Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Локк о необходимости критической гносеологии.






Джон Локк, так и как и Гоббс продолжает линию английского эмпиризма, основателем которого является Френсис Бэкон и так же придерживается принципа сенсуализма, согласного которому нет ничего в разуме такого, чего ранее не было бы в чувствах. Отталкиваясь от этого принципа сенсуализма, Локк подвергает критике учение Декарта о врожденных идеях, при этом он использует как данные из детской психологии, так и психологии взрослых людей, прежде всего, тех людей, у которых нет психической нормы, а также данные из социальной психологии диких первобытных народов.

В частности, Декарт утверждал, что законы логики Аристотеля (закон противоречия и закон тождества) являются врожденными. Однако, Дж. Локк утверждает, что дети вообще не имеют представлений об этих законах, поэтому эти законы не носят всеобщий и автоматический характер действия этих законов. Кроме того, люди, которые лишены психической нормы, также, как правило, не пользуются в своём мышлении этими законами.

Исследователи истории развития философской мысли единодушно называют его творцом первой завершенной философской теории познания. В своем основном философском произведении «Опыт о человеческом разуме» он пишет: «Моя цель состоит в исследовании происхождения, достоверности и меры охвата человеческого познания» (Опыт о человеческом разуме, книга I, 1, § 2). Мы можем сказать, что эта цель была основной целью философского творчества Джона Локка.

В построении своей теории познания Локк исходил из признания объективно, вне нашего сознания, существующего мира материальных вещей. Отсюда для него, все человеческие идеи и понятия возникают в результате воздействия внешнего мира на наши органы чувств. Таким образом философию Джона Локка можно назвать философией материалистической, поскольку для него, если говорить современным философским языком, материя - первичная, а сознания, дух – вторичные. Исходя из этого, философ выступил с развёрнутой критикой картезианского учения о врождённых идеях. Более того, Локк решительно не соглашался с современным ему философом Лейбницем, которые несколько смягчал учения Платона-Декарта о врождённых идеях и говорил, что человеку врождены только «наклонности, расположения, привычки, естественные потенции». Локк доказывал, что нет никаких доказательств существования ни врождённых идей, ни врождённых привычек. Ссылка на «Общее согласие», говорил он, не доказывает врождённости; многие мнимо врождённые принципы не были предметом всобщего согласия; они, например, не известны детям или идиотам; даже если утверждение принимается, поскольку оно понято, то это ещё ничего не доказывает; иначе все аналитические суждения были бы врождёнными; частные суждения и утверждения всегда появляются прежде общих; ещё менее ясности в отношении практических принципов. «Где же эти врождённые принципы справедливости, благочестия, благодарности, правды, целомудрия? – Спрашивал Локк. – Где то всеобщее признание, которое уверяет нас в существовании таких врождённых правил?.. И если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни чувствуют угрызения совести из-за того, в чём другие в другом месте усматривают свою заслугу» (II, 20, § 2).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.