на дискуссию, заставлял мыслить и, в конечном итоге, формировать собственную аргументированную позицию. Метод нахождения истины путём столкновения различных, часто противоположных суждений, Сократ назвал диалектикой. Главной темой сократовских рассуждений была проблема морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. В своих беседах Сократ сравнивал моральные поступки, выделял в них общие компоненты и в итоге приходил к формулировке общих понятий. Главными человеческими добродетелями Сократ считал умеренность, храбрость и справедливость, то есть такие качества, которые полезны как отдельному человеку, так и обществу, государству в целом. При этом Сократа не поняли и не приняли афиняне. Он был обвинён в непочитании богов и совращении молодёжи, арестован и по приговору суда отравлен. Учеником Сократа был Платон (428/427 – 348/347 до н.э.). В системах Платона и Аристотеля античная философия достигла вершины своего развития. Платон считал, что бытие – это нечто вечное, неизменное, самотождественное. Окружающие нас вещи такими качествами не обладают. Поэтому под бытием Платон понимает идеи. Он разделил действительность на два мира: мир идей и мир вещей. Первичным, истинно существующим Платон считал мир идей. Вторичным, производным от него он полагал всё многообразие чувственно воспринимаемого мира. Следовательно, Платон является основателем философии идеализма. С его точки зрения, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире существуют идеи этих предметов. Для объяснения многообразия чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие материи. Материя у него – это первичный материал, то, из чего сделаны чувственно существующие вещи. Материя может принять любую форму, потому что она совершенно бесформенна, лишь возможность, а не действительность. Человек, по Платону, как телесное существо смертен. Но душа его бессмертна. После смерти тела душа путешествует в поднебесной сфере. Там она соприкасается с миром идей и созерцает их. После вселения в новое тело душа забывает всё, что видела. Поэтому суть процесса познания состоит, по Платону, в припоминании душой тех идей, которые она созерцала. Истину, следовательно, можно постичь лишь разумом. Человеческая душа состоит, по Платону, из трёх частей: разумной, волевой и чувственной. Разумная часть – это основа добродетели мудрости, волевая – мужества, преодоление чувственности даёт добродетель умеренности. Платон разработал теорию идеального государства. В таком государстве каждый занимается лишь тем, к чему имеет способность. Поэтому все счастливы, а само государство – могущественно. В соответствии с тем, какая часть души у человека преобладает, Платон разделил всех людей на три сословия. Носители добродетели мудрости – философы. Они должны управлять государством. Носители добродетели мужества – стражи. Они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов. Все остальные должны добросовестно выполнять свои производственные обязанности. Платоновское государство контролирует все сферы жизнедеятельности своих граждан. Например, первые два сословия не должны иметь никакой частной собственности. Общими у них являются даже жёны, мужья и дети. Аристотель (384 – 322 до н.э.) был учеником Платон, однако затем разошёлся с ним во взглядах и основал собственную школу. Аристотель критикует Платона за то, что тот удвоил мир, приписав идеям самостоятельное существование. Бытие, по Аристотелю, не может находиться вне вещей. Бытие – это сущность. Оно отвечает на вопрос, что есть вещь? и представляет собой то, что делает предмет тем, что он есть. Аристотель делит сущности на высшие и низшие. Низшая сущность – это материя. У Аристотеля, как и у Платона, материя – это первичный материал, возможность вещей. Превращает её из возможности в действительность форма. Поэтому форма – это высшая сущность. Наивысшей сущностью Аристотель назвал чистую, полностью лишённую материи форму – Перводвигатель (источник жизни и движения всего Космоса). Аристотель назвал причины бытия: 1. Материальные причины – то из чего состоят вещи, их субстрат. 2. Формальные причины – здесь форма делает предмет тем, что он есть. 3. Действующие причины – своеобразная энергетическая база формирования вещей. 4. Целевая причина – отвечает на вопрос почему? отчего? Следовательно, учение Аристотеля – это телеология. Согласно ему, всё, что существует, обязательно имеет цель. Душа по Аристотелю, – это форма по отношению к телу. Ею обладают растения, животные и человек. Растительная душа имеет функции питания, роста и размножения. У животных добавляется способность желания: стремление к приятному и избегание неприятного. Человеческая душа разумна. Таким образом, главное отличие человека Аристотель видит в его способности к интеллектуальной жизни. Человек, по Аристотелю может жить полноценно лишь в обществе, в государстве. Большое значение здесь придаётся справедливости, которую Аристотель связывает с равенством. Справедливость состоит в равенстве, но не для всех, а для равных. Неравенство – это тоже справедливость, но тоже не для всех, а для неравных. По Аристотелю, неравенство – это нормальное, естественное состояние людей.

Основные типы (формы) движения материи, их специфика, взаимосвязь.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и отражается его органами чувств. До XIX в. материя отождествлялась с веществом, а с открытием электромагнитного поля понятие изменилось. Учение о материи составляет онтологию.

Одной из особенностей окружающего мира является то, что все составляющие его объекты находятся в постоянном движении. В движении находятся и метагалактика, и взаимодействующие элементарные частицы, и размножающиеся, производящие обмен веществ живые клетки, и социальные процессы. Движение вечно и неуничтожимо и является неотъемлемым свойством материи. Таким образом, движение – это любые взаимодействия объектов окружающего мира, а также изменение состояния этих объектов, которые вызываются данными взаимоотношениями.

Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:

1) по типам. Выделяются два основных типа движений:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.

Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.

2) по формам. Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.

Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название «редукционизм» (например, упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.