На озеро Бедуй, на Малый и Большой Абакан, к горячему источнику Аржан-Су

К содержанию
Схема района

В главе " Водные походы" уже описаны пути к Большому Абакану с запада, со стороны Телецкого озера. Пешие путешествия на Абаканы, а также комбинированные пеше-водные интереснее начинать с востока, с дороги Абаза - Ак-Довурак. Исходные пункты таких путешествий - поселок Большой Он, Курукульский перевал, озеро Кара-Холь.
Бассейны истоков двух Абаканов и их притоков - давние угодья саянских охотников и рыбаков. По берегам многих рек построены низкие, теплые избушки. Тропы здесь часто перегорожены свежими и старыми стволами упавших деревьев, иногда перехвачены молодой порослью ельника, иногда теряются на каменных или щебнистых грунтах и болотах. Тропы пробиты, как правило, по берегам рек, а если реки прячутся в каньоны, то взбираются на водораздельные гольцы. Ходьба без троп трудна и очень медленна из-за бурелома, болот, скал. В случае потери тропы лучше потратить время на ее поиски, чем бездумно бросаться в путь по азимуту.
Лучший вариант движения к истокам Абаканов - от Курукульского перевала по уже описанной тропе до реки Она. По Оне вниз, как уже говорилось, идет тропа от устья Куру-Куля до устья Каратоша (3 - 4 км). В 3 км ниже Каратоша на правом берегу Оны идет вниз по реке конная тропа, которая, в основном, сохранилась.
Брод через Ону на Каратош - ниже устья Каратоша. Тропа по Каратошу - хорошая, идет по лугам, через светлые " таежки" лиственниц. За отворотом тропы на озеро Пазарым долина расширяется, тропа поднимается на водораздел бассейнов Оны и Малого Абакана вдоль левого берега Каратоша. Там, где Каратош круто поворачивает с севера на восток, тропа переходит на правый берег и поднимается на Каратошский перевал (1874 м). От реки до перевала - 1 км. От устья Пазарымки до перевала - 15 - 18 км.
С перевала открывается вид на заснеженные гольцы и пики хребта, поднимающиеся почти на 3 км. На север протянулся хребет Чукчут, ближние вершины которого превышают 2, 5 км. Видны отсюда и истоки реки Изерла. Один из них - Пазаек берет начало на юге, в карах водораздельного хребта Сальджур, делящего бассейны Монагы, Оны и Малого Абакана.
С перевала тропа спускается строго на запад в долину небольшого правого притока Пазаека; скалистые останцы преграждают путь, и тропа тянется снова вверх, в бурную речушку, вторую составляющую Изерлы. При слиянии ее и Пазаека стоит охотничья избушка. Лес ниже Пазаека вырублен. Отсюда вверх по Пазаеку уходит в кары Сальджурского хребта тропа геологов.
Изерла - бурная и живописная. Она то и дело скрывается в узких каньонах, иногда поднимающихся над рекой на 50 м и более, часто низвергается водопадами. От плоского Каратошского перевала до слияния Пазаека с правым притоком - 7 - 9 км. Это начало Изерлы. В 5 км ниже она принимает правый приток. В 2 км вверх от устья выше каньона на притоке есть красивый водопад высотой 18 - 20 м. На запад от водопада поднимается почти на километр гора Высокая (2499 м).
Гору обходят двумя путями: северным и южным. Южный идет по трудной, часто теряющейся тропе левого берега Изерлы. От устья " Водопадной" речки до Малого Абакана - 15 - 18 км тяжелой тропы. Через 1 км ниже устья " Водопадной" в Изерлу впадает река Уздинек, в истоках которой с десяток красивейших каровых озер.
Другой путь лежит по " Водопадной". Через 1, 5 - 2 км следует подняться на северо-восточный отрог Высокой и через 3 - 4 км спуститься к речке - правому притоку Изерлы. Тропа проложена в зоне гольцов правого борта речки и спускается к Изерле в 2 - 8 км от Малого Абакана.
В 3 км выше устья Изерлы в Малый Абакан впадает слева река Аян. Ниже устья Аяна есть охотничья избушка, против которой можно перейти Малый Абакан по средней воде. Лучший брод - в 100 м выше устья Аяна. От устья Аяна на Аянский перевал через хребет Карлыган троп нет, хотя от избушки до перевала по прямой 7 - 8 км. Идти на перевал надо по тропе вдоль правого берега Малого Абакана вверх или вниз: вверх - до слияния рек Аныяк и Чибит, образующих Малый Абакан, а вниз - до первого левого притока Малого Абакана ниже Изерлы.
От устья Аяна до начала Малого Абакана - 6 - 7км хорошей тропы. Ниже стрелки Чибита и Аныяка тропа переходит через Малый Абакан и идет вверх по Аныяку на юго-запад. Там, где долина Аныяка плавно поворачивает на юг к истокам реки, в него впадает слева река Сулу-Куль. Здесь тропа раздваивается, Тропа на Большой Абакан бежит по Сулу-Кулю на северо-запад, спускается в долину верхнего Аяна (7 - 8 км), пересекает его и, сохраняя прежнее направление, выходит на плоский Аянский перевал. С перевала тропа спускается к правому истоку Большого Казырсука и по правому берегу приводит к месту слияния двух истоков. От перевала до слияния истоков - 7 - 8 км.
Интересна тропа вверх по Аныяку. От Сулу-Куля она бежит по левому берегу Аныяка, пересекает реку и поднимается на водораздел Аныяка и Чибита. Через 6 - 8 км после брода через Аныяк тропа подходит к левой составляющей Чибита - речке Кызыл-Балкаш (Болгаш). Вторая составляющая Чибита - речка Кумый. По Кызыл-Балкашу тропа идет вверх 6 - 7 км и еще через 1 - 2 км поднимается на перевал Кызыл-Балкаш на Шапшальском хребте (не Балкай!), С перевала тропа спускается в речку Кара-Тумыш, тянется 4 - 5 км вдоль ее левого берега, затем покидает ее, пересекает заболоченное урочище Ташту и приводит к озеру Итыкуль, из которого вытекает Чульча (алтайская) - правый приток Чулышмана. От Итыкуля есть тропы на Монагы, на Узун-Холь, Кара-Сулук и Алаш, на Телецкое озеро.
От перевала Кызыл-Балкаш всего несколько километров до вершины гольца Ажу-Тайга (2858 м).
Вторая тропа от Изерлы на Аянский перевал на Карлыгане идет, как говорилось, вверх по левому притоку Малого Абакана, впадающего в 5 км ниже Изерлы. Через 2 - 2, 5 км тропа сворачивает на юго-запад, поднимается на гору и, пересекая левые притоки Аяна, выводит на вершину Аянского перевала.
От слияния двух истоков Большого Казырсука до озера Бедуй (Тайменное) - всего 2 км. Путь на Бедуй (Поодуй) лежит по ключу, впадающему в левый Большой Казырсук, и по правому берегу выводит к озеру. Этот ключ, вопреки распространенному мнению, не вытекает из Бедуя, хотя фильтрация от озера к ключу вероятна. Бедуй имеет около 3 км в длину и около 1, 5 км в ширину. У западного берега - старая база геологов. Тропа вдоль озера идет по северному берегу. В Бедуе водятся хариус и таймень.
Из озера вытекает на запад речка Малый Бедуй, вдоль нее идет тропа вниз, иногда переходя речку. Через 4 км с юга подходит Большой Бедуй. Тропа пересекает оба Бедуя и выходит на левый берег реки Бедуй. Через 10 км слева в Бедуй впадает Вторая речка, еще через 4 км тоже слева - Большой ключ. От Большого ключа до теплого целебного источника Абаканский Аржан-Су - 2 - 2, 5 км.
Источник Аржан-Су находится на левом берегу реки Бедуй, в 200 м от берега. От него до Большого Абакана идет хорошая тропа. По ней до устья Бедуя - 5 км. Источник известен хакасам, алтайцам и тувинцам с незапамятных времен. За много сотен километров пешком и верхом пробирались сюда больные люди. Слава о целительной силе Аржан-Су шла от аила к аилу, от стойбища к стойбищу. Температура воды источника 37, 4& deg;. Вода содержит радиоактивные микроэлементы и, по словам лечащихся, исцеляет ревматизм, радикулит, конъюнктивит, желудочные заболевания. Поскольку желающих принять ванны много, купания регламентируются самими посетителями. Из Абазы до устья Бедуя ходят лодки-моторки, хозяева которых по договоренности возят пассажиров на " Теплые воды".
В 2 - 2, 5 км от Аржан-Су тропа, ушедшая к Большому Абакану, раздваивается: одна ветвь идет к устью Бедуя, другая - на запад. Вторая тропа выходит к броду через Большой Абакан выше устья реки Коный. По левому берегу Большого Абакана есть тропа к верховьям по меньшей мере до устья реки Коэтру (левый приток Большого Абакана). По Коэтру - один из путей туристов с Телецкого озера.
От устья Бедуя можно плыть вниз по Абакану до Абазы (см. " Водные маршруты").

Данная страница нарушает авторские права?